Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

Развитие познавательной сферы ребенка - дошкольника

Дошкольный период — это один из самых важных и значительных этапов развития познавательной сферы ребенка. В этот период развиваются творческие особенности ребенка, и основной сферой для творчества является рисование. Все, что ребенок видит вокруг себя, он изображает в рисунках. В них и переживания, и личное отношение ко всему, что окружает маленького человека.

В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность. Если раньше его вопросы в основном касались окружающих, то теперь ребенок начинает оценивать себя и сравнивать с окружающими. Возраст от трех до пяти — это возраст «почемучек». Малыша интересует все: что это? зачем? почему? что будет? Он исследует мир и свое место в этом мире.

В пять-шесть лет возраст «почемучек» продолжается, но теперь жажда исследований перемещается на окружающие предметы: ребенок может разобрать (разломать) свою игрушку, папины часы или магнитофон, девочки исследуют мамину косметику, проводят эксперименты с ножницами и создают новые прически куклам или себе. Жажда открытий выводит малыша за порог дома — на чердак или в подвал, на мусорную свалку, пруд или пустырь.

В игре и исследовании окружающего мира развиваются творческие способности, воображение и кругозор ребенка.

В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины — фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный мир. В пять лет ребенок способен самостоятельно заниматься аппликацией. Рисование и аппликация для ребенка — это игра. Она может быть как индивидуальной, так и в группе. Дети показывают друг другу свои работы, рассматривают их, задают вопросы, спрашивают, рассуждают. Все это помогает им развиваться интеллектуально, эмоционально, выражать через творчество свою индивидуальность.

Восприятие мира, предметов, явлений и событий в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок целенаправленно наблюдает, рассматривает, ищет, что, конечно же, способствует лучшему пониманию происходящего. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Взрослые (родители, воспитатели) должны помогать ребенку: давать соответствующие пояснения, фиксировать внимание на отдельных деталях предмета в определенной последовательности.

Восприятие и мышление дошкольников так тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Восприятие ребенка трех лет носит предметный характер: форму, цвет, вкус, величину предмета он считает нераздельно принадлежащими этому предмету. При восприятии предмета он видит только самые яркие его характеристики, по которым и отличает этот предмет от других.

В четыре-пять лет ребенок активно познает мир, свойства предметов, знакомится с цветом, геометрической формой, величиной и др. Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Активное восприятие повышает объем непроизвольной памяти.

В пять-шесть лет восприятие ребенка совершенствуется: он воспринимает величину объектов и может легко выстраивать в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти разных предметов.

В процессе воспитания и обучения детей необходимо опираться на их ведущие способы восприятия информации.

Дети-аудиалы (в основном воспринимают информацию через слуховой канал) нуждаются в диалогах, любят слушать истории, участвовать в ролевых играх, обсуждать собственные переживания, сочинять концовки сказок, историй. Им надо читать вслух, как можно больше разговаривать, отвечать на их многочисленные вопросы, петь им и вместе с ними песни.

Дети-визуалы (основным является зрительный анализатор) любят рассматривать картинки, фотографии из семейных альбомов.

Дети-кинестетики (для них главное — ощущения, чувства) для полноценного восприятия мира должны двигаться. Им нужны подвижные, шумные игры дома, в парке, на площадке. Они с удовольствием принимают участие в естественно-научных экспериментах.

По мере взросления у ребенка могут появиться другие предпочтения, способности и навыки. От младенчества до семи лет у большинства детей доминирует кинестетический тип восприятия. Поэтому ребенок-дошкольник лучше запоминает то, что было сделано (а не только услышано и увидено), учится всему на своем опыте, нуждается в контакте с другими (родителями, детьми, воспитателями). Ему необходимы тактильные контакты, объятия, похвала, и если их нет, ребенок удовлетворяет потребность в них за счет толкания, щипков и драк.

Развивать восприятие дошкольников помогают занятия лепкой, рисованием, конструирование, сочинение и отгадывание загадок и др.

