Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Особенности развития детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект консультации для родителей, которая будет полезна педагогам ДОУ. Данный материал можно использовать как тему для родительского собрания во 2 младшей группе.
Проводя консультации для родителей, я стараюсь использовать как можно меньше терминов, заумных слов и предложений, предпочитаю говорить просто, приводить примеры из жизни и активно привлекать родителей к диалогу или, так называемому, живому общению. Родители полноправные участники собрания и вполне могут комментировать то, что услышали на консультации, а также вносить какие-то свои идеи, находки, делиться опытом. Собрание проходит в доброжелательной обстановке.
Цель консультации: Повышение психолого - педагогической компетентности родителей.
Ход консультации:
Психолог (педагог): Уважаемые родители! Я рада вновь приветствовать Вас на родительском собрании, сегодня мы поговорим об особенностях развития детей 3-4 лет. Сначала я коротко напомню Вам основные моменты в развитии детей данного возраста.
1. Игра – это основа детского познания и опыта, а также ведущий вид деятельности ребенка
В игре дети познают мир, учатся на своем собственном опыте через пробы и ошибки, через повторение и подражание. Занятия с детьми 3-4 лет включают в себя игру, активные исследования и движения, ребенок развивается физически, творчески, интеллектуально.
2. Самостоятельность «Я сам»
Психическое развитие детей на четвертом году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, то есть дети стремятся к самостоятельности. Уважаемые мамы и папы, дайте своим малышам возможность максимально развивать эту способность. Пока Ваше чадо будет занято проявлением самостоятельности, а именно помощью по хозяйству: мытьем посуды, полов, мелким «ремонтом» папиными инструментами «нужных» вещей, приготовлением пищи, Вы сможете слегка отдохнуть, потому что ребенок не будет надоедать бесконечными просьбами, капризами и потягиваниями за халат. Детям в этом возрасте очень нравится стряпать пирожки, мыть овощи, готовить фруктовые салаты; ремонтировать с папой машину; принимать собственные решения; одним словом, чувствовать себя нужным.
Даже если он что-то делает не так и Вам очень хочется вмешаться и переделать, удержитесь от этого порыва, приходите на помощь тогда, когда ребенку это нужно, или спросите «Ну как, получается? Помощь нужна? », если «Нет», дайте ему возможность продолжить, а затем - похвалите его и обязательно поощрите.
3. 3-4 года – это кризисный возраст
Возраст эмоций, как положительных, так и отрицательных. Главное, помнить о том, что кризис неизбежен, он должен быть, потому что ребенок, как и в любом другом кризисном возрасте, переходит на новую ступень развития, он перестраивается, чуть по-другому воспринимает окружающий мир - это нормально, так должно быть, нужно просто быть морально готовыми к этому. Проявляйте больше положительных эмоций, чаще улыбайтесь, уделяйте больше внимания вашим детям и тогда отрицательных эмоций будет гораздо меньше.
Помните, какой эмоциональный посыл Вы дали ребенку – такой он к Вам и вернется.
4. Взрослый – образец поведения, промежуточное звено между ребенком и окружающим миром
А самый важный взрослый – это родитель. Взрослые руководят и вдохновляют учение, познание мира, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка. Главной фигурой для детей четвертого года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него. И помните, что дети - это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе.

Дальше, если нет вопросов по 1 части консультации мы переходим ко 2 части: физическому развитию детей.
1. Данные антропометрии
Возраст 3-4 года – это период первого округления. Рост ребенка составляет примерно 95-100 см, вес примерно 15 кг. Что же в этот период мы можем наблюдать?!
Усиленный обмен веществ
То есть все процессы в организме проходят довольно быстро, ребенок очень быстро растет, его организм должен очень быстро перестраиваться, следовательно, первое, что ему нужно – это регулярное питание и высококалорийная пища. Здесь лучше ориентироваться на режим питания детского сада и по частоте и по времени и по содержанию. Уважаемые мамы и папы, обращайте внимание на меню, оно составляется диет сестрой, которая учитывает все потребности растущего организма.
Второе обязательное условие: детям необходимо достаточное количество кислорода. Каким образом наши дети его могут получить? через прогулки на свежем воздухе и частое проветривание помещения.
2. Костная система
Замедлено окостенение кистей рук, берцовых костей, костей позвоночного столба. На данный момент преобладает хрящевое строение. Дети достаточно гибкие, они могут и пальцы ног до рта дотянуть.
Что в этом возрасте рекомендовано? Должна преобладать общая двигательная активность, то есть ребенок должен много двигаться, бегать, прыгать, резвиться, кричать – высвобождать энергию (организм растет, обмен веществ ускоренный, значит и энергии много) – этот выброс энергии необходим для нормального самочувствия. Если ребенка день, второй, третий одергивать и говорить «не бегай, не скачи, сядь, посиди», то на четвертый день он Вам устроит «мамаево побоище», а Вы с удивлением будете задавать себе и ему вопросы «Взбесился что ли?». На самом деле все просто: произошло накопление нерастраченной энергии, а значит рано или поздно «прорвет».
Далее, будет очень полезно для ребенка, если Вы займетесь развитием его крупной и мелкой моторики. Ребенку нужно производить как можно больше движений и манипуляций руками, пальцами. Пусть он играет в мяч, ловит рыбок удочкой, достает из коробки игрушки щипцами для белья, играет в детские конструкторы, заворачивает и разворачивает игрушки в бумагу, играет в снежки, работает с пластилином и тестом, рисует, словом все, на что хватит его и Вашей фантазии.
Также в этом возрасте очень важно сохранять правильную позу ребенка.
Обратите внимание на осанку, когда ребенок сидит (рисует, лепит, ест), его спина должна быть слегка прижата к спинке стула. Посмотрите, как ребенок спит. Спать он должен тоже более менее прямо, не важно на спине или боку.
3. Сердце, легкие
Частота сердечных сокращений снижается до 100 – 130 уд/мин., дыхание поверхностное, неровное, частое. Здесь нужно обратить внимание на гигиену прогулок, гимнастику, водные процедуры. Вода хорошо снимает напряжение, успокаивает. Детям очень нравятся игры – «переливалки» из одной емкости в другую, проверять, что в ванне с водой тонет, а что нет, создавать пену губкой и многое другое.
4. Нервная система
Быстрое образование нервных волокон – проводящих путей нервной системы, строение и количество нервных клеток характерно как для взрослого человека.
Рекомендовано всестороннее и систематическое развитие познавательной деятельности. В этот период ребенок требует особого внимания к сфере познания, к своим вопросам, он интересуется абсолютно всем и старается вытянуть из Вас как можно больше информации. Не зря этот возраст называют возрастом почемучки. За этот год Вы сможете вложить в ребенка без особых усилий самый большой объем информации. В последующие годы его мозг будет вмещать в себя гораздо меньше. Это особенность ребенка 3-4 лет.
Уважаемые мамы и папы, скажите, пожалуйста, есть ли у Вас ко мне вопросы по теме консультации?
Дальше родители могут задавать вопросы и предлагать темы следующих консультаций.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, я очень надеюсь на то, что этот материал будет полезен в Вашей работе. Хочу немного настроить начинающих педагогов: родители могут задавать уточняющие вопросы по любому пункту выступления, поэтому нужно быть чуточку больше осведомленным во всех этих вопросах, чем написано в конспекте. Удачи, успехов и взаимопонимания в работе с родителями.

Рекомендуем посмотреть:

Памятки для родителей Советы родителям пятиклассников Консультации для родителей младшей группы на тему: Адаптация детей в ДОУ Развитие речи и мелкая моторика рук
Советы для молодых педагогов ДОУ | Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Опубликовано: 3653 дня назад (19 апреля 2014)
Просмотров: 10095
+9
Голосов: 9
Татьяна Михайловна Попова # 19 апреля 2014 в 21:23 +1
Вы молодец!Очень трудоемкая работа!Я бы еще к этому тексту добавила презентацию, лучше для восприятия будет.
Ирина Владимировна Корелова # 19 апреля 2014 в 21:34 +1
Татьяна Михайловна, спасибо за комментарий. Для родителей у меня есть и раздаточный материал и наглядность, здесь только конспект.
Людмила Алексеевна Иманова # 19 апреля 2014 в 21:33 +3
Ирина Владимировна, ваша статья многого стоит!Обязательно нужно проводить такие консультации с родителями. Дети - это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе.Взрослые руководят и вдохновляют учение, познание мира, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Отношениям с людьми придается особое значение.Дети видят, как родители общаются с другими людьми и впитывают, как губки. Это существенный вклад в опыт ребенка. Главной фигурой для детей четвертого года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него.Большая часть информации у ребёнка накапливается именно в семье.Поэтому детский садик, школа...это хорошо, но главное СЕМЬЯ, многое, если не всё идёт с семьи.
Спасибо ВАМ, Ирина Владимировна за актуальную консультацию.
Людмила Алексеевна Иманова # 19 апреля 2014 в 21:34 +1
презентацию -это замечательно.только тут не выставишь.
Ирина Владимировна Корелова # 19 апреля 2014 в 21:40 +1
Людмила Алексеевна, очень рада Вашему вниманию и таким подробным комментариям. Конечно презентация хорошо, но, Вы правы, нет возможности вставить. Желаю успехов в работе.
Наталья Вячеславовна Чекашкина # 19 апреля 2014 в 21:59 +1
трудоёмкая консультация!!!полезна и воспитателяи...написана понятным языком!!!!спасибо!!!
Ирина Владимировна Корелова # 19 апреля 2014 в 22:13 +1
Спасибо.
Галина Александровна Иванченко # 19 апреля 2014 в 22:01 +2
Ирина Владимировна, благодарю Вас за интересную и полезную статью. Очень важно родителям сообщать о том, как их малыш развивается, на что необходимо обратить внимание при общении с малышом, в какие игры с ним лучше поиграть. Спасибо за Ваш труд. Обязательно использую этот материал в своей работе с родителями.
Ирина Владимировна Корелова # 19 апреля 2014 в 22:14 +1
Я тоже Вас благодарю за теплые слова.
Наталья Михайловна # 19 апреля 2014 в 22:39 +3
Ирина Владимировна, спасибо за консультацию. Текст продуман, последователен и полезен своей информацией для родителей. Родителям просто необходимо знать о психическом и физическом развитии детей. На каждом возрастном этапе развития есть свои особенности, о которых надо рассказывать. Просвещение относится к профилактическим мерприятиям, позволяющим предупредить те или иные затруднения в вопросах воспитания и обучения детей. Данная консультация позволяет сориентировать родителей на изменения в развитии детей 3-4 лет. Особенно важна первая часть консультации, которая раскрывает ситуацию развития, обращает внимание на развитие важных качеств этого возраста, а так же кризис возраста. Зная особенности возраста, родители своевременно могут перестроить свои взаимоотношения с ребенком. Что особенно важно для этого возраста. Потому как ребенок уже находится на другом возрастном этапе развития. Ждем консультации для других возрастов. Успехов!
Ирина Владимировна Корелова # 20 апреля 2014 в 08:21 +3
Спасибо, Наталья Михайловна, Ваши комментарии всегда такие содержательные, по ним можно подводить итог работы, это говорит о Вашем высоком профессионализме. С удовольствием принимаю Ваше предложение о продолжении цикла консультаций для других возрастов. Удачи!
Виктория Александровна Рыбак # 20 апреля 2014 в 10:35 +2
Ирина Владимировна, спасибо за консультацию. Очень интересно было прочитать, очень полезная информация.
Желаю успехов в работе.
Ирина Владимировна Корелова # 20 апреля 2014 в 23:02 +1
Спасибо, Вам тоже успехов в работе.
Али Алиевич # 20 апреля 2014 в 20:06 +4
Очень нужная и полезная работа. И вот почему...
Идеи Марии Монтессори, замечательной учительницы, психолога, физика, врача о том, что, оказывается, ребенок в разные периоды своей жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности, неизвестны многим-многим родителям. Есть «чувствительные» периоды развития речи (до 6лет), восприятия порядка (до 3 лет), движения и действия (до 4 -5 лет), развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Как говорят в народе: "Предупрежден - значит вооружен".
Ирина Владимировна Корелова # 20 апреля 2014 в 23:10 +1
Полностью с Вами согласна.Спасибо за содержательный комментарий.
Ольга Анатольевна Щавелева # 21 апреля 2014 в 13:52 +1
Ирина Владимировна, спасибо за готовую консультацию. Очень ёмко и доступно всё излагаете. Вы молодец - затронули все аспекты развития ребёнка, но на мой взгляд самое главное, что вы обращаете внимание родителей на их роль в воспитании детей. Ведь если не мама и папа, то кто подаст пример своим чадам.
Ирина Владимировна Корелова # 21 апреля 2014 в 14:26 +1
Спасибо Ольга Анатольевна.
Ольга Михайловна Гневанова # 23 апреля 2014 в 22:24 +1
Беру, беру, беру к себе в копилку.
Ирина Владимировна Корелова # 25 апреля 2014 в 20:59 +1
Ольга Михайловна, с удовольствием отдаю в Вашу копилку.
Наталья Алексеевна Петрова # 29 апреля 2014 в 20:15 +1
Очень полезная информация и для родителей и для некоторых педагогов. Все подробно описано про этот возраст. Спасибо за готовую консультацию. Молодец.
Ирина Владимировна Корелова # 30 апреля 2014 в 14:32 0
Спасибо за добрые слова.
Наталья Николаевна Болотина # 30 апреля 2014 в 21:57 +1
Ирина Владимировна, спасибо за консультацию. Очень трудоемкая работа. Данная консультация позволяет сориентировать родителей на изменения в развитии детей.
Ирина Владимировна Корелова # 2 мая 2014 в 09:26 0
Наталья Николаевна спасибо за комментарий, успехов в работе.
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 июня 2014 в 08:57 +2
Работа с родителями - важный и трудоёмкий процесс. Подобрать нужные слова, важные сведения - основное для педагога и родителей. Порой трудно найти общий язык с нынешними родителями, но они чувствуют опытного педагога и доверяют ему. Материал консультации говорит о том, что Вы деятельный небезразличный человек, к Вашим словам родители прислушиваются. Успехов во всём!
Ирина Владимировна Корелова # 30 июня 2014 в 08:54 0
Зоя, благодарю Вас за поддержку.
Наталья Александровна Сорина # 3 января 2016 в 09:50 0
Объемная и содержательная работа. Узнала, для себя много нового. Автор молодец!!!!
Ирина Владимировна Корелова # 17 июля 2016 в 14:55 0
Наталья Александровна, благодарю Вас, очень приятно.