Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Активные методы обучения в вечерней школе

Статья "Активные методы обучения как средство повышения уровня мотивации учебной деятельности обучающихся вечерней школы"
В статье содержатся материалы исследования кандидата педагогических наук Рысенковой А.Е. по организации коллективной учебной работы на уроках в вечерней школе, рекомендации из опыта работы учителя географии Дятловой М.В, разработка урока географии с применением технологии активных методов обучения, адаптированного к уровню подготовленности и особенностей развития учащихся вечерней школы, результаты рефлексии.
Проблема повышения уровня мотивации учебной деятельности обучающихся вечерних школ была и остаётся одной из актуальных на протяжении длительного времени.
Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование активных методов обучения (далее – АМО).
Повышение уровня учебной мотивации — процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Поисками путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитием их познавательных способностей и самостоятельности занимаются педагоги, психологи, методисты и учителя.
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.(6)
Общеизвестно, что у значительной части учеников вечерних школ качество знаний неудовлетворительное, обусловленное отрицательной мотивацией к обучению, значительными пробелами в знаниях, низкими творческими способностями. В связи с этим в настоящее время мы в своей работе большое внимание уделяем педагогическим технологиям, «которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств» (В. Н. Кругликов).(6)
Так автор научной статьи, кандидат педагогических наук Рысенкова Альбина Евгеньевна ориентирует учителей вечерних школ «на организацию коллективной учебной работы с целью активизации познавательной деятельности учащихся»(7), мы согласны с ней, что именно в результате коллективной работы обучающихся возникают эффекты взаимного стимулирования, соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно.
Учитель географии вечерней школы Дятлова М.В. делится своим опытом работы с учениками « это ролевые игры, технология развивающего обучения, технология формирования критического мышления».(8) Следовательно, игровая форма организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей обеспечивает более эффективное освоение ими образовательной программы.
Игра является важным стимулом в обучении. Посредством игры идёт возбуждение познавательного интереса, активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в результате чего создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. (2)
Активные методы обучения обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, они строятся на практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, диалоге и дискуссии, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Но при всем разнообразии АМО, большая часть из методик рассчитана на учащихся самостоятельных, активных, которые обладают достаточно высокой мотивацией к обучению.
Контингент учащихся вечерней школы в основном не имеет вышеперечисленные качества. Многие учащиеся нашей школы имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности, волевой сферы и интеллектуальных способностей, нередко нежелание учиться в связи с обстоятельствами жизни. Всё это приводит к трудностям организации их самостоятельной работы на уроке.
Мой педагогический опыт заключается в адаптации АМО «Автобусная остановка» к уровню подготовленности и особенностей развития учащихся вечерней школы и состоит в следующем: весь класс разбивается на группы, в зависимости от количества вопросов, рассматриваемых по теме. Каждая группа распределяется по «автобусным остановкам», на которых в течение 5 минут каждая группа обсуждает вопрос и записывает основные ответы на лист бумаги. После выполнения задания, группы переходят на «следующую остановку», где знакомятся с материалом, который был зафиксирован предыдущей группой и дополняют своими мыслями. Учащиеся переходят, пока не вернутся на «остановку», с которой начался маршрут. После чего один учащийся из группы презентует результаты работы по данному вопросу.
Адаптация АМО «Автобусная остановка» заключается в том, что этап самостоятельной работы по «остановкам», который предполагал обсуждение вопроса на основе собственного опыта и знаний, формулировку основных тезисов был заменен выбором нужных тезисов из предложенных мною карточек. На каждой «остановке» находились пронумерованные конверты с карточками, каждая группа (в соответствии с очередностью) брала свой конверт и выбирала из 8 тезисов 4 правильных, которые относились к вопросу. Каждая следующая группа, прочитав выбранные тезисы, дополняла тезисами из своего конверта, а также (при необходимости) могли использоваться тезисы из конверта предыдущей группы.
Рассматриваемая на уроке тема «Мировое хозяйство» включала 4 вопроса, соответственно класс был поделен на 4 группы. Вопросы, которые были даны для обсуждения на «остановках»:
- остановка «Хозяйственная», вопрос № 1. Понятие о мировом хозяйстве;
- остановка «МГРТ», вопрос № 2. Международное географическое разделение труда;
- остановка «Интеграционная», вопрос № 3. Международная экономическая интеграция;
- остановка «ТНК», вопрос № 4. Интернационализация хозяйственной жизни. Транснациональные корпорации (ТНК).
Продолжительность работы составила 25 минут. В завершении мною была подготовлена презентация по изучаемым вопросам, которая (при необходимости) вносит коррективы в ответы учащихся и подводит итоги работы класса в целом.
Активное взаимодействие учащихся в группах в процессе изучения материала позволило возбудить их познавательный интерес, а это, в свою очередь, активизировало психические процессы: внимание, запоминание, восприятие, мышление, способствовало самостоятельному поиску знаний, формированию личностных качеств: творчества, самостоятельности, трудолюбия. Образовательные цели и задачи урока были достигнуты. На основании всего вышеизложенного видна целесообразность дальнейшего применения технологии АМО в образовательной деятельности с обучающимися.
Подводя итоги работы по адаптации активных методов обучения, как средству повышения уровня мотивации учебной деятельности обучающихся вечерней школы были сделаны следующие выводы:
- адаптация АМО «Автобусная остановка» к уровню подготовленности и индивидуальных особенностей учащихся привела к положительным результатам;
- в процессе выполнения задания были использованы групповые формы работы, частично проблемно-поисковый метод, была задействована и визуальная (прочтение карточек, поиск правильного варианта) и слуховая память (подведение итогов работы);
- благодаря возможности работать в группе, у учащихся происходил процесс общения друг с другом, что также помогало им получить дополнительную информацию;
- используя метод «Автобусная остановка» решается ряд и воспитательных задач: развитие умения уважительно относиться к мнению другого; выработка лидерских качеств, развитие умения слушать и отстаивать свою точку зрения, а также работать в коллективе.
В результате рефлексии было выявлено:
Понравился ли вам игровой метод обучения?
Да - 75%
Что именно понравилось?
Возможность двигаться и разговаривать - 60%; самостоятельность при изучении вопросов – 40%
Что вам не понравилось?
Недостаток времени – 30%
Хотели бы вы учиться с использованием игровых методов обучения?
Да - 70 %.
Полученные результаты дают основание утверждать, что игровые технологии с применением активных методов обучения в вечерней школе являются одним из эффективных средств повышения уровня мотивации учебной деятельности обучающихся.