Внимание

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям, ребенок сосредоточен, только пока ему интересно, и появление нового предмета приводит к переключение внимания на него.

Ребенок трех-четырех лет не может управлять своим вниманием, переключать его с одного объекта на другой по просьбе взрослого. Внимание носит непроизвольный характер. Объем внимания от трех до четырех лет возрастает с двух до четырех объектов (от пяти до шести лет — с пяти до семи объектов, от шести до семи лет — до семи-восьми объектов). Малыш может удерживать активное внимание в течение семи-восьми минут. К четырем-пяти годам устойчивость внимания возрастает до 15 — 20 минут, к шести-семи годам — до 20 — 25 минут. Для развития произвольности внимания желательно просить ребенка рассуждать вслух.

В пять-шесть лет начинается переход от непроизвольному к произвольному вниманию, возрастает устойчивость внимания. «Дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Взрослые организуют внимание ребенка, включают его в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание при помощи определенных средств, которые впоследствии он учится использовать сам (например, словесная самоинструкция, внешние вспомогательные средства — карточки)».

С шести-семи лет дети могут удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес: игры-головоломки, загадки, задания учебного типа и др. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

К семи годам произвольное внимание интенсивно развивается, что в дальнейшем способствует успешной учебной деятельности в школе. Однако о формировании произвольности можно говорить только к окончанию ребенком начальной школы.

Мышление

У дошкольников основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Дошкольник мыслит образно, он еще не использует логику рассуждений, свойственную взрослым. Их логика очень своеобразная, детская, но, несмотря на это, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи, если имеют время для запоминания самой задачи, могут понять и представить себе условие задачи.

Умение мыслить в дошкольном детстве подразумевает:

1) выделение существенных признаков предмета;

2) синтез разных признаков в целое представление о предмете;

3) сравнение разных предметов и выявление сходства и различия между ними;

4) осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими;

5) замещение, когда один предмет может быть заменен другим по какому-либо признаку.

Возраст три-четыре года — переходный период от преддошкольного к дошкольному детству. Малыш учится обобщать, отгадывать загадки, исключать лишние понятия и объяснять, почему (медведь, лиса, волк и ворона), знакомится с числами. Родители и педагоги помогают ребенку и с помощью игр развивают его способности размышлять, рассуждать, делать выводы.

В дошкольный период возникает новый тип активности ребенка — умственная активность. У ребенка 4 — 5 лет мыслительная деятельность освобождается от обязательной опоры на физическое действие.

Ребенок растет, и каждый день открывает для него все новые и новые грани мира. Пятилетние дети становятся все более активными в познании всего, что их окружает.

Для пятилетнего ребенка характерны более высокий уровень обобщения, способность планировать свою деятельность. Ребенок способен заниматься умственной деятельностью в чистом виде: он обдумывает увиденное и услышанное, отгадывает загадки, составляет рассказы к картинкам, спрашивает, спорит. Благодаря развитию речи, слушание, рассказывание, словотворчество становятся специальными видами деятельности ребенка-дошкольника.

После четырех-пяти лет у ребенка начинает развиваться образное мышление, хотя преобладает пока еще наглядно-образное. Ребенок может анализировать объекты по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. д.

Практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей и осознание ими своих возможностей порождают новые желания, в играх, рисунках проявляется инициатива. Развивается способность к предвосхищению.

В пять-шесть лет у ребенка продолжает развиваться образное мышление, он может решать задачу не только в наглядном плане, но и в уме. Совершенствуется способность к обобщению.

У детей шести-семи лет начинает формироваться словесно-логическое мышление (полностью оно будет сформировано только в подростковом возрасте), что предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что очень важно для дальнейшего развития интеллекта.

По мнению Пиаже, ключевая черта дошкольника — способность удерживать в фокусе внимания только один, наиболее яркий признак или свойство. Дошкольник пока еще не может различать субъективное и объективное, он видит мир только со своей позиции.

Игры для детей дошкольного возраста должны быть направлены на развитие творческого мышления, воображения, сравнения предметов.

