Из опыта работы воспитателя ДОУ. Статья «Использование дидактической игры для ознакомления детей с названиями предметов»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: представленная статья будет полезна в работе воспитателей, методистов и педагогов дошкольного образования. Информацию можно использовать для самообразования, в работе с дошкольниками, на родительских собраниях, педсоветах.
Цель: систематизация знаний педагогов дошкольного образовательного учреждения по использованию дидактической игры для ознакомления детей с названиями предметов.
Задачи: - развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми.
Сосредоточение внимания ребенка 2 – 3 лет на предмете и слове является основным способом его обучения называнию предмета. При этом выделяемое слово должно звучать настойчиво и интенсивно, а пояснение педагога - кратко. Обилие слов и непрерывность речи утомляют маленького ребенка. Сказав четко необходимое слово, воспитатель проверяет, услышал ли его ребенок, а затем, усвоил ли его звучание и смысл, соотнес ли слово к предмету, и вошло ли оно в его сознание и активную речь в неразрывной связи с представлением о предмете.
Сложнее проводить групповое обучение. Здесь может сказаться неумение маленьких детей сосредотачивать внимание на словах воспитателя, на предметах, разница в характере и темпе восприятия, в степени заинтересованности (многие дети уже могут знать название предмета). Кроме того, некоторым из них сама форма занятия незнакома. Поэтому более доступной и эффективной является дидактическая игра, а помощницей воспитателя - игрушка.
Дидактическая игра «Расскажи кукле, что у нас есть в группе» с детьми 3-4 лет (младшая и средняя группа) дает возможность с успехом выполнить программные требования: познакомить детей с предметами обихода и их названиями, проверить, вошло ли слово - название в активный словарь, и закрепить его использование.
Вот, например, как можно провести игру. Воспитатель, внеся куклу размером 40 – 50 см, привлекает к ней внимание детей: «Это кукла. Зовут ее Маша». (Вряд ли нужно составлять сюжетный рассказ о том, что кукла приехала в гости, что она рада встретиться с детьми, предлагать им поздороваться с куклой и т.д. Усиливая сюжетность игры, воспитатели утомляют детей, прежде чем они начнут выполнять познавательную задачу). Следующее предложение: «Покажем кукле Маше, что у нас есть в группе» - сосредоточивает внимание детей на игровой задаче и возбуждает готовность действовать. Рукою куклы педагог показывает на предмет и спрашивает: «Что это?» Дети называют предметы мебели, посуды, игрушки. Воспитатель уточняет названия и просит повторить их, «чтобы кукла запомнила».
Кукла все время находится в руках воспитателя, который переходя от предмета к предмету, старается обеспечить разнообразную двигательную активность детей. Указывая рукой куклы на предметы, находящиеся вверху, воспитатель создает условия, при которых дети должны приподнять головы; предметы, расположенные внизу, вынуждают их несколько наклониться и т.д. Смена движений, интерес к игре формируют способность не только управлять движениями, но и упражняться в овладении определенной целесообразностью и красотой движений. От имени куклы воспитатель отмечает, как хорошо дети ходят по комнате, не мешая друг другу. Или, например, говорит: «Спасибо, Таня, ты так красиво подняла и показала большой мяч». И дети стараются доставить радость кукле, воспитателю, друг другу.
В комнате находится много предметов (мебель, игрушки, посуда), и педагог каждый раз ставит задачу познакомить детей с какой-либо одной группой предметов. Поэтому проводится несколько «путешествий» куклы по комнате.
Можно использовать игру, игрушки по-другому.
Например, встречая детей утром вместе с любимым Зайкой, воспитатель просит показать Зайке предметы одежды: рукавички, пальто, ботинки, рейтузы (если это зима), шарфик и шапку. Просьба Зайки не только способствует упражнению в правильном назывании предметов одежды, но и помогает усвоить последовательность раздевания и одевания.
Показывая тот или иной предмет, воспитатель с самого начала создает возможности восприятия его разными анализаторами, организует активные действия детей с предметом и сообщает название - имя предмета.
Ознакомление ребенка с каждым предметом невозможно. Поэтому воспитатель переводит детей на ступень первичного обобщения. Он учит группировать предметы, сначала по какому-то внешнему сходству, а позднее, в средних и старших группах, - по видовому и родовому признакам. По мере накопления знаний, уяснения общих для многих предметов существенных признаков конкретные представления в сознании ребенка обобщаются. Слова - названия преобразуются в слова – понятия. Эти качественные изменения обусловлены обучающим воздействием воспитателя, развивающимися возможностями детей и отражают последовательно возрастающие требования к умственной деятельности ребенка.
Приведу примеры из опыта.
Воспитатель раздает детям куклы, разные по размеру, внешнему виду, и спрашивает детей: «Каким одним словом можно назвать их?» Это сложная умственная задача для детей 2 – 3 лет. В самом начале конкретное противостоит общему, и дети еще подвластны конкретному. «Это маленькая куколка»; «А у этой платье красное, а туфельки черные»; «А у моей (той, которая была в руках) косички» ... И не надо спешить переводить детей на новую ступень завоевания общего названия. Мысль маленького ребенка к новому пробивается через привычное. Воспитатель сам дает обобщающее слово: «Это куклы». На следующем занятии воспитатель показывает на стульчики разной величины - детские и кукольные, на стул взрослого и спрашивает о названии каждого. «Это стул, и это стул - стульчик, потому что маленький ... А это стульчик для куклы»,- говорят дети. «А где еще есть стул в группе? Покажите», - предлагает воспитатель. И после выполнения задания педагог, указав на стульчики и стулья, говорит: «Это стул для взрослого, это маленький стульчик для ребенка, а это стульчик для куклы. Все разные, а имя одно: стул, стульчик. Вот как интересно!»
На этом занятие закончилось. Но и оно оставило след в сознании ребенка как «открытие общего». Многие дети бегали по группе и, хлопая ладошками по спинке стула, приговаривали. «Это стул, это стул ... А это не стул» (стол). «Это маленький стул ... А это не стул» (шкаф). Похлопав по сиденью каждый стул, Дима сказал: «Это стулы» (3 г. 2 мес.). Дети еще не овладели грамматической формой слова, но осмыслили общее в различном. И воспитатель отчетливо выделяет слова: стулья, стульчики, столы. Вскоре воспитатель вводит еще более общее понятие: стульчик, стол, шкаф - это мебель; стакан, чашечка, кружка, тарелка - это посуда.
И это - «новые открытия» и радость для ребенка. Усвоение значения слов - понятий - это и усвоение экономного способа мышления. Дети средней группы овладевают многими общими родовыми и видовыми понятиями еще на наглядной основе вместе с восприятием самих предметов или их изображений на картинках. Уяснению сложного взаимоотношения, взаимосвязи предмета и обозначающего его слова помогают разнообразные дидактические игры.
При ознакомлении старших детей с названием предметов наглядная основа уже не всегда имеет значение. Непосредственное, чувственное ознакомление необходимо лишь тогда, когда предмет им совершенно незнаком и у них возникает вопрос: «Что это?» Этот вопрос активизирует мысль и поиск обозначающего слова. Воспитатель не должен торопиться дать готовый ответ - название.
Например, дети старшей группы увидели совершенно новый по внешнему виду автомобиль. У них возник вопрос: «Что это?» Воспитатель предложил детям внимательно рассмотреть новый предмет, подумать, нет ли в нем чего - нибудь уже известного. Низко опущенный кузов автомашины почти скрывал колеса, но при внимательном рассмотрении дети все же их заметили. «Это, наверное, какая-то машина - она стоит на колесах». Кузов машины и передняя часть почти сливались, автомобиль имел удлиненную форму, но все же можно было заметить основные его части. «Это машина, она похожа на ракету»,- говорили дети. «А для чего нужна такая машина? Почему у нее такая форма?» - возникли вопросы у детей. И когда они узнали, что это - спортивный, гоночный автомобиль, то поняли целесообразность его формы.
Ознакомление с названиями предметов продолжается во всех группах и усложняется с возрастом.
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно-ролевая игра в младшей группе. Дочки - матери
Игры на развитие чувственных анализаторов для детей 3-4 лет
Коллективные игры для детей младшей группы (3-4 года)
Конспект игры для детского сада «Кукла Катя заболела». Младшая группа
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие общения для дошкольников
Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду