Организация работы с дошкольниками по ознакомлению с названиями предметов
Автор: Жабина Ирина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Представленная статья будет полезна в работе воспитателей, методистов и педагогов дошкольного образования. Информацию работы можно использовать для самообразования, в работе с дошкольниками, на родительских собраниях, педсоветах и т.д.
Существенным и отличающим одни предметы от других является имя предмета, его точное название. А между тем иногда дети даже средней группы стакан, чашку, миску называют чашкой или по назначению - «из чего пьют», стол, стул, кресло, диван - «на чем сидят» и т.д. Не овладев точной терминологией, даже в 1 классе некоторые дети пользуются уподоблениями и вместо квадрат говорят «как печенье», вместо треугольник - «как крыша» и т. д.
Терминология же, выработана как общий для всех эталон, и отражает определенность мысли.
Точная терминология («имя предмета»), усвоенная еще в раннем возрасте, на базе конкретного представления, «прирастает» к предмету и обогащает словарь детей, повышает уровень речевого развития. Ведь часто ребенок испытывает затруднение при отсутствии хорошо усвоенного словаря, умения пользоваться им. Точное слово дети заменяют другими, весьма неопределенными.
Накопление словаря не является самоцелью: оно происходит в единстве с формированием первичных конкретных представлений о предметах, их назначении. Для этого организуются специальные занятия, дидактические игры, упражнения. Для таких занятий желательно иметь отдельный столик. Он должен быть расположен несколько поодаль от места игр, но вблизи от шкафа с дидактическими играми и пособиями. Наблюдая за детьми всей группы, руководя их жизнью, деятельностью, взаимоотношениями, воспитатель подзывает к столику одного ребенка, с которым нужно провести короткое обучающее занятие (позднее привлекаются два-три ребенка и больше). Постепенно дети начинают понимать, что именно за этим «чудесным столиком» в общении с педагогом они узнают новое, интересное, и у них проявляется активный интерес к занятиям - готовность заниматься. Создав удобную для ребенка или нескольких детей обстановку, воспитательница ставит на стол две игрушки и говорит: «Это кукла, а это мишка» или: «Это шар, а это кубик». Выбор предметов определяется тем, какую задачу ставит воспитатель: расширение словаря на основе восприятия предмета, или упражнение в звукопроизношении, или приучение к сосредоточенности внимания. Два предмета берутся для того, чтобы сравнение их усиливало восприятие каждого. Предмет влечет ребенка к действию с ним. Воспитатель считается с потребностью ребенка, но ограничивает его тем, что разрешает «опробование» предмета на площади столика и тем самым с ранних лет учит ребенка «владеть собою», своими действиями.
Педагог еще не ставит задачу привлечь внимание ребенка к выделению признаков. Дав ребенку время освоиться с предметом, удовлетворив его интерес, воспитательница просит: «Покажи мишку, покажи куклу» - или спрашивает: «Где мишка? Где кукла?» Так она проверяет, запомнил ли ребенок слово и правильно ли соотнес его с предметом. Для детей двух лет это не такая простая задача. Не поняв, не «услышав» вопроса, ребенок подает обе игрушки, оба предмета. Чтобы проверить, связал ли ребенок слово с определенным предметом, педагог, указывая на предмет или игрушку, спрашивает: «Это кто? А это кто?» или: «Это что? А это что?» Если ребенок назвал предмет, значит, он понял отношение слова к предмету и предмета к слову.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Похожие статьи:
Социальное развитие дошкольников