Память

По мнению Л. С. Выготского, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок в дошкольном возрасте может запоминать большое количество различной информации.

У детей трех-четырех лет память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить или вспомнить, он пока не владеет специальными способами для этого. Он запоминает то, что было интересно, ново, необычно, эмоционально значимо. Звучность, ритмичность и смежные рифмы совершенных по форме стихотворений способствуют их легкому запоминанию. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Произвольная память начинает формироваться у детей с четырех-пяти лет. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание возникают только эпизодически и проявляются в игре, при выполнении поручений взрослых, во время занятий. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольника, именно в процессе игры, а не многочасового занятия ребенок может с легкостью запомнить и воспроизвести трудный для него материал.

В пять-шесть лет у ребенка начинает формироваться произвольность памяти, объем слуховой и образно-зрительной памяти — 5 — 6 слов.

К шести-семи годам у ребенка возникают произвольные формы психической активности: он может целенаправленно вести наблюдение. Элементы произвольной памяти появляются с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.

В этот период развитие памяти является доминирующим, взрослый может обучать ребенка приемам классификации, группировки предметов и явлений, методам мнемотехники.

Для развития памяти в дошкольном возрасте эффективны игры с использованием близкого для ребенка материала детских сказок.

Речь

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью, к семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Ребенок постепенно овладевает всеми формами устной речи: монологом, рассказом, диалогом. Благодаря общению увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.

К концу дошкольного возраста у ребенка завершается процесс фонематического развития. Быстро растет словарный состав речи: в полтора года ребенок активно использует примерно 100 слов, в три года — 1000 — 1100, в шесть лет — 2500 — 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи, словотворчество: ребенок создает много слов по законам грамматики родного языка. Все это способствует формированию в конце дошкольного периода (при сохранении ситуативной речи) контекстной речи: ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Если в раннем детстве (от года до трех лет) ребенок использует для тщательного и мгновенного исследования пространства свои двигательные способности, то четырех-пятилетний ребенок для изучения внешнего мира использует язык, речь. В пять лет у ребенка развивается познавательная активность в изучении слова: он пытается читать и писать буквы.

Пятилетний ребенок умеет работать по схеме (составить рассказ, создать постройку). Он способен объяснить свои желания, поступки (в его словаре уже около четырех тысяч слов), пересказать содержание фильма или спектакля, понимает, кто положительный, а кто отрицательный герой произведения. Некоторые дети уже сочиняют сказки, рассказы и даже рисуют собственные книжки. В возрасте пяти лет ребенок может не только спеть, рассказать стихотворение или станцевать, но и сыграть роль в простой пьесе, отражая при этом характер героя (волк — злой, лиса — хитрая, заяц — трусливый).

Очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания. Причем не только с помощью эмоций, но и словами, предложениями, в которых может быть важным каждое слово. Расширить словарь ребенка, развить его логическое и образное мышление поможет знакомство с пословицами и поговорками, объяснение их смысла. Словарный запас у семилетнего ребенка составляет 4000 — 5000 слов.

Используя естественные потребности в познании ребенка этого возраста, взрослым необходимо подобрать для малыша такую систему обучения чтению, которая в максимальной степени будет соответствовать его стилю восприятия окружающего мира.

Таким образом, развитие познавательной сферы ребенка необходимо планировать, исходя из особенностей памяти, внимания, мышления и других психических функций, характерных для периода дошкольного детства, с учетов ведущей деятельности, новообразования и социальной ситуации развития детей-дошкольников.

И поскольку ведущая деятельность дошкольников — игра, именно игре необходимо уделять особое внимание, воспитывая и обучая ребенка дошкольного возраста, что важно помнить и при подготовке ребенка к школе. Не изнуряющие ребенка занятия в детском саду, дома, в школе раннего развития, на подготовительных к школе курсах (а зачастую — во всех этих местах одновременно), а обучение в процессе игры принесет и вам, и ребенку максимум удовольствия и пользы.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогические термины для воспитателей

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Особенности развития детей в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Нет комментариев. Ваш будет первым!