Дошкольное детство — от трех до семи лет — важный период в жизни ребенка. Э. Эриксон отмечает, что именно на этом этапе у ребенка формируется либо инициатива, либо чувство вины. При нормальном развитии ребенок активно изучает окружающий его мир, подражая взрослым, включается в полоролевое поведение. При аномальном развитии формируются пассивность, отсутствие инициативы, вялость, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения. Поэтому так велика доля ответственности взрослых, находящихся рядом с ребенком в этот период, и так необходим учет возрастных особенностей ребенка.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка, и хотя эти дети находятся на одной стадии развития (согласно возрастной периодизации), все же дошкольники четырех, пяти, шести и семи лет могут в значительной степени отличаться друг от друга по названным Л. С. Выготским параметрам (социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное новообразование).
«Социальная ситуация развития — это своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Причем при анализе социальной ситуации развития внимание фиксируется как на деятельности, так и на переживаниях ребенка.
У детей четырех-пяти лет личные интересы и желания составляют основу жизни. При общении со сверстниками они зачастую навязывают им личные мотивы, однако все чаще проявляется способность слушать и слышать других детей, в совместной деятельности дети учатся договариваться. В общении со взрослыми ребенок четырех-пяти лет в первую очередь нуждается в сотрудничестве.
По мнению 3. Фрейда, к пяти годам у ребенка завершается формирование личности. С пяти лет общение становится внеситуативно-личностным, возникает новое содержание потребности в общении — сопереживание и взаимопонимание. Наблюдается интенсивная дифференциация эмоций.
Пятилетний ребенок способен свести с ума родителей своими бесконечными «хочу», проявлениями самостоятельности и независимости.
Шестилетний ребенок начинает соотносить свои интересы с интересами и желаниями окружающих его детей. Если он посещает детский сад, то уже обладает некоторыми навыками общения, способен соблюдать дисциплину и режим дня. В этом возрасте возникает и у некоторых детей становится актуальной проблема лидерства. При общении со взрослыми для ребенка важное значение принимает признание его значимости. Дошкольник испытывает потребность в одобрении и стремится быть хорошим, а неудачи огорчают его. Настроение взрослого оказывает влияние на ребенка.
Если взрослые не учитывают особенности возраста, требуют от четырех-пятилетних детей, например, отказа от любимых занятий в пользу учебы, то возможны два варианта развития ситуации: либо ребенок не сможет выполнить требования взрослых, либо, в соответствии с ведущей мотивацией этого возраста «хочу быть хорошим», малыш во что бы то ни стало будет стремиться достичь высоких результатов, нанося тем самым вред своему здоровью.
Следующим параметром, отличающим детей разных возрастных периодов, является ведущая деятельность — тот вид деятельности, с которым на определенном этапе развития ребенка связано возникновение важнейших психических новообразований. В дошкольном детстве таким ведущим видом деятельности является игра.
Дошкольники успешнее всего развиваются в процессе ролевой или творческой игры, где они воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Эта игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности, характерной для детей от года до трех лет.
У детей с трех лет начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Если раньше игра зависела от наличия той или иной игрушки и играл ребенок почти всегда один, то теперь ребенок знает, во что он хочет играть, и изменяет сюжет в процессе игры. Однако еще слабы навыки коллективной игры, нередко возникают конфликты и недоразумения. Помощь взрослого приносит мир в игру, помогает ее разнообразить, усложнить сюжет.
Игры маленького ребенка поначалу связаны с семьей, как главным объектом его наблюдений. Но с возрастом расширяется горизонт познаний ребенка, и в игре появляются новые сюжеты, связанные с детским садом, зоопарком, магазинами, больницей и так далее. Такая игра помогает ребенку понять мир взрослых, попробовать себя в той или иной роли, через игру малыш учится выполнять требования взрослых («Съем все быстро, как солдат», «Оденусь на прогулку быстро, как пожарный»).
У детей в возрасте от трех до пяти лет игры воспроизводят предметные действия окружающих их людей, связаны с семьей. Ребенок трех-четырех лет посвящает игре 10 — 15 минут, у ребенка четырех-пяти лет игра может продолжаться 40 — 50 минут, а в шесть лет он может играть в одно и то же уже в течение нескольких часов и даже дней.
В пять-семь лет игра отражает социальные отношения детей, связанные с тем, что происходит в детском саду, на игровой площадке, в поликлинике, в транспорте ит. д.
В игре ребенка любого возраста может присутствовать музыка. Она создает эмоциональный фон, помогает попасть в то или иное настроение. В три-четыре года малыш поет и танцует под музыку, а с пяти он уже способен воспринимать и классическую музыку.
Старшие дошкольники стараются четко придерживаться правил игры и контролируют их выполнение другими участниками. Ролевая игра шестилетних детей тоже происходит по определенным правилам.
Одна и та же игра может продолжаться в течение дня или даже занимать несколько дней.
В процессе игры развиваются необходимые в школьной жизни психические процессы: внимание, память, логическое мышление, речь. Каждая игра подчинена определенной логике, в ней необходимо проявлять сообразительность и смекалку. По словам И. А. Сикорского, главное в играх детей шести лет — это определение замысла и решение конкретных задач.