Список использованной литературы:
1. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. [Электронная версия].- 2005 - 2008.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.-1966.- №6.
3. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика,2000.- № 7.
4. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012 - 255
(Серия «Это - ты»).
5. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. - М., 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Статья-размышление учителя русского языка и литературы Описание активного метода обучения "Автобусная остановка" Обучение проектированию на уроке Методы обучения математики

Похожие статьи:

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Интерактивные методы обучения

Формы обучения в психологии

Внеклассное занятие «Пиво: мифы и реальность». Конспект для старшеклассников
Опубликовано: 3767 дней назад (11 июля 2014)
Просмотров: 8354
+8
Голосов: 8
Татьяна Вениаминовна Волкова # 11 июля 2014 в 15:03 +2
Коллективный метод обучения является наиболее эффективным для усиления мотивации обучающихся. Ваша методика Автобусной остановки способствует активизации мыслительной деятельности, росту процента успеваемости и качества знаний(а это немаловажно в межаттестационный период). Достаточно большое количество тем подходит для использования такой методики, способствующей росту познавательной и творческой активности.Голосую +1
Светлана Федоровна Короткова # 11 июля 2014 в 19:06 +2
С большим удовольствием оставляю свой голос. Статья познавательная, ведь повышение уровня учебной мотивации серьезная тема, особенно при работе в вечерней школе. Использование активных методов обучения приведет к положительному результату.
Вера Анатольевна Ноженко # 11 июля 2014 в 19:24 +2
Татьяна Вениаминовна и Светлана Фёдоровна! Благодарю Вас за положительные отзывы моей статьи.Действительно уроки с применением технологии АМО проходят намного интереснее,обучающиеся активно включаются в учебную деятельность,что в конечном итоге приводит и к повышению уровня учебной мотивации и качества знаний.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 11 июля 2014 в 19:23 +4
Вера Анатольевна, спасибо за приглашение и мне очень жаль, что его я не получила раньше, мы бы с вами исправили тот шрифт, которым вы написали свою статью. Данный шрифт используется только для ЗАГОЛОВКА и я надеюсь, что в дальнейшем вы не допустите такой ошибки. Читать очень сложно материал, всё сливается. Я надеюсь, что вы не обидитесь, а прислушаетесь. И второй момент по оформлению, обязательно необходимо указывать автора материала. Как учителя-предметника, меня очень заинтересовало содержание статьи, так как в современной школе просто необходимо мотивировать обучение учащихся и данные методы только улучшат мотивацию. Спасибо за полезный и своевременный информационный совет. Надеюсь, что в следующей своей публикации вы будете более внимательны к оформлению своего материала. Желаю вам творческих успехов!
С уважением, Т.Н.
Вера Анатольевна Ноженко # 11 июля 2014 в 19:28 +2
Да, Татьяна Николаевна!Первый блин всегда комом, так и у меня.Засуетилась, времени не хватило разобраться как следует, а когда освободилась, уже поздно.Как вы считаете, не возникнет ли у меня проблем с публикацией?Я очень переживаю на этот счёт.
Светлана Алексеевна Хватова # 13 июля 2014 в 15:54 +1
очень познавательная статья!
Вера Анатольевна Ноженко # 14 июля 2014 в 11:58 +1
Спасибо.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 7 августа 2014 в 20:27 +2
Вера Анатольевна, проходила мимо решила к Вам заглянуть на огонек. А тут такая статья познавательная, ведь повышение уровня учебной мотивации серьезная тема, особенно при работе в вечерней школе.Вы в придумали интересную игровую форму, через которую учащиеся лучше будут усваивать материал. Спасибо. Мой голос.
Вера Анатольевна Ноженко # 7 августа 2014 в 23:56 +2
Галина Евгеньевна!Спасибо за положительный комментарий моей статьи!Игровые методы обучения способствуют активному вовлечению обучающихся в учебный процесс,повышают учебную мотивацию.