Конспект оздоровительного занятия для детей старшей группы детского сада «Путешествие по Зоопарку»
НОД с элементами хатха-йоги для детей старшего возраста
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области Описание материала: представляю конспект оздоровительного занятия для старших дошкольников с элементами хатха-йоги. Данную разработку могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования – все, кто отдаёт предпочтение йоге. Новичкам и дилетантам в данном вопросе настойчиво рекомендую не сворачивать данный конспект, а ознакомиться с его вступительной частью. Актуальность (вступительная часть).
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Поэтому хочется искать и внедрять новые формы здоровьесберегающих технологий.Вот таким прекрасным нетрадиционным методом оздоровления детей считаю – йогу. Проверенная тысячелетним опытом, эта потрясающая система стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных практик во многих странах, помогающая человеку раскрыть свой безграничный потенциал, избавиться от многих болезней.
Детская оздоровительная йога помогает ребёнку развить гибкость, хорошую осанку, координацию движений и впоследствии избежать таких распространённых заболеваний, как сколиоз, плоскостопие, улучшить общее состояние. Упражнения йоги укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы.
Но настоящего физического здоровья и душевного равновесия может достигнуть лишь тот, кому с детства удалось научиться жить в гармонии с собой, с окружающей природой, управлять своими эмоциями и мышлением.
И в этом плане йога – это не только определённые позы (асаны) для оздоровления, но прежде всего, комплекс этических норм, основы личного поведения.Йога помогает ребёнку стать гармонически развитой, творческой личностью, закрепляет в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально.
Занятия йогой – это оригинальный, творческий подход к всестороннему оздоровлению и развитию ребенка. Они хорошо сочетаются с детским сказочным восприятием мира, в котором естественны игры и перевоплощения (поза змеи, кошки, дерева...), а сказки и мифы глубоко западают им в душу.
В своей практике мы используем раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями и представляющий собой «азбуку» йоги. Используемые для детей упражнения (асаны) упрощены, выполнение упражнений в сочетании с дыханием производится дозировано и постепенно.
Как старший воспитатель, советую физинструкторам, да и воспитателям, кто увлекается новациями и заботится о здоровье наших дошколят – внедряйте йогу без боязни, только сначала её изучите, опробуйте на себе и вы увидите ошеломляющий результат.
Цель занятия: сохранение и укрепление здоровья детей посредством обучения их специальным приёмам гимнастики (хатха-йоги), включающей все виды здоровьесберегающих технологий: дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации. Задачи: Образовательные:
— дать детям представление о гимнастике йогов;
— закреплять умение выполнять статические упражнения, сосредо¬точивать внимание на дыхании;
— формировать правильную осанку, развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов, укреплять спо¬собность мышцы сокращаться, растягиваться и расслабляться;
— формировать умение управлять своим телом в дви¬жении, сохраняя равновесие и равномерное дыхание, используя приемы сравнения с животными. Развивающие:
— развивать физические качества – ловкость, быстроту, равновесие, силу, общую выносливость;
— содействовать развитию творческой двигательной деятельности, образно-игровых представлений. Воспитательные:
— воспитывать потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями;
— воспитывать позитивные качества характера (находчивость, вза¬имопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллек-тиве, силу воли, целеустремленность). Валеологические:
— содействовать формированию представлений о строении тела че-ловека и функционировании основных органов и системах организма, обратив особое внимание на взаимосвязь физических и психических функций организма;
— приобщать детей к здоровому образу жизни.
Форма занятия: комплекс игровых заданий на основе хатха-йоги, элементов здоровьесберегающих технологий, встроенных в канву интересного сюжета – путешествия.
Оборудование: гимнастические коврики, презентация (на слайдах звуки голосов животных, мелодии, некоторые воспроизводятся автоматически, некоторые – по щелчку на значок ), игровые песни встроены в презентацию.
Замечание: Инструкции к технике выполнения асан для детей упрощены. О дыхании детям говорить нужно дозировано и поэтапно.
Слайд 1 Ход занятия: Педагог, обращаясь к присутствующим коллегам: Радость движения, радость сознания, радость дыхания, равновесие души и тела нельзя купить или получить в подарок. Давайте научимся создавать их сами вместе с нашими детьми! Слайд 2
Педагог – детям: Как дерево не может существовать без ствола, так и человек не может обойтись без крепкого позвоночника. Вы знаете, ребята, где у вас находится позвоночник? (ответы)
Чем более гибким будет позвоночник, тем здоровее будет человек. А теперь послушайте одну историю:
Слайд 3
Давно-давно в Индии жил человек, который наблюдал за окружающим миром и хотел быть здоровым и сильным. Он смотрел-смотрел на деревья и зверей и решил сам побывать деревом, кошкой, львом, чтобы научиться у них силе, ловкости, гибкости. Ему понравилась такая игра, благодаря этой игре человек стал сильным, здоровым и мудрым. Потом у него появились ученики. Так 2 тысячи лет назад появилась йога. (дети повторяют новое слово – йога)
Йоги придумали много упражнений для гибкости позвоночника и правильного дыхания. И все, кто занимаются гимнастикой йогов – практически не болеют… Ребята, вы хотите быть здоровыми, никогда не болеть?(ответы)
Тогда я познакомлю вас с гимнастикой йогов. Она выполняется с помощью «асан» или «поз», это специальные упражнения, повторите эти слова: «асана», «поза»… Но чтобы вам было интересно знакомиться с асанами, мы будем это делать, путешествуя по Зоопарку.
А теперь предлагаю вам отгадать загадку, чтобы узнать, на чём мы с вами поедем с Зоопарк:
Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь вас покачу.
Мимо проплывает парк…
Но нам дальше – в Зоопарк.
И над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый … (поезд)
Педагог: Вы встаёте друг за другом, руки кладёте на плечи и мелкими шажками выполняете движение… Поехали-и-и-и-и! Слайд 4 Педагог: Вот мы с вами и в Зоопарке. Начнём нашу прогулку. Слайд 5
Игровая мимико-пластическая гимнастика «Прогулка по Зоопарку».
Мы осенним тёплым днём – маршируют
В зоопарк гулять идём
Посмотреть хотим скорей – повороты головы в стороны
Мы на всяческих зверей
Вот смешные обезьянки – пальцы растопырены, корчат рожицы
Разыгрались спозаранку
Скачут весело по клетке – прыжки то на одной, то на другой ноге
Словно маленькие детки
Кверху голову задрав – поднимают голову кверху
Мы глядим, как ест жираф: – мимические движения – жевание
Не спеша жуёт цветы,
Улыбаясь с высоты – улыбки
Толстый мишка неуклюжий – изображают мишку неуклюжего
Очень любит мёд на ужин.
И рычит он, и ревёт, – изображают мимикой сердитого мишку
Потому что хочет мёд – рычат р-р-р
Педагог: Но это ещё не все звери Зоопарка. Давайте знакомиться дальше. Сложите вот так кулачки… Слайд 6
Пальчиковая гимнастика «Дружный зоопарк».
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик…
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька-медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок –
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В зоопарк пусти зверей.
Педагог: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево растёт в Зоопарке. Слайд 7
И я вам покажупозу «Дерево»(полезна для позвоночника, тонизируются мышцы ног, развивается способность удерживать равновесие, дыхание в этой позе способствует полной вентиляции легких)
Выполняется под приговорку «Рано утром солнце встало»
И.п. – Дети встают на левую ногу, правую – упирают в левую.
Рано утром солнце встало - Поднять руки в стороны.
Осветило дальний лес - Через стороны поднять вверх
Лучами дерево ласкало - Соединить ладони над головой.
Посылая их с небес - Соблюдая равновесие, тянуть руки вверх.
Замереть в этой позе, стоять как можно дольше
И дерево отдыхает - Медленно опустить руки
На землю ветки опускает - через стороны вниз.
(на первом занятии все позы делаются только по одному разу, в качестве ознакомления, на последующих – педагог добивается, чтобы каждый ребёнок выполнял позу правильно)
Педагог: Посмотрите, кто нас встречает – царь зверей Лев. Слайд 8
Поза «Лев»(излечивает от ангины, респираторных заболеваний, исправляет некоторые дефекты речи, заикание).
Сесть на колени, положить на них выпрямленные руки, пальцы растопыренны, спина прямая, голову наклоняем вниз, но смотрим вперёд из-под лобья, язык высовываем как можно дальше, стараясь достать подбородок. Вдохнули и выдохнули, произнося – «ха-а-а-а».
