Мероприятие, посвящённое Дню милосердия и доброты (с элементами здоровьесбережения и интеграции)
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Данное мероприятие будет интересно педагогам ДОУ, работающим по направлению духовно-нравственного воспитания, так как оно поднимает вопрос формирования у детей представлений о любви, добре, милосердии, сострадании. Возрождение этих качеств на новом этапе введения ФГОС ДО в работу ДОУ обеспечивает социальное развитие ребёнка, гармоничное формирование его личности, а это счастливое будущее для нашей страны.
Ежегодно в нашем детском саду проводится
День милосердия и доброты. В этом году мы решили его провести вместе с родителями. А подтема данной встречи - грустная история про японскую девочку - Садако Сасаки, которая жила в городе Хиросима в Японии.
Данная разработка является завершающим мероприятием всей предварительной работы.
Предварительная работа:
*беседы «Добро не умрет, а зло пропадет», «Все в твоих руках» и другие,
*просмотр презентаций «Герои сказок - «добрые» и «злые», «Помоги сам!»,
*анализ детских поступков (по картинкам),
*заучивание пословиц и поговорок о мире, дружбе, добре,
*проигрывание психологических ситуаций на тему «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»,
*разучивание пальчиковых игр, дыхательных упражнений,
*просмотр мультфильма о Садако Сасаки,
*чтение «Сказки о волшебном журавлике», «Цветик-семицветик»,
*разучивание танцевальной композиции «Журавлики» (музыкальный руководитель).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, музыкальная.
Цель: формирование у старших дошкольников представления о милосердии, добре и мире.
Задачи:
Обучающие: способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе; учить детей владеть связной диалогической речью; выразительно читать и проговаривать стихотворения; создавать поделки в технике «оригами», закреплять данные умения и навыки.
Развивающие: развивать память, мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук, художественный вкус.
Воспитывающие: воспитывать чувство сострадания к окружающим людям, сверстникам, умение оказать помощь, проявить внимание.
Оборудование. Мультимедийный проектор; фонограммы: японской музыки, композиции «Журавлик»; видеофрагменты: мультфильм о Садако, цветущая сакура и журавлики; для украшения группы: большой веер, маленькие веера, циновки и салфетки; голубая ткань (имитация неба); бумажные квадраты для складывания журавлика (по числу детей); костюм Феи Оригами; бумажный журавлик (демонстрационный макет).
Ход мероприятия:
В украшенную в японском стиле группу проходят дети, родители.
Воспитатель: читает стихотворение В.Павлова «Милосердие»
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет – одень,
Если голоден – накорми,
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того чтоб ты всех любил.
Ребята, почему я прочитала эти замечательные стихи? Чтобы ответить на этот вопрос, вдумчиво проанализируйте строки стихотворения
(ответы детей).
Мне очень понравились ваши ответы, и вы все произносили одни и те же слова: любить, заботиться, жалеть; ласка, сострадание, добро…
Вы правильно определили тему нашего мероприятия, и я обозначу его двумя словами –
милосердие и добро.
Ребёнок: читает стихотворение Оксаны Варниковой «Просто «добро»!»
Что в человеке самое главное?
В чем же глубокой души красота?
Главное, мудрое, тонкое, славное –
Это, бесспорно, всегда доброта!
Это бальзам для души человека.
Это дорога, что к счастью ведет,
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет.
Гнев если к горлу внезапно подступит,
Сделать попробуй кому-то добро,
Желчь облегчению место уступит,
Свет разольет на душе серебро!
Добрым живется, конечно же, легче,
Камень за пазухой ты не держи,
Просто – «добро» – это камень покрепче
Камешков зла, коварства и лжи.
Воспитатель: Человек – самое разумное существо на земле, и только его наделили такими качествами, как любовь, сострадание. Человек пришёл на эту землю, чтобы творить добро, заботиться о братьях своих меньших, об обиженных и обездоленных. Ему свойственно раздавать тепло души своей, частичку своего сердца, быть милосердным. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.
