Опыт работы старшего воспитателя ДОУ. Развёрнутый план на неделю для работы по образовательной области «Речевое развитие»
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала: предлагаемый перспективный план поможет педагогам ДОУ в реализации дополнительной работы над связной речью по образовательной области «Речевое развитие».
Рекомендации: Планируемая совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми старшего возраста (возможна и с родителями) проводится один раз в неделю в первой половине дня до 20 – 25 минут с сентября по май. Предварительная работа по знакомству с художественными текстами проводится по усмотрению воспитателя, желательно во второй половине дня. Заучивание стихотворений проводится с подгруппой детей по усмотрению воспитателя в первой и во второй половине дня.
Работа над связной речью.
В течение недели проводится работа по развитию связной речи — составление описательных рассказов по предметным картинкам.
Главные задачи:
- рассматривать и замечать главное в картине;
- переходить постепенно от перечисления изображенных пред¬метов к ответам на вопросы воспитателя;
- составлять небольшие повествовательные рассказы из 5-6 простых предложений.
Методика:
1-ая часть — рассматривание картины, ответы на вопросы вос¬питателя;
2-ая часть — заключительный рассказ-образец воспитателя и детей.
1-й день недели
Тема: «Мои любимые игрушки»
Составление описательного рассказа о предметах по памяти из личного опыта.
Воспитатель предлагает детям вспомнить рассказ В.Драгунского «Он живой и светится».
- Какая любимая игрушка была у Дениски? (самосвал).
- Почему она была для Дениски любимой игрушкой? (потому что эту игрушку подарил папа перед своим отъездом).
- Кто вспомнит и расскажет, каким был самосвал Дениски?
Пример ответа:
- У Дениски была любимая игрушка самосвал. Эту игрушку ему подарил папа. В этот самосвал другая машина может засыпать песок или землю. У самосвала есть специальная ручка, которую можно покрутить и тогда самосвал сам высыпает груз. Этот самосвал был очень дорог Дениске, потому что его подарил папа перед своим отъездом в длительную командировку. Когда Дениска скучал, он брал самосвал и ему становилось радостно, как будто папа был рядом с ним.
Воспитатель интересуется у детей:
— А у вас есть такие любимые игрушки, которые вам очень дороги?
Воспитатель предлагает придумать об этих игрушках рассказы.
На что надо обратить внимание при составлении рассказов:
• Как называется ваша игрушка?
• Кто ее подарил?
• Какая она по цвету, величине, размеру?
• Почему она для вас самая любимая?
Далее заслушиваются описательные рассказы по памяти из личного опыта всех детей.
2-й день недели
Тема: «День защитника Отечества»
Как мы будем наших пап поздравлять?
Составление рассказа по памяти на заданную тему.
Воспитатель задает детям вопрос:
— Кто помнит, какой скоро будет праздник? (День защитника Отечества)
— О чем мы должны заранее позаботиться? (о поздравлении пап, дедушек, братьев).
— Можно по-разному поздравить наших мужчин. А я вам предлагаю заранее придумать им поздравление и записать его на магнитофон. Для этого вам надо вспомнить:
— Как зовут вашего папу, дедушку, брата, дядю по имени и отчеству. Как вы думаете, для чего? (чтобы им было приятно, чтобы обращение было вежливым и т.д.).
— Надо вспомнить, кем работает папа, дедушка, брат, дядя. Как вы думаете, для чего? (чтобы не забыть пожелать им трудовых успехов).
— Очень хорошо, если вы помните, что кто-то из ваших мужчин служил в армии или даже воевал. Как вы думаете, почему? (потому что надо обязательно об этом упомянуть в поздравлении).
— Как об этом сказать в поздравлении? (мы гордимся вами, спасибо за верную и доблестную службу, спасибо за победу и мирное небо и т.д.).
— Как вы думаете, когда поздравляют с праздником пап, дедушек, братьев, что еще очень важно пожелать им? (здоровья, мирного неба, яркого солнца и т.д.).
Далее воспитатель предлагает детям придумать каждому свое поздравление и записывает его на магнитофон. Во время праздника эти записи можно использовать, как сюрпризный момент.
3-й день недели
Тема: «Транспорт»
Составление повествовательных рассказов о транспорте.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и ответить одним словом:
— На чем можно путешествовать? (на транспорте).
— Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, водный, наземный).
Проводится дидактическая игра «Разложи правильно»
Воспитатель предлагает детям разложить все карточки на группы по видам транспорта. Дети должны разложить все карточки с изображением транспорта на три группы.
— На сколько групп вы разложили все карточки? (на три).
— Почему у вас получилось три группы? (потому что на карточках изображен воздушный, водный и наземный виды транспорта).
— Кто из вас любит путешествовать?
— Выберите себе любой вид транспорта и придумайте рассказ о том, как вы путешествовали. Но при этом вы обязательно должны указать в своем рассказе:
— С кем вы путешествовали?
— Когда путешествовали?
— На каком виде транспорта?
— Что интересного было во время путешествия?
Далее заслушиваются составленные повествовательные рассказы детей.
4-й день недели
Тема: Как мы поздравляли наших пап?
Составление повествовательного рассказа по памяти из коллективного опыта
Воспитатель предлагает детям рассмотреть слайды, видеозапись или фотографии прошедшего праздника День защитника Отечества.
— Вы догадались, о чем мы сейчас с вами поговорим? (о празднике День защитника Отчества).
