Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе на тему: "Новогодние игрушки изо льда"
Детское экспериментирование: "Новогодние игрушки изо льда"(проводится только в зимнее время)
Задачи:учить детей своими руками изготавливать новогодние игрушки,украшать участок,проводить простейшие опыты; учить детей делать выводы о свойствах льда,отличительных чертах цветных ледяных фигур,создать атмосферу волшебства и праздника; продолжать знакомить с художественной литературой.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами льда-прозрачность,гладкость,хрупкость.
Интеграция образовательных областей:
"Познание","Социализация","Коммуникация","Безопасность","Труд".
Материалы и оборудование:
разнообразные формы для воды, гуашь, разноцветные нитки, игрушки - Дед мороз, Снегурочка, картинки с объёмным изображением снежинок, ледяных фигур.
Литература:
А.С.Пушкин "Идёт волшебница - зима",В.Архангельский "Летят снежные пушинки".
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением зимы,зимних явлений природы.
Дидактические игры:"Угадай,какое время года?","Когда это бывает?","Найди одинаковые снежинки".
Серия опытов о свойствах воды.
Ход НОД
Воспитатель читает фрагменты из рассказов писателей.
"...Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками..., вот звёздочка с шестью лучами..., вот тончайшая пластинка с шестью гранями...!"
"...Растянула зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим, пушистым снегом. В один день всё кругом разукрасила. Тонким льдом покрылась река, притихла. Уснула, как в сказке. Заглянула зима в лес: "Уж его-то я разукрашу, солнышко, как глянет, так и залюбуется". Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно...".
- О каком времени года рассказали вам писатели? (о зиме).
- Какие природные явления описал автор? (снегопад, мороз, вьюга)
- Какая зима? (снежная, красивая, белая, пушистая)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением снежинок.
Вопросы детям:
- Какие снежинки? (красивые, необычные, волшебные)
- Какой они формы? (причудливой, в форме цветка, в форме звёздочки, в форме шестигранника и т.д.)
Обратить внимание детей, что каждая снежинка уникальна, не похожа ни на одну другую. Затем рассмотреть с детьми картинки с изображением ледяных фигур.
Вопросы детям:
- Вам нравятся эти фигуры? (да)
- Из какого материала они сделаны? ( изо льда)
- Какой лёд? (прозрачный, блестящий, разноцветный, твёрдый)
- В какое время года можно делать выставки ледяных фигур? (зимой)
Воспитатель читает детям стихотворение А.С.Пушкина "Идёт волшебница - зима".
Идёт волшебница - зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Лежа волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки - зимы
- Дети,как называет поэт зиму? (проказницей,волшебницей)Почему?
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (бодрое, радостное, весёлое, игривое)
Сюрпризный момент
- Дети, к нам в гости пришли Дед мороз и Снегурочка, но настроение у них грустное - прегрустное. (воспитатель показывает детям игрушки)
- Как вы думаете, почему? (воспитатель делает вид, что разговаривает с Дедом морозом)
- Дети! Я кажется знаю, что произошло.Дед мороз и Снегурочка по пути к нам потеряли свой волшебный мешок с игрушками, и теперь они не знают, чем будут украшать ёлку. Мы обязательно должны им помочь, ведь не бывает Нового года без нарядной ёлки!
Физкультминутка.
Зайцы бегали в лесу. (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять "хвостиком")
Прыг - скок, прыг - скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток (присесть)
Воспитатель раздаёт детям формочки с водой, гуашь, кисточки, салфетки.
- Дети, давайте на время станем волшебниками и превратим прозрачную воду в формочках в разноцветную. Для этого мы макнём кисточки в краску и растворим её в воде. Вода окрасилась в разные цвета.
- Ребята! Дед мороз меня спрашивает (воспитатель наклоняется к игрушке), а как же из воды появятся новогодние игрушки? Как вы думаете?
- Я вам подскажу. Мы наши формочки вынесем на улицу на мороз, положим в них разноцветные нитки, чтобы игрушки можно было повесить на ёлку и оставим их до следующего утра. А утром посмотрим, что же у нас получилось!
- А пока пусть Дед мороз и Снегурочка погостят у нас в детском саду и посмотрят, что мы с вами тоже можем творить чудеса!
Воспитатель вместе с детьми собирает формочки с водой в красочную коробочку и на прогулке выставляет коробочку на стол, опускает в каждую формочку небольшие отрезки разноцветных ниток и оставляет до утра на улице. На следующее утро на прогулке воспитатель предлагает детям вместе с Дедом морозом и Снегурочкой посмотреть, что-же у них получилось.
Вопросы детям:
- Что-же случилось с водой? (она замёрзла)
- Во что превратилась вода? (в лёд)
Воспитатель предлагает детям вынуть ледяные фигурки из формочек, рассмотреть их (они стали прозрачными, гладкими, разноцветными).
- Дети, давайте посмотрим через наши фигурки на небо. Каким оно стало? (красным, зелёным, синим, жёлтым, оранжевым, фиолетовым).
Рефлексия.
- Дети! Получилось у нас с вами волшебство? (да)
- Приятно быть волшебником? (да)
- Будем ещё с вами превращать воду в лёд? (конечно)
- А теперь я предлагаю украсить наш участок волшебными ледяными игрушками, а оставшиеся подарить Деду морозу и Снегурочке для их волшебной ёлки!
- Дед мороз и Снегурочка! Несите наши игрушки очень аккуратно, а то они могут разбиться, ведь лёд очень хрупкий! А если всё-же случится эта неприятность, напишите нам письмо и мы вышлем вам новые игрушки!
До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе
Конспект НОД в средней группе. Путешествие в осенний лес
Конспект познавательно-игрового занятия по физической культуре в средней группе
Конспект НОД в средней группе на тему: «Поможем Буратино»