Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по литературе для 11 класса по творчеству Булата Окуджавы

Литературно – музыкальная композиция по творчеству Булата Окуджавы 11 класс
Описание материала: Данное мероприятие по литературе предназначено для учащихся 11-х классов. Его целесообразно провести после изучения темы  «Современная авторская песня».
Тема мероприятия: «Давайте понимать друг друга с полуслова…»          
(Литературно- музыкальная композиция по творчеству Б.Окуджавы. )
Цели:
1) Заинтересовать учащихся личностью Б. Окуджавы, увлечь поэтическим и песенным творчеством автора.
2) Выявить основные темы творчества Б.Окуджавы.
3) Прививать учащимся любовь к песенной поэзии.
Ход мероприятия:
Звучит песня Б.Окуджавы «Живописцы».
I Вступление
Слово учителя:
Имя Булата Окуджавы…
Возможно, оно известно не всем вам. И я предвижу, что ту песню, которая сейчас прозвучала в исполнении автора, вы слышите впервые. Это голос Булата Окуджавы, поэта-песенника, барда. Почему мы решили посвятить сегодняшние мероприятие, а точнее литературно-музыкальную композицию Б.Окуджаве? Впереди у нас уроки, на которых мы будем изучать творчество бардов: Высоцкого, Визбора, Галича. И как всегда на уроках не хватает времени, а хочется более подробно остановиться  на отдельных страницах из жизни и творчества Б.Окуджавы. Но мне хотелось бы, чтобы данное мероприятие было бы не просто средством для получения той или иной информации о творчестве поэта-барда, а стало бы средством общения друг с другом. Поэтому мы и назвали данное мероприятие «Давайте понимать друг друга с полуслова:».
Закономерность появления песен Б. Окуджавы высказал поэт Давид Самойлов:                                
Былым защитникам державы
Нам не хватало Окуджавы.

Возможно, вам это трудно понять. Вы другое поколение, у вас своё отношение к жизни, свои убеждения. И я не хочу навязывать вам то, о чём говориться в стихах Б.Окуджавы, поучать какими-то репликами из его произведений, предостеречь от какого-то опыта. Да и сам поэт никогда не ставил перед собой такой задачи: (стр. 4-5, журнала «Мы», №2/90г.). Но я думаю , ничего не знать о песенной поэзии Б.Окуджавы мы не имеем никакого морального права.
Как Б.Окуджава начал писать песни? Однажды в кругу друзей, желая их развлечь, исполнил под довольно разухабистый мотивчик шутливое стихотворение и некоем Ваньке Морозове. (Чтение стихотворения или прослушивание записи). Песня вызвала бурное одобрение друзей, и, воодушевлённый, Окуджава за очень  короткое время написал ещё несколько. Кстати, первую песню он написал, когда ему было далеко за 30.
Его внезапное и довольно позднее увлечение песенным творчеством не случайно. Судьба этого человека, никогда не учившегося музыке, тем не менее, складывалась так , что его детство и юность оказались интенсивно насыщенными самыми разнообразными музыкальными впечатлениями.
II Сообщение учащихся. (стр. 7-8 «Песни Б.Окуджавы», «Музыка» 1989г.)
III Учитель:
Какие темы особенно волновали поэта-песенника? Одна из основных – тема войны.
IV Сообщение учащихся. (стр. 233 «Русская литература XXв», Смоленск, 90г.) Из воспоминаний Б.Окуджава:
«…9 мая1945 года. Мне исполнился 21 год… После госпиталя я был в Тбилиси. Мы с приятелем пошли бродить по ликующему городу. Люди целовались. Обнимались. Многие плакали. А меня, помню, всё равно преследовало ощущение вины, особенно, когда я говорил с теми, у кого кто-нибудь не вернулся.                                                                                                        
На войну я шел добровольцем, после девятого класса, в 1942году. Есть у меня об этом рассказ «Утро красит нежным светом…» Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически  настроенным мальчиком, но и романтиком тоже, конечно. Романтизм очень скоро, буквально через несколько дней улетучился: оказалось война – это тяжелая, кровавая работа. Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Рождения 24 –го мало кто уцелел. Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко…»

V Стихотворение и песни Б.Окуджавы не столько о войне, сколько против нее.
Чтение стихотворения учителем «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

VI Чтение стихотворения учащимся «Вы слышите, грохочут сапоги!… »

VII Учитель:
         Все мы, я думаю, знаем песню «Мы за ценой не постоим». Написана она на стихи Б.Окуджавы к фильму «Белорусский вокзал». Из воспоминаний Б.Окуджавы (стр. 161 «Песни Б.Окуджавы», ж. «Музыка», 1989г.)