«Милосердие»… А какими словами можно заменить это слово?
(ответы детей)
Из каких двух слов состоит это слово
(ответы детей: «милое» «сердце»).
А теперь я вам и родителям предлагаю встать и выполнить со мной
дыхательную гимнастику «Милое сердце».
Цель: учить детей укреплять дыхательную систему, вкладывать в заданное словосочетание смысл, чувства, эмоции.
И.п.: стоя.
1. Разведите руки в стороны и сделать полный вдох носом.
2. Задержать дыхание на 3 секунды.
3. Выдыхая через рот, растяните губы в улыбке, одновременно произнося – «милое сердце».
4. Руки крестообразно опустились на грудь, как бы обнимая плечи: одна рука на плече, другая – под мышкой.
5. Расслабились
Повторить 3-4 раза.
Мы с вами смотрели замечательный мультфильм, грустную историю про японскую девочку…
На экране фрагмент мультфильма (3 – 5 минут)
• Как звали маленькую девочку в сказке?
(Садако)
• Как изменилась жизнь девочки после взрыва в Хиросиме?
(Дети дают ответ по содержанию сказки: после взрыва в японском городе Хиросима многие люди заболели, в том числе и девочка по имени Садако)
• Какую легенду рассказал Журавлик маленькой девочке Садако?
(Легенду о журавликах. Если из бумаги сложить тысячу журавликов, человек исцелится, станет здоровым.)
• Как решили помочь Садако жители Японии?
(Они решили сложить тысячу журавликов, чтобы вернуть девочке веру в выздоровление, и предложили присоединиться к складыванию журавликов всем детям в мире!)
Воспитатель: Ребята, как мы с вами уже говорили, очень важно жить в мирной стране, совершать добрые поступки, оказывать помощь тем, кому она необходима.
Журавль – счастливый символ, он олицетворяет верность и свободу. Я думаю, никого не оставляет равнодушным проплывающий в голубом небе журавлиный клин.
Давайте посвятим ваше выступление маленькой японской девочке Садако, которая заболела после взрыва в Хиросиме, символически подарим ей ваших журавликов…
Звучит фонограмма, девочки показывают танцевальную композицию «Журавлики».
Выходит Фея Оригами, в руках держит красиво украшенную корзиночку с атрибутами для оригами, продолжает речь ведущего.
Фея Оригами: ...А я хочу приобщить вас к волшебному искусству оригами, которое помогает верить в чудо исцеления и сделать для Садако ещё много журавликов… Ребята, вы согласны помочь девочке
(ответы детей).
Но сначала я приглашаю вас на
Физминутку. Перед тем, как приступить к изготовлению журавликов, нам нужно размяться, а потом разогреть ещё и пальчики…
Дети повторяют движения за феей.
Ручейки бегут с холма-
До свидания, зима!
Слышишь чей-то клич вдали?
К нам вернулись журавли!
Журавушка-журавель!
Облетел ты сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!»
На экране фрагмент видео летящих белых журавлей, распускающиеся цветы сакуры, голубое небо; следующий кадр: тысяча бумажных журавликов… Звучит старинная японская мелодия.
Фея Оригами раскладывает на специальных циновках листы белой бумаги квадратной формы и ставит большой макет журавлика.
Проводится пальчиковый игротренинг «Японский журавлик»
(слова одноимённой песни, авторы – В. Лазарев, С. Туликов)
Дети и родители по показу Феи на каждую строчку стихотворения разминают пальцы перед началом складывания.
Приехав из Японии, пройдя немало верст
Японского журавлика товарищ мне привез.
И с этим журавлёночком история была
Про девочку, которая была облучена.
Тебе я бумажные крылья расправлю
Лети не тревожь этот мир, этот мир.
Журавлик, журавлик японский журавлик
Ты вечно живой сувенир.
«Когда увижу солнышко?», - спросила у врача…
А жизнь тянулась тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил девочке: «Придет ещё весна.
И тысячу журавликов ты сделаешь сама».
Фея Оригами: Ваши пальчики готовы и теперь я напомню правила, о которых нужно помнить:
*Внимательно слушаем меня.
*Держим фигурку так, как держу ее я.
*Выполняем всё аккуратно, старательно.
*Линию сгиба проводим с нажимом.
*Никогда не забывай оказать помощь соседу.
*Соблюдай правила работы с ножницами.
*По окончании – убери своё рабочее место.
Фея Оригами:«Сказка о добром Журавлике»
В одной японской деревне жил-был добрый Журавлик (показывает на макет Журавлика).
Больше всего на свете ему хотелось завести друзей, петь красивые песни и приносить радость людям своим пением! Но, к сожалению, в деревне, кроме этого журавлика, птиц не было. Подлетел он к своему гнезду и горько заплакал.
Фея: Что ты плачешь, Журавлик?
Журавлик: Мне так хочется завести друзей, маленьких журавликов. Вместе с ними мы бы летали по белому свету и рассказывали, что самое главное на свете - мир, доброта, любовь близких.
И он горько заплакал.
Фея: Ребята! Можете ли вы сказать, что у Журавлика доброе сердце? Почему вы так думаете?
(Ответы детей)
Фея: А вам жалко Журавлика?
(Ответы детей) Как же ему помочь?
(Предположения детей)
- Конечно, мы сложим красивых журавликов. И наш друг
(показывает на макет Журавлика), думаю, будет нам благодарен.
А ещё мы сложим журавликов для девочки Садако…
Но запомните важное условие: ваши журавлики станут волшебными, если их сложат люди с добрым сердцем и умелыми руками. Вы готовы?
А поможет нам ещё одна сказка. Слушайте внимательно и складывайте вместе со мной, помните о правилах...
Звучит тихая, спокойная японская музыка.
Сказка
В одном японском дворе жил обыкновенный журавлик.
Далее сказка вместе с техникой выполнения на сканированных изображениях. Сохраните изображение, распечатайте - очень хорошо виден текст сказки...
Фея Оригами: Уважаемые гости, ребята, у вас получились замечательные журавлики. Вы помогли японской девочке Садако и маленькому Журавлику… У вас добрые сердца и умелые руки. Вам всем, кто сложил сегодня эту птицу, обязательно повезет, всё плохое отступит: больные исцелятся, злые станут добрыми, жадные - щедрыми. И в каждом сердце поселится вера, надежда, любовь!
Финал.
Родители берут в руки голубую ткань, как символ чистого и мирного неба, растягивают её, дети поднимают журавликов, имитируя их полет в небе. На экране появляется изображение счастливой, смеющейся девочки: «Я здорова, мне весело, какой красивый мир!».
1-й ребенок.
Сегодня с вами чудо сотворили
И много так журавликов сложили,
Чтоб дети во всём мире бед не знали -
Играли, пели, танцевали!
2-й ребенок.
Здоровья детям всей земли желаем,
Журавликов волшебных в небо отпускаем!
3-й ребенок.
Всем мира и добра, терпения, любви!
Пусть в нашем мире будет больше доброты!
Фея Оригами:
Ах, время быстро, быстро мчится,
Домой пора мне возвратиться!
А вы – «милые сердцем» будьте,
Уроки доброты не позабудьте!
Фея Оригами: Ребята, а за то, что вы добрые и неравнодушные, я приготовила вам сюрприз. Закройте глаза!
Фея раскладывает детям фигурный мармелад «Сердечко». Дети благодарят за сладкий подарок.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника ко дню Доброты. Старшая группа
День доброты в детском саду. Подготовительная группа
День доброты в детском саду. Подготовительная группа. Сценарий
Сценарий развлечения в детском саду в старшей группе «Путешествие в страну добра»