Если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и при этом эффективно развивался, необходимо как можно чаще обращаться к игре. Шестилетнему ребенку можно предложить игру, которая продлится несколько часов и будет представлять собой, например, поиск сокровищ по заранее придуманным нами инструкциям и ориентирам. В процессе игры мы можем потренировать ребенка в чтении слова задом наперед, в нахождении отличий на двух картинках, в счете до 10 и обратно и т. д. Включенные в игру, эти действия доставят ему удовольствие. Если же мы занимаемся с малышом четырех-пяти лет, лучше иметь в арсенале несколько коротких увлекательных развивающих игр. Например, можно попросить его помочь сказочному медвежонку и раскрасить для него в рабочей тетради только съедобные предметы.
Третьим параметром, характеризующим определенную стадию развития ребенка, является центральное возрастное новообразование, которым в дошкольном детстве считается формирование произвольности. Слабое развитие произвольности может создать проблемы при обучении ребенка в первом классе.
Развитие произвольности частично определяет психологическую готовность ребенка к школе. Этот параметр характеризуется следующими умениями ребенка:
• способность сознательно подчинять свои действия определенным правилам;
• умение внимательно слушать говорящего, воспринимать и выполнять его задания;
• возможность самостоятельно выполнить задание по образцу.
Замечено, что при выполнении заданий по инструкции взрослого ребенок четырех-пяти лет нуждается в его постоянной поддержке, так как не всегда может оценить правильность выполнения задания. При самостоятельном выполнении учебного задания ребенок действует хаотично, методом проб и ошибок. Выполнение сложного задания может сопровождаться речью. Ребенок описывает, что он делает и собирается сделать еще. При оценке качества и правильности выполнения задания он полностью доверяет оценке взрослого.
Чем младше ребенок, тем более красочной и эмоционально интересной должна быть подача материала, так как в таком случае повышается объем непроизвольного внимания и памяти, которые компенсируют недостаточное развитие произвольности. Яркие, новые впечатления позволяют удержать внимание на изучаемом материале. Предметы, рисунки, помогающие понять объясняемое, запоминаются лучше, чем словесные рассуждения взрослого.
Девочки и мальчики в четыре года уже готовы соревноваться, они стремятся к победе, но неудачи могут вызвать слезы и даже отказ от игры. Ребенок учится играть по чужим правилам, старается быть сдержанным и терпеливым. К пяти года игра становится преимущественно групповой, участие в ней взрослого существенно уменьшается, диктат в игре может даже раздражать детей.
Ребенок пяти-шести лет способен понимать инструкцию и выполнять задание с четко поставленной целью, планируя свою деятельность. Однако сложный алгоритм своих действий выстроить самостоятельно он еще не способен и оценивает правильность выполнения задания в целом, не выделяя конкретные критерии. Поэтому взрослый не должен требовать от ребенка, чтобы он полностью контролировал свою деятельность.
Для того чтобы переключить внимание дошкольника с одного развивающего упражнения на другое, требуются время и помощь взрослого. Лучше, если при смене задания ребенок немного отдохнет, например отвлечется на физкультминутку, просто прогуляется по комнате или навестит любимые игрушки.
Многие родители, приступив к подготовке ребенка к школе, стремятся резко перевести его от игровой деятельности к учебной, однако не стоит торопиться, потому что именно в игре формируется механизм управления собственным поведением. Ведь умение подчиняться правилам складывается именно в игре по правилам, а уже затем проявляется в другой деятельности. Поначалу младшим участникам игры соблюдать правила помогают старшие участники, осуществляя внешний контроль. Постепенно ребенок научается контролировать себя сам, управляя своим поведением. Однако контролировать себя вне игры ребенку еще трудно, так как игра имеет яркую эмоциональную окраску.
В 6 — 7 лет ребенок стремится к деятельности, одобряемой взрослыми, что зачастую служит предпосылкой к обучению. Роль ученика, пока еще в игровой деятельности, постепенно перерастает в новый вид деятельности — учебу. Но «игра в школу» интересна не всем детям, не у всех мальчиков и девочек на пороге первого класса достаточно развита способность подчиняться требованиям взрослого в сложной или неинтересной для самого ребенка деятельности. Очень может быть, что, несмотря на большой объем знаний и хорошую память, недостаточное развитие воли затруднит адаптацию такого ребенка в первом классе. И здесь на помощь придут методики проблемного обучения, так как они стимулируют познавательную активность ребенка и создают мотивацию к использованию новых знаний на практике.
Таким образом, и педагогам, и родителям необходимо учитывать возрастные особенности ребенка даже в пределах одного и того же периода развития. В противном случае требования, предъявляемые к нему, могут оказаться невыполнимыми, и тогда ребенок либо откажется их выполнять, либо, стремясь во что бы то ни стало угодить учителю или родителям, переутомится и потеряет интерес к обучению.
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
Педагогические термины для воспитателей
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Галина Анатольевна Мишина # 6 октября 2022 в 22:26 0 | ||
|