Педагог: Ребята, а теперь давайте пройдём к водоёму Слайд 9
Кого мы видим и слышим? Лягушку…
Поза «Лягушка»(укрепление сердечной мышцы, ног, хорошее дыхание и прекрасное самочувствие).
И. п. — 1) сидя на корточках, на носках, пятки прикасаются друг к другу, спина прямая, колени раздвинуты, Прямые руки расположены между внутренних поверхностей коленей, пальцы упираются в пол;
2) необходимо подняться, выпрямляя ноги. Голова опущена вниз, пятки тянутся к полу.
Слайд 10 Педагог: А теперь мы подошли к клетке… Кто это, ребята. Это не собаки, а волки, которые очень похожи на собак. А кто знает песенку волков? (у-у-у-у)
«Тест на проверку дыхания».
А сейчас мы поиграем «Кто дольше пропоет песню волка?».
Дети, стоя делают два активных выдоха, затем на выдохе долго тянут «у-у-у...». Тот, у кого кончается дыхание, садится на корточки. Педагог: Пойдёмте дальше Слайд 11
Нас встречает медведь, слышите, как он рычит – здоровается с вами. Этот медведь очень любит танцевать. И мы с весёлым медведем потанцуем.
Танцевально-ритмическая гимнастика «Танцующий медведь».
Медведь в чаше жил - Дети переступают с ноги на ногу
Головой он крутил - и крутят головой
Вперевалочку ходил - Двигаются вперевалочку, делают вид, что
И из речки воду пил - зачерпывают воду и пьют ее.
А потом он плясал - Танцуют
Высоко лапы поднимал - ритмично поднимая руки и ноги (под фонограмму на слайде 11) Слайд 12 Педагог: Ребята, посмотрите, кто находится в следующей клетке?... Это черная пантера – большая кошка, и ведет она себя как наши обычные домашние кошечки.
Поза «Кошка»(поза полезна для позвоночника, шеи, плеч и спины в целом она развивает гибкость и мягко массирует органы брюшной полости, вашего животика).
И. п. — стойка на коленях, руки упираются в пол на ширине плеч. Вдохните и прогните спинку вниз, при этом запрокидывая голову вверх и назад. Задержитесь в этом положении на пару секунд.
Выдыхая, наклоните голову вниз и прижмите подбородок к груди, одновременно с этим выгните спину вверх, как это делает рассерженная кошка.
Слайд 13 Педагог: Ребята, мы продолжаем путешествовать по Зоопарку и встречаемся с … Змеёй. Эту змею зовут кобра. Слышите, как она шипит.
Поза «Кобра»(активизирует нервную систему, снимает спазмы бронхов, тонизирует мышцы спины, способствует исправлению осанки, благотворно действует на сердце и органы брюшной полости)
И. п. — лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони лежат рядом на уровне плеч.
Шею вытянуть, подбородок упереть в пол.
Медленно поднять голову и плечи, удерживая это положение за счет мышц спины (локти лежат на полу). Затем медленно выпрямить руки, шею тянуть вверх, смотреть в потолок. Задержаться в этом положе¬нии в течение 3 - 5 секунд.
Педагог: «А как кобра шипит?» Дети произносят: «Ш-ш-ш». Слайд 14 – 15 Педагог: Идём с вами дальше, посмотрите, кто нас встречает в этой клетке?! Эти обезьянки называются мартышки. И мы с ними поиграем.
Динамическая пауза «Мартышки» (под песенку - на слайде)
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках…
И друг другу даже –
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку.
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки.
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем
Гримасы всем состроим.
Как скажу я цифру «три».
Все с гримасами замри!
Раз, два, три! – слайд 16
Слайд 17 Педагог: Посмотрите, ребята, около клетки мартышек находятся красивые пальмы.
Поза «Маленькая пальма» (улучшает кровообращение позвоночника, вытягивает его, стимулирует рост ребёнка).
И. п. — сидя по-турецки, пальцы соединены в «замок», «замок» вывернут ладонями наружу.
Размыкая замок, руки поднимаются вверх через стороны и скрещиваются над головой, пальцы растопырены, напряжены.
