Дошкольный возраст важнейший период в формировании осанки человека.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.
Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.
В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятиях, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течении всей жизни.
Цель проекта: познакомить детей с понятием «правильная осанка» и мерами по профилактике её нарушения.
Задачи:
• познакомить детей с понятиями «осанка», «правильная осанка», «царственная осанка», «сколиоз»; методами по профилактике её нарушения;
• развивать умение выполнять физические упражнения, предотвращающие развитие сколиоза;
• побуждать детей к самостоятельной экспериментальной
деятельности к экспериментированию с пластилиновыми человечками;
• развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
• воспитывать бережное и внимательное отношение к своему организму, желание заботиться о нём, о своём здоровье и здоровье окружающих.
Так же важное значение имеют такие факторы как:
• своевременное правильное питание;
• свежий воздух;
• подбор мебели в соответствии с длиной тела;
• оптимальная освещенность;
• привычка правильно переносить тяжелые предметы;
• привычка правильно сидеть за столом;
• расслаблять мышцы тела;
• следить за собственной походкой.
Одним из составляющих режима является обязательное проведение физкультминутки на занятиях. Физкультминутка проводится в момент проявления первых признаков утомления детей. Физкультминутка носит активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки. Она представлена несколькими физическими упражнениями (3-4упр.), которые выполняются детьми стоя у своих столов или на свободном месте в групповой комнате. Физкультминутка может проводиться в форме упражнений общеразвивающего вида, дидактической игры с разными движениями, танцевальных, игровых, имитационных движений. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, предполагают участие мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырёх направлениях), ног (приседания, прыжки). Все эти упражнения улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, способствуют развитию чувства правильной позы
• Работая с детьми детского сада мною наблюдается постоянная потребность детей в движении. По сравнению с младшим возрастом, дети старшего дошкольного возраста более подвижны, выносливы. Движения более координированы и точны. Но, несмотря на эти изменения, проводя образовательную деятельность, требующие сосредоточенного внимания и умственной нагрузки, часто наблюдается вялая осанка и неправильное положение тела, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости детей.
Исходя из интересов детей, в образовательной деятельности чаще использую физкультминутки, сопровождаемые текстовкой. При выборе физкультминутки мною учитывается вид деятельности и его тематика.
В работу по разучиванию физкультминуток могут быть привлечены родители. Для этого я помещаю перечень физкультминуток на месяц в информационный уголок для родителей в раздел «Учите с нами». Так же использую подвижные и малоподвижные игры, такие как:
«Мастер мяча»
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.
«Длинная скакалка»
Цели игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы; укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания. И другие.
Привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей правильной осанки. Помогает мастер –классы с родителями, консультации, наглядный материал, анкетирование родителей, совместные праздники, турниры.
Подводя итог, следует сказать, что правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, её необходимо формировать. Известно, что воспитание ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения положения тела: лёжа, сидя, стоя. Мы взрослые должны научить ребёнка правильной осанке, а также, научить его расслабляться. Поэтому физкультминутки и игры можно бесспорно назвать средством профилактики нарушения осанки. Я уверена, что только правильное соблюдение и организация двигательной активности, в том числе проведение физкультминуток, игр может привести к сохранению и укреплению здоровья детей!
Рекомендуем посмотреть:
Социальные факторы развития детей дошкольного возраста
Общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Похожие статьи:
Плохие привычки хороших детей. Как с ними бороться
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте