Чудесные картинки из песка
Почти в каждом детском саду есть группа, для «особых» детей. Под словом «особые» мы имеем в виду детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем случае, это группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Опыт, который мы вам представляем, направлен именно на таких детей. Известно, что у детей с тяжелыми нарушениями речи слабая мотивация к деятельности, достаточно скудный словарный запас, имеются нарушения звукопроизношения, сложности в овладении навыками словообразования, неправильное употребление предлогов, не достаточно развита мелкая и крупная моторика и, наконец, сопутствующие речевому дефекту психологические наслоения (гиперактивность, расторможенность или, наоборот, медлительность, неустойчивость внимания, плохая память и т.д.).
Для достижения наилучшего результата, в работе с такими детьми традиционных методов, форм воспитания и обучения, на наш взгляд, недостаточно. Нам, педагогам необходимо совершенствоваться, находить и применять в своей практике новые, интересные (не только для нас, но и для детей) формы и методы. Один, из инновационных методов привлек наше внимание.
Это «Игры с песком»
С давних времен песок является естественным для всех категорий детей, что привлекает их и не пугает. Песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает его прекрасным средством развития. В песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
В своей практике, начиная со средней группы, мы используем разные виды песка: кинетический разных цветов и оттенков, белый и цветной кварцевый, строительный, что позволило нам значительно расширить список взаимодействия с ним.
Знакомство детей с песком мы начали с тактильных ощущений, появляющихся от взаимодействия с ним. Тоненькая струйка медленно падающего на детскую ладонь песка завораживает, успокаивает детей, помогает им сосредоточиться на собственных ощущениях. Затем наши воспитанники с интересом овладели умением оставлять четкие отпечатки рук, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов. Как только ребята освоили манипуляции с песком,
мы перешли к более сложным играм:
-
обучающие игры: «Какая буква спряталась в верхнем левом углу песочницы?», «Помоги сосчитать жителей песочного замка», «Напиши букву (слово)» и т.д., обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету,
развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения;
-
познавательные игры: «На берегу моря», «У бабушки в деревне», «Песчаный карьер» и т.д., дают
возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;
-
проективные игры: проектирует сам ребенок в зависимости от переживаний, желаний, умений,
возможностей. Они помогают раскрыть потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
Широко использует в коррекционных целях на индивидуальных и подгрупповых занятиях игры с песком наш логопед.
В результате этих занятий положительно решаются следующие задачи:
- развитие диафрагмального дыхания («Набирай воздух через нос»,
«что под песком», «дорога к другу»);
- автоматизация звуков («Сильный мотор». «слабый мотор»);
- развитие фонематического слуха («Спрячь ручки», «слоговые дорожки»);
- формирование слоговой структуры слова («Полоски», «исправь ошибку»);
- словарная работа («Сложные слова», «водопад», «кораблики»);
- артикуляционные упражнения («Лошадка», «индюки»);
- звуковой анализ слов и предложения (на песке дети рисуют схемы слов и предложений разной степени
сложности);
- обучение грамоте («Напиши на песке»; «буква потерялась);
- развитие связной речи.
Пройдя с детьми все известные, нам доступные этапы взаимодействия с песком, у детей возникло желание научиться рисовать картинки с использованием песка. Желание рисовать появилось не случайно. После новогодних каникул, один из ребят принес в детский сад картинку, выполненную в технике рисования песком. Это был подарок от Деда Мороза. Такие картинки сейчас широко рекламируются и продаются в магазинах детских товаров, под названием фреска «Картинка из песка». Дети с большим увлечением стали рассматривать картинку, задавать вопросы владельцу: Где ты взял такую картинку? Как сделал? Кто помогал? Он с гордостью и интересом отвечал на вопросы ребят, подробно рассказывая обо всех этапах выполнения работы. Дети внимательно слушали рассказчика, говорили: «Мы тоже хотим сделать такие картинки». Кто-то из детей сказал, что он попросит маму её купить. Ребята стали с ним спорить, доказывать, что они не продаются, их Дед Мороз дарит. Мы, взрослые не стали убеждать ребят в обратном, а предложили собраться в круг на ковре и обсудить эту ситуацию. Во время обсуждения, детям пришла идея попробовать нарисовать такие картинки самим. Идею поддержало большинство детей группы, включая взрослых. Рисовать решили белым, кварцевым песком (другого на тот момент у нас не было), используя для основы картон или листы бумаги для рисования. Работа закипела, ребята все свободное время посвятили рисованию. И какого же было детское разочарование, когда рисунки, неожиданно для них, невозможно было сохранить в изначальном виде. Во время поднимания листа, песок осыпался, и рисунок исчезал. В традиционном для нас круге сидя на ковре, ребята стали думать, предлагать варианты закрепления «песочного карандаша» на бумаге. Предложили использовать клей, но какой? Перебрали весь список им известных и доступных: клей ПВА, клей карандаш, обойный клей, клей момент, клей для приклеивания потолочной плитки, клей пистолет, в общем, все, что могло приклеить. Провели с некоторыми из них эксперимент на прочность и быстроту высыхания. Выбрали два, клей ПВА и клей карандаш. Они для нас доступны, ими удобно пользоваться, легко наносятся на рисунок, безопасные, не деформируют бумагу, не пачкают руки, быстро высыхают, хорошо приклеивают песок.
Творческая работа продолжилась с новыми возможностями. Детские рисунки получались неповторимые, по-детски интересные, но одноцветные.
