Классный час на тему: "Ах, зимушка-зима!" для 1-2 класса. Конспект
Автор: Корепанова Ирина Олеговна, учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ Балезинская средняя общеобразовательная школа № 2, п. Балезино Удмуртской Республики
Описание материала: Данный классный час будет интересен учителям начальных классов. В ходе его проведения дети отгадывают загадки о зиме, повторяют названия месяцев года, учатся правильно называть природные явления, знакомятся с зимующими и перелетными птицами, беседуют о том, как помочь птицам пережить зимнее время года, получают задание на дом – сделать кормушку. Как итог – совместное развешивание кормушек, сделанных своими руками или родителями.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, иллюстрации-слайды (зимние пейзажи, птицы с их названиями), загадки о зиме, авторское стихотворение "Зимнее счастье".
Цель: Формирование у детей понятий: красота, доброта, забота, трудолюбие.
Задачи:
- повторение знаний о зиме как времени года, познакомиться с зимними природными явлениями и особенностями жизни и поведения животных.
- развивитие памяти, речи, внимания, познавательного интереса к окружающему миру, мышления;
- воспитание любови к природе, чувства доброты, сопереживания птицам и зверям в холодное время года.
Содержание
1. Орг. момент
Учитель: Посмотрите, как красиво стоит Арина, как аккуратно сложены ее школьные принадлежности, как внимательно она меня слушает – Арина готова к занятию (демонстрация фото-картинки красивой аккуратной школьницы или примером служит ученица в классе). А вы? Все ли готовы к уроку? (ученики выравниваются, успокаиваются) Молодцы!
2. Актуализация знаний
Учитель: Начать мне хочется со стихов. А вы послушайте и попробуйте представить картинку –иллюстрацию к стихотворению :
Просыпаюсь сегодня ранешенько,
А за окнами - чудеса!
За ночь снегом все запорошило.
Глаза жмурю - такая краса!
А в душе что-то словно прыгает,
Точь как в детстве - восторг какой!
Ощущение, как будто в книге я,
Книге сказочной и большой.
И в той сказке, волшебно-заснеженной,
Потихоньку творя чудеса,
Дед мороз воеводит, бережно
Укрывая периной леса.
И безумно хочется в сказку мне,
Или в детство - что все равно -
Где с друзьями с горы в салазках
Мчимся с счастьем в связке одной...
Эх! Возьму-ка с собою саночки,
Потеплей рукавицы надену,
И отправлюсь в мир полный сказочек,
В мир волшебный, к чудному деду!
3. Объявление темы и постановка целей занятия.
Учитель: (Свою речь учитель иллюстрирует фото-слайдами)
- Какие картины вы представили? (зима, снег, все белое, зимний лес и т. д)
Скажите, о чем мы сегодня будем с вами беседовать? (О зиме, зимнем лесе)
Конечно! И тема нашего классного часа (проектирование темы на экран) «Ах, зимушка-зима!»
-А что же такое – зима? ( предполагаемые ответы детей: время года, холодное, снежное, когда ночи длинные, дни короткие, когда можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков, играть в снежки,…) А для чего мы сегодня будем говорить о зиме?
(что бы узнать о ней что-то новое и интересное, что бы научиться понимать особенности поведения зимой природы: животных, птиц…)
4. Актуализация знаний
Учитель: Давайте послушаем Илью – он приготовил нам интересные загадки.
УЧЕНИК
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а... ( снежинки )
Летит – молчит,
Лежит – молчит.
Когда умрет,
Тогда заревет. ( снег)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.(мороз)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
Учитель: -О каких природных явлениях сейчас мы отгадывали загадки? (снег, холод, мороз, реки покрываются льдом, на крышах – сосульки) Можем мы видеть эти явления в другое время года? (нет, это зимние природные явления).
- Чем еще интересна зима? Послушаем загадки, приготовленные Машей.
УЧЕНИК:
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (лыжи)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (санки)
Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (коньки)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (снеговик)
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)
Учитель: -О чем загадки? (о играх и занятиях людей зимой). Можно ли играть так в другое время года? (нет – это зимние игры) Давайте тоже поиграем в игру «Снежки»
ИГРА «Снежки» под музыкальную композицию (физминутка)
- Следующие загадки зимних месяцах.
УЧЕНИК
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на лугу
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдёт -
Мы встречаем Новый год. (декабрь)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... (январь)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (февраль)
Учитель: Сколько всего месяцев в году? (12. Перечисляют) А вы знаете, что есть такая сказка «Двенадцать месяцев? (демонстрация книги). Это очень интересная и полезная сказка. Я думаю, вы найдете время прочитать ее.
Следующие загадки готовила нам Настя.
УЧЕНИК
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри —
Там на ветках... (снегири)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее... (синичка)
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его... (медведь)
На его спине — иголки.
И длинны они, и колки.
Потому-то вдоль дорожек
С ними смело ходит... (ежик)
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его?... (Зайчишка)
Учитель: О ком эти загадки? (о животных). Животные как и люди подстраиваются к зиме – к изменениям температуры, к отсутствию корма. Как? Например, зайцы, лисицы и волки – линяют. Их мех становится гуще и теплее. Так же как и люди. Которые надевают теплую одежду. А у зайцев шкурка меняет цвет. Для чего? (что б лучше скрываться от врагов на фоне белого снега).
Учитель: Как медведь и еж переживают зиму? (они впадают в спячку) а делают они это от того, что в лесу нет для них пищи зимой, и что б не замерзнуть и не умереть от голода, они ложатся спать. А когда спят – есть не хочется, ведь им хватает запасенного за лето подкожного жира).
Учитель: Как птицы приспособились к зиме? Некоторые улетают в теплые края (журавли, утки, гуси, ласточки, скворцы, соловьи). Некоторые перебираются на время зимы ближе к человеческому жилищу (синицы, клесты), где ищут корм, так как в лесу есть уже нечего.
Именно для таких птиц мы и делаем кормушки – что б они не замерзли и не умерли от голода. Ребята, а у вас около дома есть кормушки? Давайте посмотрим. Как и из чего можно сделать кормушку самим или вместе с родителями.
5. Домашнее задание.
Учитель: Мне очень жалко птиц зимой. А вам? Я предлагаю тоже смастерить кормушки и развесить их на территории школы и во дворах ближайших домов. И до весны ходить и подкармливать наших гостей из леса. Давайте дома вы сделаете каждый кормушку, принесете в класс, а на следующем классном часе мы все вместе пойдем их развешивать! Ребята с удовольствием соглашаются и совместно принимают решение вести дневник наблюдения до весны – сколько и какие птицы прилетали к нам «на обед».
4. Итог занятия
Ну а сейчас давайте вспомним – о чем мы сегодня беседовали? ( О зиме). В начале занятия мы поставили себе цель – узнать что-то новое и интересное об этом времени года, о жизни животных зимой. Узнали? Что? (ответы детей). К какому пришли выводу? (Зимой красиво, интересно, весело. Но не всем: животные нуждаются в нашей помощи в суровых зимних условиях. Особенно тяжело оседлым птицам. И мы решили подкармливать птиц, что б они не замерзли.)
А вот результат нашей работы:
Рекомендуем посмотреть:
Миниатюра для начальной школы «Сказки братьев Гримм»
Классный час на тему: Животные леса зимой, 3 класс
Классный час на тему: Зимний лес, 5-6 класс
Классный час: День бенгальских искр и гирляндных огней, 5 класс. Разработка
Похожие статьи:
Конспект зимнего досуга для детей 3-4 класса
Стихи о зиме русских поэтов для детей 3 класса
Пришвин «Птицы под снегом»
Носов «Тридцать зёрен»
Коваль «Снегодождь»