Руки тянуть как можно сильнее вверх, растягивая позвоночник. Дыхание ровное глубокое. Удерживать позу 8 - 10 секунд. Слайд 18 Педагог: Ребята, раз уж мы с вами сидим на полянке под красивой пальмой, давайте расслабимся, сделав самомассаж и гимнастику для глаз.
Самомассаж «Озорные мушки» (снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности). Взявшись за середину ушной раковины (а потом за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, во время чтения стихотворения.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно озорные мушки
Мушки в ряд сидят.
Оттяну за мочки ушки,
Я – вперёд, назад.
Словно озорные мушки
Мушки в ряд сидят. Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках то в одну сторону, то в другую.
А теперь по кругу щёчки
Дружно разотрём:
И забавным нашим мушкам
Память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек
Нужно делать всем.
Педагог:Ребята, во время выполнения гимнастики голову не поворачиваем, только водим глазами.
Солнечный мой, Заинька, -Дети вытягивают вперед ладошку.
Прыгни на ладошку. -Ставят на ладонь указательный палец другой руки
Солнечный мой, Заинька, -Указательный палец прыгает на ладони,
Маленький, как крошка. - дети следят за ним глазами…
Прыг на носик, на плечо. -Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно
Ой, как стало горячо! - прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем
Прыг на лобик — и опять -последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого
На плече давай скакать. -плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
Вот закрыли мы глаза, -Голова все время находится в фиксированном положении.
А солнышко играет: -Дети закрывают глаза ладонями
Щечки теплыми лучами -Потирают ладонями по щёчкам…
Нежно согревает.
М. Картушина
Педагог: Ребята, вам нравится путешествовать по Зоопарку, знакомиться с животными, их голосами? Вы видите у каждого животного своя клетка, свой домик. Подвижная игра «Первый займи клетку» Слайд 19
Мы сейчас поиграем в игру: вы будете животными, а ваши коврики – клетками (ковриков по числу участников на один меньше). Под музыку вы бегаете, гуляете вокруг ковриков-клеток, когда музыка прекращается – каждый должен занять себе «клетку». Неуспевший – выбывает из игры (число ковриков надо уменьшать соответственно числу участников игры).
Слайд 20 Педагог: Ребята, в Зоопарке наступает тихий час, звери будут отдыхать. И вы тоже устали, набегались…
В гимнастике йогов одна из основных поз, предназначенных для отдыха и расслабления, называется шавасана. Йоги считают, что 10 минут шавасаны заменяют 2 часа полноценного сна. Когда вы станете взрослыми, вы освоите эту позу, ну, а пока мы проведём Шавасану-медитацию
Релаксация «Шавасана-медитация»(на слайде спец.музыка) Педагог: Я предлагаю вам лечь на спину, закрыть глаза и, слушая музыку и звуки природы, попытаться почувствовать то, о чём я вам буду говорить.
*** «Ваши ножки расслабились, ручки расслабились, спина расслабилась, живот расслабился, лицо расслабилось… Все тело полностью расслабилось. Тело становится легким, невесомым, как воздушный шарик. Подул ветерок, и вы полетели вдоль земли.
Над вами голубое небо с щебечущими птицами, а под вами большая поляна с красивыми цветами (можно включить аудиозапись «Пение птиц» или "Звуки природы). Прислушайтесь, как шелестит трава, журчит ручей, поют птицы.
Опять подул легкий ветерок. Вы, как легкие шарики, поднялись в воздух и полетели обратно, домой. Прилетели, вдохнули глубоко и с выдохом опустились на коврик. Открыли глаза. Почувствовали свое тело, потрогали свой коврик. Перевели ручки за голову и потянулись – ножками и ручками. Повернулись на левый бочок, легли на животик, повернулись на правый бочок, полежали немного, сели, потянулись сидя и улыбнулись. Мы веселые, здоровые, красивые, любимые, и у нас все ладится!
Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по Зоопарку, где мы с вами знакомились с животными и с разными оздоровительными упражнениями, и осталось у нас с вами самое последнее упражнение. Слайд 21
Как дерево не может существовать без ствола, так и человек не может обойтись без крепкого позвоночника, вы сегодня узнали, где он находится… Упражнение-напоминание «Я позвоночник берегу»
Нужно научиться, ребята, держать свою спину прямо, чтобы была красивая правильная осанка, благодаря которой у вас будет здоровый позвоночник. Сегодня большинство упражнений, поз, которые мы разучили, были направлены на оздоровление позвоночника. Слайд 22 Движения выполняются соответственно тексту...