По началу детей это устраивало, но через какое-то время мы стали замечать, что некоторые дети пытаются раскрасить свои «художества» фломастерами и цветными карандашами, периодически смачивая их слюной. По выражению детских лиц было видно: такой способ раскрашивания им не нравится. При раскрашивании песок следовал за карандашом оставляя бороздки, собирался в небольшие комочки, не оставлял никакого цветного следа, грифель карандаша был основательно залеплен смесью песка и клея. Цвет от фломастера ложился не на песок, а на основу (бумагу). Наблюдения наши продолжились. Стало очень интересно, найдут дети другое решение в вопросе раскрашивания песка или оставят эту затею. Через некоторое время, та же компания детей, во время свободного рисования, обратила внимание на полочку, где стояла гуашь. Ребенок, чья любознательность ярче остальных детей прослеживалась практически во всех видах деятельности, встал, подошел к полочке и выставил на общий стол несколько баночек с гуашью. Остальные ребята стали ему активно помогать: поставили непроливайки с водой, кисти. Начался новый эксперимент.
После проведенного детьми эксперимента педагог задал вопрос: «Получилось или нет?». Получилось, на взгляд детей, не очень. Кисти были испачканы песком, гуашь после такого рисования была не пригодна для дальнейшего использования, клей из-за влаги терял свои свойства, соответственно рисунки не получились.
На некоторое время это увлечение детей приостановилось, во всяком случае, мы так думали. Но за пределами детского сада, дома творческая работа продолжала жить, в этом мы убедились позже. Дети увлекли своих родителей этим творчеством. Спустя некоторое время ребята стали приносить цветные, готовые картинки из дома с целью похвалы, положительной их оценки детьми и взрослыми нашей группы. Постепенно группа превратилась в мини-галерею детских и детско-взрослых картинок из песка.
Неравнодушные и увлеченные этим занятием родители решили сделать нашим детям подарок. В одно, совсем не солнечное утро, в группу принесли посылку, которая была адресована детям группы «Радуга». В ней лежали контейнеры с разноцветным кварцевым песком и записка «От любящих вас родителей». Радости детей не было предела, им не терпелось скорее начать рисовать, свое свободное время дети посвятили рисованию песком. Даже разработали собственную технологию: сначала нужно нарисовать рисунок простым карандашом, затем нанести клей, делать это нужно постепенно, заполняя небольшие участки рисунка, не выходить за контур, после засыпать цветным песком, поправить рассыпавшейся за контур рисунка песок стекой. Тогда он получится аккуратным и красивым.
Со временем песочные картинки стали украшать рамками, изготовленными своими руками, стали их дарить детям из других групп, на праздники сотрудникам детского сада.
Нужно сказать, что не все дети нашей группы могут похвастаться своими отменными способностями в рисовании, а некоторые, в силу своей особенности, практически не умеют это делать. Но именно рисование картинок и часто совместных (ребенок – педагог) помогают им быть успешными, самореализованными, утвердиться во мнении, что они маленькие художники, песочные «Феи» и «Эльфы», которые рисуют свои, необычные картинки и, самое главное, они нравятся окружающим.
Иногда для раскрашивания дети используют картинки-раскраски, одну часть которых они раскрашивают традиционным способом, а другую – цветным песком. Получаются своеобразные картинки, выполненные в разных техниках раскрашивания. Чтобы картинки сохранились дольше, мы помещаем их в файлы, вместе с детьми вставляем в рамки, а затем вывешиваем, тем самым украшаем помещение группы.
Песок – продукт сорный, он изначально предполагает беспорядок при использовании. Этой проблеме мы тоже уделили некоторое время, решая с детьми, как нам пользоваться песком, чтобы после работы с ним рабочее место было в порядке, и он не просыпался на пол. Решили использовать большие термосалфетки. Они прочные, удобные в использовании, легко обрабатываются, не деформируются при хранении, долговечны.
Нарисованные детьми картинки не только служат украшением для группы, их так - же активно использует в своей коррекционной работе наш логопед. Картинки служат наглядным речевым материалом, на котором строятся занятия, чаще индивидуальные. Это помогает выстроить коррекционный процесс обучения в хорошей эмоциональной обстановке, во время которого детям занимательно и в тоже время познавательно. Отвечая на вопрос логопеда: «Расскажи, что ты нарисовал?», ребенок отрабатывает умение строить как простые, так и сложные предложения, учится умению составлять описательный рассказ по картинке, рассказ – сравнений. Очень нравится нашим детям игра, в которой логопед предлагает дополнить сюжет рисунка плоскими, мелкими игрушками (ребенок самостоятельно, по собственному желанию выбирает игрушку) сопровождая действие словами: «Я возьму медвежонка и посажу в лодку, он будет путешествовать по моей реке», «На моей полянке гуляет маленькая лошадка – пони. Она ест сочную травку» – это способ общения с миром, самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, проявления творческой фантазии, воображения, дополнения сюжета новыми персонажами. Так – же во время составления рассказа ребята дополняют свои рисунки короткими веточками, шишечками, косточками плодов, пуговками, счетными палочками, которые по ходу рассказа становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
Вот уже третий год игры с песком и второй год рисование песком продолжают активно жить в нашей группе, они помогают нашим детям снять усталость, чувствовать себя спокойно, уверенно, повышать речевую активность, повышать заинтересованность в умение рассуждать, развивать творческий потенциал, мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, познавательную активность, желание радовать себя и окружающих. И что очень важно, дети просто получают огромное удовольствие от взаимодействия с песком.
Список использованной литературы:
1. Грабенко, Т. М. Игры с песком или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 9. - С. 12-14.
2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод.пособие для
педагогов, психологов, родителей / - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Нисневич, Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 228 с.
4. МариеллаЗейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил.
5. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. - СПб. : ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.
6. Родина, А. М. Работа с песочницей: пособие для практических психологов / А. М. Родина, Е. П. Кораблина [и др.]. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2010. - 138 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну чисел в пределах 10»
Консультация для педагогов. Песочная терапия
Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада
Использование элементов песочной терапии в коррекции звукопроизношения дошкольников