Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области. Данная разработка будет полезна педагогам ДОУ, учителям начальных классов. Вашему вниманию я предлагаю сказку, которую можно использовать как основное занятие и как дополнение к любому виду деятельности. В сказке говорится о том, как Сердитый Ёжик, столкнувшись с неприятностью, понял, что нужно дружить, ценить друзей и быть добрым. Также предлагаю мультимедийную презентациюс иллюстрациями к сказке, со звуком и элементами анимации. В конце сказки - вопросы для детей по анализу сказки. На последних слайдах презентации – раскраски по теме «Ёжик».
Слайд 1.
Сказка «Сердитый Ёжик»
Слайд 2.
Зима заканчивалась, уступая дорогу Весне-красавице. Снег почти весь растаял. На пригорках, припекаемые солнышком, бойко звенели ручьи и проталинки, появились первые подснежники. Слайд 3.
На речке растаял лёд, и она весело побежала по ровному песчаному дну. Птички голосили свои песни, порхая с ветки на ветку и радуясь весеннему ласковому солнышку. Первые бабочки, ещё совсем сонные, бессмысленно хлопали крылышками. Слайд 4.
На лесной опушке, недалеко от живописной речки под названием Журчалка, жил Сердитый Ёжик. Никто и не помнил, как его звали по имени, потому что он всегда был сердит и ни с кем не желал общаться… Слайд 5.
Рядом с ним по соседству жила весёлая семья медведей: Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка и Машутка. Много лет они были соседями с Сердитым Ежом и никак не находили общий язык. Но ничего не поделаешь, соседей не выбирают. Добрейший Михаил Иванович и мудрейшая Настасья Петровна не обижались на Ежа. Слайд 6.
Однажды, ранним весенним утром, проходя мимо берлоги медведей, Еж услышал какую-то возню и негромкие голоса. Слайд 7.
«Проснулись, сони! – сердито подумал Ёжик. – Я-то уж давно проснулся и успел прибраться вокруг. Сейчас опять начнут шастать к речке, мутить воду и шуметь».
И созрела в голове у Ёжика идея: загорожу забором весь подход к реке, пусть ходят к реке через лес на другой конец. Слайд 8.
Сказано – сделано! Пока семейство медведей просыпалось, потягивалось, Ежик поставил длинный забор, загораживающий проход к речке. Слайд 9.
Первый увидел забор Михаил Иванович.
- «Сосед, а что это ты здесь возвёл? Как же мы будем на речку ходить, без воды нам никак нельзя!?»
- «Меня это мало беспокоит. Здесь мой домик и этот участок реки принадлежит мне. Я не хочу его ни с кем делить, не хочу видеть рядом ваше большое шумное семейство».
- «Но мы же соседи, - удивлённо приподняла брови Настасья Петровна. – А соседи так не поступают. А вдруг нам твоя помощь понадобиться, или тебе – наша»…
- «Ни в чьей помощи я не нуждаюсь! Я сам всё могу, всё умею, а соседи – это только лишний шум и беспокойство!» - сердито ответил Ёжик и быстро пошёл к своему домику…
Так и расстались сердитый Ёжик и семейство медведей. Слайд 10.
Слух о такой непорядочности Ежа быстро облетел весь лес и побережье речушки. Все жители и вслух и шёпотом наперебой обсуждали поступок Ежа. И не могли они успокоиться. И так как все звери жили в лесу очень дружно, поведение Ежа не могло никого оставить равнодушным.
Приходил к Ежу и Волчишко-серый бочишко. Возмущался, топал ногами, но Ёж стоял на своём: мой участок и всё побережье!
Приходила Лисичка-сестричка и ласково просила Сердитого Ёжика не быть таким суровым. Бесполезно…
Заяц-серое ухо попытался подружиться с Ежом, но Ёж прогнал его, и сказал, что друзья ему не нужны. Слайд 11.
А Весна-красна вступала в свои права, не обращая внимание на споры и ссоры лесных зверей. Она трудилась с раннего утра до позднего вечера. Рассыпала по лужайкам первоцветы, будила букашек и жучков, голубило небо всеми оттенками, а иногда и подзадоривала дождичек, чтобы он омывал все весенние красоты.
Радовалась весна, привычно хлопотала, любовалась результатами своего труда. Но однажды Весна призадумалась: а почему добряки медведи ходят к реке через весь лес, а это путь не близкий… Решила спросить у лесной почтальонки – Сороки-белобоки. Сорока-белобока во всех красках рассказала эту историю. Очень Весна-красна опечалилась, потому что сердиться не умела. Но решила исправить положение… Слайд 12.
Месяц май вступал в свои права. Всё цвело и благоухало. Лесной народ прибывал в каждодневных весенних хлопотах. Вечерами они водили на лужайке хороводы, и радовались каждому весеннему дню. Слайд 13.
И только Сердитый Ёжик ходил по «своему бережку» туда-сюда, но это почему-то не приносило ему радости. Слайд 14.
А ночью разразилась майская гроза… Раскаты грома были слышны по всему лесу. Большая грозная туча заволокла всё небо. И вдруг на какое-то мгновение всё стихло… Слайд 15.
Ёжик встал, и подошёл к окну, подумал: мне страшно? Нет, нисколько! А если будет страшно? С кем я поделюсь, к кому я побегу, друзей-то у меня нет? Зачем мне друзья? Мне одному хорошо, я справлюсь сам, со всеми страхами. Слайд 16.
И вдруг затихший ветер, словно спохватившись, задул резко и холодно, поднял на реке огромные серые волны и со всего размаху бросил их на маленький домишко Сердитого Ежа, залив его полностью… Слайд 17.
Ёжик открыл глаза. Он лежал на кроватке в берлоге медведей, укрытый тёплым одеялом. Под головой была такая же подушка, мягкая и ласковая. Рядом стоял горячий чай с мёдом и душистой мятой… Мишутка и Машутка, увидев, что Сердитый очнулся, подбежали к нему с радостными возгласами.
- «Что случилось?» – тихо произнёс Ёж.
И то, что он услышал в ответ, заставило дрогнуть его маленькое сердитое сердечко.
Медвежата рассказали, что в ту грозовую ночь волны затопили всё побережье, разрушили маленький домик Ежа, а его самого без чувств соседи подобрали на берегу. Второй день он спит, а мама и папа ухаживают за ним…
- «А где же сейчас Михаил Иванович и Настасья Петровна?» – стыдясь и не поднимая глаз, спросил Ёж.
- «Мама, папа и все лесные жители ремонтируют твою избушку, которая пострадала от бури, сегодня должны закончить!» – весело наперебой тараторили медвежата…
Ёжик заплакал…
Вопросы для обсуждения:
1. Почему Ёжик заплакал?
2. Зачем лесные жители начали ремонтировать избушку Ежа?
3. Почему семья медведей спасла Сердитого Ежика?
4. Правильно ли это жить одному, без друзей? Почему?
5. Кто послал грозу? Для чего?
6. Какие звери приходили к Ежу?
7. Почему звери возмущались?
8. Правильно ли поступил Ежик, поставив забор?
9. Что сказала Настасья Петровна, увидев забор?
10. Какое время года описывается в сказке?
11. Какие признаки весны, описываемые в сказке, вы можете назвать?
И другие…
Данная сказка развивает умения детей рассказывать, анализировать, пересказывать, отвечать на вопросы по прочитанному.Этот материал необходим для развития речи учащихся. Мультимедийное создание сказки повышает мотивацию у учащихся к обучению чтения. Спасибо!!!
Добрый день, уважаемая Ирина Викторовна. С удовольствием просмотрела Ваш материал. Спасибо Вам огромное. Я была руководителем творческого объединения "Сказочный сундучок". Сказки это моя слабость. Поэтому всегда с большим интересом знакомлюсь с новым сказочным материалом. Вы творческий человек. У Вас замечательные презентации, которые повышают мотивацию детей, а само занятие становится интересней и красочней. Мой голос Вам!
Спасибо, коллеги, за отзывы! Хочу уточнить по поводу презентации... Чтобы "работали" все вставные картинки и анимация - ПРЕЗЕНТАЦИЮ нужно обязательно скачать!
Здравствуйте!
С интересом прочитала Вашу Весеннюю сказку о дружбе.
В своем творчестве Вы объединили две большие темы - весна и дружба.
Получилось здорово!!!
Сказка соответствует возрасту детей. Им будет интересно послушать, посмотреть, рассказать по иллюстрациям, высказать свое мнение, ответив на вопросы по содержанию!
Прекрасная публикация! Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Здравствуйте! Сказка заслуживает высокой оценки. Затрагивает струны человеческой души, учит состраданию и дружбе, ненавязчиво знакомит с природным явлением – наводнением.
Ваш стиль изложения мне понравился, содержание сказки соответствует заявленной возрастной категории. Проделана колоссальная работа - сочинена сказка, представлена шикарная презентация, одновременно с повествованием Вы описываете слайды; выделенные жирным шрифтом номера слайдов несколько отвлекают внимание от чтения текста, но это моё мнение.
При оформлении материала Вы разместили подробнейшее описание, но не указали цель, задачи.
Иногда пользователи недоумевают, говоря о том, что опубликовали лишь статью, а не НОД, к примеру, на что я отвечаю, что любой материал, размещённый в блоге, - педагогическая статья, сказка, эссе - является методической разработкой, которую следует оформлять согласно требованиям сайта.
Примите мой голос за свежую и поучительную сказочную историю о животных. И удачи Вам!
Любовь Владимировна, учту ваши замечания по поводу "жирного шрифта", цели, задач (совершенно, с вами согласна, поспешила "кинуть" на сайт)...
Я новичок на этом сайте, с 16.03.2016 начала только всё осваивать, хотя зарегистрировалась 2 года назад... Зашла в марте сюда и - влюбилась... Сайт очень живой, активный, что и привлекает!
Я согласна с комментариями, сказка очень даже замечательная, непременно возьму на вооружение, спасибо Вам за нее. Более того, на занятии не только прослушаем и посмотрим, но сделает домик ежику руками. И вот здесь огромное поле для фантазии... Из чего этот домик... Как он будет оформлен... Сколько необходимо материала...Как называются детали... Поэтому благодарю Вас еще раз. Цели и задачи прописывать конечно надо, но возможно это и есть повод для импровизации... Успехов Вам, Ирина Викторовна! Мой голос Вам.
Ирина Викторовна, добрый вечер!!
Познакомилась с вашей сказкой для детей «Сердитый Ёжик».
Ваша тема актуальна. Младший школьный возраст является очень
важной ступенью в развитии личности человека.
Ребенок в этом возрасте становится наиболее самостоятельным.
Дети в этот период своей жизни становятся более автономными.
Происходит развитие логических структур, адаптации, автономии,
но, самое важное, что происходит с ребенком в этом возрасте
- это развитие самооценки. Ребенок становится более автономным от семьи,
теперь его самооценка зависит не только от похвалы и наказания родителей,
но теперь его оценивают еще и в школе. Вам мой голос +1!!!
Ирина Викторовна, с интересом прочитала вашу сказку.Важно чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества.
Познакомилась с Вашей сказкой. Понравилась. Развивается речь, мышление. Дети учатся фантазировать, анализировать, пересказывать. Сказка учит детей ценить друзей и быть добрым.
Ирина Викторовна, какая интересная сказка, я, просто, зачиталась. Вы мастер литературного слова. А когда скачала презентацию и воспроизвела её параллельно с текстом, получился замечательный мультик в лучших традициях советских мультфильмов. Показала сынишке мультик-презентацию, он тоже был в восторге. Мы голосуем за вашу сказку и желаем победы в конкурсе!