Я позвоночник берегу.
Сам себе я помогу.
Все выполню я по порядку:
Сначала сделаю зарядку: Нагнусь,
Прогнусь и Выпрямлюсь.
И вправо, влево наклонюсь.
С друзьями погоняю мяч.
Он весело помчится вскачь.
И за столом я посижу
И телевизор погляжу.
Но буду помнить я всегда: Должна прямою быть спина!
Должна прямою быть спина!
Итоги. Рефлексия. Педагог:
*Ребята, что такое йога?
*Чему я вас сегодня учила?
*Какие асаны сегодня мы выполняли?
*Какие из них понравились и получились /не получились у вас?
*А зачем нужно заниматься гимнастикой йогов, вам это в жизни как-то пригодится? Слайд 23
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, молодцы! Занимайтесь спортом, йогой, делайте зарядку! Берегите свой позвоночник… Будьте здоровы! До свидания!
Используемая литература:
1. «Детская йога». А. Бокатов, С. Сергеев.
2. «Простая йога для детей». М. Палатник.
3. «Новая книга по йоге». Поэтапное руководство. Л. Лайделл, Н. Рабинович, Г. Рабинович.
4. Картотека игр по здоровьесбережению в детском саду
Презентация "Конспект оздоровительного занятия «Путешествие по Зоопарку» с элементами хатха-йоги для детей старшего возраста"
Ирина Викторовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом оздоровительного занятия: «Путешествие по Зоопарку». Грамотно, безупречно, профессионально всё составлено и оформлено. Знакома с методикой хатха-йоги, знаю все плюсы её применения. Ваш материал очень ценный, подробный, информационный, доступный, прямо методичка для коллег.
С удовольствием голосую +1 за ДОСТОЙНУЮ ПУБЛИКАЦИЮ! УСПЕХОВ ВАМ!!!
Здравствуйте, Ирина Викторовна. Ознакомилась с конспектом оздоровительного занятия: "Путешествие по Зоопарку". Конспект очень интересен, составлен профессионально грамотно. Познакомилась с методикой хатха-йоги, обязательно попробую выполнить все самостоятельно. Ваш материал очень интересный и доступный им может воспользоваться и обычный человек в собственных интересах. Успехов Вам в творчестве!!! Ставлю +1
Ирина Викторовна, здравствуйте! С большим интересом прочитала Вашу публикацию! Какой полезный, познавательный, содержательный материал! Изложение материала грамотное, подробное, тема очень интересная и привлекающая внимание. То, что меня удивило, это ход занятия, содержание, т.е. то, что Вы с детьми на самом деле выполнили. Молодец! Вы ознакомили детей с йогой (учитывая при этом их возраст, это видно на протяжении всего занятия!), проделали практические упражнения, способствующие правильной осанке и охранению здоровья в целом. Вы так прекрасно ведёте детей через увлекательные упражнения, так непринуждённо, забавно, приводя примеры животных в зоопарке. Сравнивая их движения с движениями животных, добавляя музыку и стихи, Вы совершаете сверхважную поучительную работу для сбережения здоровья ребят! Правильное дыхание, осанка, гибкость, интерес к здоровым стилям жизни – все задачи выполнены! Молодец! С большим удовольствием посылаю голос! Успехов Вам!
Спасибо за интересное и увлекательное путешествие в зоопарк!!! Никогда ранее не использовала в своей практике йогу,но посмотрев Вашу публикацию, возьму себе это на заметку. Так же понравилось и то, что было в ходе НОД использованы и пальчиковая гимнастика, и игры, и гимнастика для глаз. Голосую!
здравствуйте, мне очень понравился ваш конспект, я хотел бы им воспользоваться, но в презентации отсутствует звук, не могли бы вы мне как нибудь отправить эти звуки, заранее большое спасибо!))
Весьма интересно и необычно! Для детей занимательно и полезно для здоровья. А для педагогов ваш конспект очень познавателен.Многое взяла себе на заметку. Спасибо, Ирина Викторовна,за поучительную информацию!