VIII Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал» «Мы за ценой не постоим…»

IX Стихотворение «Простите пехоте…» (читает ученик)

X  Учитель. Из воспоминаний Б.Окуджавы (стр. 41 «Песни Б.Окуджавы»)

XI Стихотворение «О Леньке Королеве» (читает ученик)

XII Тема, без которой нельзя представить творчество Б.Окуджавы –тема Арбата. Из воспоминаний  поэта – песенника . (стр. 233 «Русская литература»).
«Моя Родина – это Арбат; я родился на Большой Молчановке, воспитывался на арбатском дворе, в детстве у меня была русская няня  из деревни, все это я впитывал, жадно воспринимал и рос истинным арбатцем. Потом меня стали возить в Грузию, на родину отца и матери. Так параллельно с арбатской появилась грузинская линия, возник какой – то второй поток во мне. И все же я оставался москвичом, и в поэзии меня воспитывал русский фольклор. После войны учился в Тбилисском университете, но чувствовал себя арбатцем, грустил, страдал в отрыве от Москвы».

XIII Стихотворение «Ты течешь, как река… »(читает учитель)

XIV  Запись . Песня в исполнение автора «Плач по Арбату».

XV Стихотворение  «А годы проходят…»(читает учащийся).

XVI Стихотворение «Пускай моя любовь как мир стара…  » (читает учащийся)

XVII Учитель:
Песни Б.Окуджавы – это чаще всего песни, которые мы слышим в кинофильмах. Многие напевали, хотя совсем не знали, что их автор Б.Окуджава. Кто не видел фильм «Белое солнце пустыни»? Наверное, таких нет. И полюбили мы его не только за интересный сюжет, игру актеров,  но и за прекрасное музыкальное оформление.

XVIII Песня из кинофильма «Белое солнце пустыни» «Ваше благородие…» (запись).

XIX Учитель:
В 80 – х годах вышел фильм «Нас венчали не в церкви», в котором прозвучал романс на стихи Б.Окуджавы «Любовь и разлука». Сегодня мы прослушаем его в исполнении Александра Малинина.

XX Романс «Любовь и разлука» (запись).

XXI Учитель:
После такого романса грех не перейти к лирической теме – теме любви. Из воспоминаний Булата Окуджавы (стр. 80 «Песни Б.Окуджавы»).

XXII Чтение учителем стихотворения «Не бродяги, не пропойцы… ».

XXIII Учащиеся читают стихотворения:
«Эта женщина! Увижу и немею…», «Глаза, словно неба осеннего свод…», «И когда под вечер над тобою…».

XXIV Учитель:
Литературная судьба Б.Окуджавы. Какая она? Свою судьбу он считает счастливой.
«…У меня, в общем, счастливая литературная судьба. Она сложилась из многочисленных трудностей, препятствий, конфликтов – это ли не счастье? Судьба меня закалила, многому научила и в то же время  не лишила способности выражать себя теми средствами, которыми наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился – не мне судить. Во всяком случае, я очень старался. Если б я умел обольщаться на свой счет, я бы считал, что мне предстоит теперь написать самую значительную свою вещь. Но, к счастью, я научился не обольщаться…  » (стр. 238 «Русская литература XXв.»).
XXV Учитель:
Немало у Окуджавы песен, которые имеют огромный философский смысл. Песни о жизни, о смерти, о любви, о месте человека в этом мире, о том, для чего живет человек?

XXVI Звучит песня «Виноградную косточку в земля зарою…».

XXVII Стихотворение «Быстро молодость проходит…» (читает учащийся).

XXVIII У поэта соперника нету…  (читает учитель).

XXIX Заключение. Учитель.
Какой – то особой магией обладают некоторые словосочетания стихов и песен Б.Окуджавы. Они как – то незаметно входят в состав нашей души, заставляют задуматься о многом, понимать друг друга. И на призыв Окуджавы: «Давайте понимать друг друга с полуслова», хочется сказать: «Давайте». Эти добрые слова, по – моему, дороги тем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому верно служит хорошая бардовская песня.
XXX Звучит песня «Давайте восклицать…» (исполняют учащиеся).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Опубликовано: 3910 дней назад (18 февраля 2014)
Просмотров: 6106
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Любовь Викторовна Валясина # 19 февраля 2014 в 12:26 0
Очень люблю творчество этого автора!!! Спасибо!