Консультация для родителей "Особенности развития детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект консультации для родителей, которая будет полезна педагогам ДОУ. Данный материал можно использовать как тему для родительского собрания во 2 младшей группе.
Проводя консультации для родителей, я стараюсь использовать как можно меньше терминов, заумных слов и предложений, предпочитаю говорить просто, приводить примеры из жизни и активно привлекать родителей к диалогу или, так называемому, живому общению. Родители полноправные участники собрания и вполне могут комментировать то, что услышали на консультации, а также вносить какие-то свои идеи, находки, делиться опытом. Собрание проходит в доброжелательной обстановке.
Цель консультации: Повышение психолого - педагогической компетентности родителей.
Ход консультации:
Психолог (педагог): Уважаемые родители! Я рада вновь приветствовать Вас на родительском собрании, сегодня мы поговорим об особенностях развития детей 3-4 лет. Сначала я коротко напомню Вам основные моменты в развитии детей данного возраста.
1. Игра – это основа детского познания и опыта, а также ведущий вид деятельности ребенка
В игре дети познают мир, учатся на своем собственном опыте через пробы и ошибки, через повторение и подражание. Занятия с детьми 3-4 лет включают в себя игру, активные исследования и движения, ребенок развивается физически, творчески, интеллектуально.
2. Самостоятельность «Я сам»
Психическое развитие детей на четвертом году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, то есть дети стремятся к самостоятельности. Уважаемые мамы и папы, дайте своим малышам возможность максимально развивать эту способность. Пока Ваше чадо будет занято проявлением самостоятельности, а именно помощью по хозяйству: мытьем посуды, полов, мелким «ремонтом» папиными инструментами «нужных» вещей, приготовлением пищи, Вы сможете слегка отдохнуть, потому что ребенок не будет надоедать бесконечными просьбами, капризами и потягиваниями за халат. Детям в этом возрасте очень нравится стряпать пирожки, мыть овощи, готовить фруктовые салаты; ремонтировать с папой машину; принимать собственные решения; одним словом, чувствовать себя нужным.
Даже если он что-то делает не так и Вам очень хочется вмешаться и переделать, удержитесь от этого порыва, приходите на помощь тогда, когда ребенку это нужно, или спросите «Ну как, получается? Помощь нужна? », если «Нет», дайте ему возможность продолжить, а затем - похвалите его и обязательно поощрите.
3. 3-4 года – это кризисный возраст
Возраст эмоций, как положительных, так и отрицательных. Главное, помнить о том, что кризис неизбежен, он должен быть, потому что ребенок, как и в любом другом кризисном возрасте, переходит на новую ступень развития, он перестраивается, чуть по-другому воспринимает окружающий мир - это нормально, так должно быть, нужно просто быть морально готовыми к этому. Проявляйте больше положительных эмоций, чаще улыбайтесь, уделяйте больше внимания вашим детям и тогда отрицательных эмоций будет гораздо меньше.
Помните, какой эмоциональный посыл Вы дали ребенку – такой он к Вам и вернется.
4. Взрослый – образец поведения, промежуточное звено между ребенком и окружающим миром
А самый важный взрослый – это родитель. Взрослые руководят и вдохновляют учение, познание мира, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка. Главной фигурой для детей четвертого года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него. И помните, что дети - это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе.
Дальше, если нет вопросов по 1 части консультации мы переходим ко 2 части: физическому развитию детей.
1. Данные антропометрии
Возраст 3-4 года – это период первого округления. Рост ребенка составляет примерно 95-100 см, вес примерно 15 кг. Что же в этот период мы можем наблюдать?!
Усиленный обмен веществ
То есть все процессы в организме проходят довольно быстро, ребенок очень быстро растет, его организм должен очень быстро перестраиваться, следовательно, первое, что ему нужно – это регулярное питание и высококалорийная пища. Здесь лучше ориентироваться на режим питания детского сада и по частоте и по времени и по содержанию. Уважаемые мамы и папы, обращайте внимание на меню, оно составляется диет сестрой, которая учитывает все потребности растущего организма.
Второе обязательное условие: детям необходимо достаточное количество кислорода. Каким образом наши дети его могут получить? через прогулки на свежем воздухе и частое проветривание помещения.
2. Костная система
Замедлено окостенение кистей рук, берцовых костей, костей позвоночного столба. На данный момент преобладает хрящевое строение. Дети достаточно гибкие, они могут и пальцы ног до рта дотянуть.
Что в этом возрасте рекомендовано? Должна преобладать общая двигательная активность, то есть ребенок должен много двигаться, бегать, прыгать, резвиться, кричать – высвобождать энергию (организм растет, обмен веществ ускоренный, значит и энергии много) – этот выброс энергии необходим для нормального самочувствия. Если ребенка день, второй, третий одергивать и говорить «не бегай, не скачи, сядь, посиди», то на четвертый день он Вам устроит «мамаево побоище», а Вы с удивлением будете задавать себе и ему вопросы «Взбесился что ли?». На самом деле все просто: произошло накопление нерастраченной энергии, а значит рано или поздно «прорвет».
Далее, будет очень полезно для ребенка, если Вы займетесь развитием его крупной и мелкой моторики. Ребенку нужно производить как можно больше движений и манипуляций руками, пальцами. Пусть он играет в мяч, ловит рыбок удочкой, достает из коробки игрушки щипцами для белья, играет в детские конструкторы, заворачивает и разворачивает игрушки в бумагу, играет в снежки, работает с пластилином и тестом, рисует, словом все, на что хватит его и Вашей фантазии.
Также в этом возрасте очень важно сохранять правильную позу ребенка.
Обратите внимание на осанку, когда ребенок сидит (рисует, лепит, ест), его спина должна быть слегка прижата к спинке стула. Посмотрите, как ребенок спит. Спать он должен тоже более менее прямо, не важно на спине или боку.
3. Сердце, легкие
Частота сердечных сокращений снижается до 100 – 130 уд/мин., дыхание поверхностное, неровное, частое. Здесь нужно обратить внимание на гигиену прогулок, гимнастику, водные процедуры. Вода хорошо снимает напряжение, успокаивает. Детям очень нравятся игры – «переливалки» из одной емкости в другую, проверять, что в ванне с водой тонет, а что нет, создавать пену губкой и многое другое.
4. Нервная система
Быстрое образование нервных волокон – проводящих путей нервной системы, строение и количество нервных клеток характерно как для взрослого человека.
Рекомендовано всестороннее и систематическое развитие познавательной деятельности. В этот период ребенок требует особого внимания к сфере познания, к своим вопросам, он интересуется абсолютно всем и старается вытянуть из Вас как можно больше информации. Не зря этот возраст называют возрастом почемучки. За этот год Вы сможете вложить в ребенка без особых усилий самый большой объем информации. В последующие годы его мозг будет вмещать в себя гораздо меньше. Это особенность ребенка 3-4 лет.
Уважаемые мамы и папы, скажите, пожалуйста, есть ли у Вас ко мне вопросы по теме консультации?
Дальше родители могут задавать вопросы и предлагать темы следующих консультаций.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, я очень надеюсь на то, что этот материал будет полезен в Вашей работе. Хочу немного настроить начинающих педагогов: родители могут задавать уточняющие вопросы по любому пункту выступления, поэтому нужно быть чуточку больше осведомленным во всех этих вопросах, чем написано в конспекте. Удачи, успехов и взаимопонимания в работе с родителями.
Рекомендуем посмотреть:
Памятки для родителей
Советы родителям пятиклассников
Консультации для родителей младшей группы на тему: Адаптация детей в ДОУ
Развитие речи и мелкая моторика рук