— Что же было самым интересным на этом празднике? Каждому из вас запомнилось свое, и вы сейчас об этом расскажите.
Начинает рассказ воспитатель:
— К празднику День защитника Отечества мы стали готовиться заранее, чтобы все успеть. Вместе с ребятами мы решили придумать аудиопоздравление для наших пап, дедушек, братьев. Все дети придумали свои поздравления и записали их на магнитофон. И вот настал этот долгожданный день...
— Кто хочет продолжить мой рассказ?
Поочередно заслушиваются рассказы из 5-6 предложений всех детей. Если дети затрудняются составить рассказ, воспитатель может подсказать интересные моменты для каждого ребенка:
— Машенька, какое интересное стихотворение для своего дедушки ты прочитала, сейчас ты можешь его повторить еще раз? И т.д.
Непосредственно образовательная деятельность «Письмо другу»
Составление описательных и повествовательных рассказов по воображению
Программное содержание: побуждать детей составлять описательные и повествовательные рассказы по воображению. Формировать диалогическую и монологическую речь. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединять предложения в короткий повествовательный рассказ, составлять коллективный план к рассказу по воображению. Воспитывать партнерские отношения, трудолюбие и творческую активность на занятии.
Материал: карта, карточки с изображением воздушного, наземного и водного транспорта; фотографии выпускников детского сада; альбомы, фотографии и картины главных достопримечательностей города Москвы.
Конспект.
(Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по нашей стране.
— Как называется наша страна? (Россия.)
— Как называется посёлок, в котором мы живем? (Духовницкое)
Воспитатель подводит детей к карте Саратовской области.
— Кто нам покажет, где находится на карте наш посёлок?
— Как можно иначе назвать наш посёлок? (малая Родина.)
— Какой город для нашей страны главный? (город Москва.)
— Почему Москву мы считаем главным городом нашей страны? (потому что Москва — столица нашей Родины.)
— На каком виде транспорта мы можем добраться до Москвы? (на воздушном и наземном)
Проводится дидактическая игра «Подбери нужный вид транспорта».
На столе у воспитателя стоят модели воздушного, водного и наземного транспорта. Можно использовать карточки с изображением видов транспорта. Дети поочередно выбирают нужный вид транспорта и составляют небольшой повествовательный рассказ о том, на чём можно добраться до Москвы.
Пример:
Я хочу отправиться в Москву на самолете. Это воздушный вид транспорта. Он очень удобен, потому что самолет летает быстро. В Москву летают разные самолеты. Но я хочу полететь на самолете ИЛ-86. Этот самолет собрали на Саратовском авиационном заводе. На этом заводе работал мой дедушка. Он собирает замечательные самолеты, и я всем предлагаю отправиться в Москву вместе со мной. Я думаю, наше путешествие будет очень увлекательным.
Заслушиваются 3-4 повествовательных рассказа.
Далее воспитатель сообщает детям, что по Москве лучше путешествовать с теми, кто хорошо знает этот город, и предлагает детям написать письмо другу-выпускнику из нашего детского сада.
Проводится дидактическая игра «Письмо другу».
На столе лежат фотографии детей выпускников детского сада. Дети должны выбрать себе друга и составить ему устное письмо.
Составление коллективного плана написания письма по вопросам воспитателя:
— С чего мы будем начинать письмо к другу? (с вежливого обращения).
— Назовите мне такие вежливые обращения, (ответы детей обсуждаются).
— О чем можно написать в письме после вежливого обращения? (несколько слов о том, кто пишет письмо).
— Что мы напишем после того, как сообщили другу, кто пишет письмо? (нашу просьбу — показать нам Москву).
— В какой форме вы будете просить своего друга помочь нам в нашем путешествии? (очень вежливой).
— Как мы будем заканчивать наше письмо? (вежливо попрощаемся).
— Как можно вежливо попрощаться в письме? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель предлагает всем детям придумать свои варианты письма.
Заслушиваюся все составленные письма и выбирается лучшее по предложению детей.
Пример:
Добрый день или вечер, друг Саша! Пишет тебе письмо Серёжа Куликов из посёлка Духовницкое. Я хочу с тобой подружиться. Мне 6,5 лет. И скоро я пойду в школу. А пока хожу в детский сад. Наша группа решила на каникулах приехать в ваш город. И мы рады будем с тобой встретиться. Было бы замечательно, если ты показал бы нам свой город. Будь так добр, напиши нам ответ. До скорой встречи. С уважением, твой друг Саша.
Далее воспитатель интересуется у детей:
— Как письмо может быть доставлено до адресата?
— Как долго будет письмо в пути?
— Как иначе можно передать сообщение другу?
После этого воспитатель предлагает детям сравнить письмо и телеграмму:
— Что дойдет быстрее до адресата? (ответы детей обсуждаются).
— Чем отличается письмо от телеграммы? (телеграмма — это очень краткое сообщение о самом главном, в ней обычно нет коротких слов).
Воспитатель предлагает детям послушать один из вариантов такой телеграммы:
«Саша приезжаем 25 марта поездом встречай друзей Духовницка».
— О чем узнает Саша из этой телеграммы? (ответы детей обсуждаются).
В конце можно провести экскурсию по Москве посредством фотографий, картин, альбомов и показать главные достопримечательности столицы нашей Родины: Красную площадь, Москву-реку. Кремль, Московский университет. «Детский мир» и т.д.
Рекомендуем посмотреть:
Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста
Составление описательного рассказа по теме «Овощи». Старшая группа
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет