Игры на развитие общения для дошкольников

Игры на развитие общения для дошкольников

Игры, развивающие общение и нравственные качества личности

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Приходится привыкать к более строгому распорядку дня, незнакомым взрослым и детям, непривычным требованиям. Но главное — разлука с мамой. Все это может вызвать напряженность, неуверенность и тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях о детском саде, затрудняет привыкание. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.

Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, — позабавить, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает пребывание детей среди незнакомых людей. В этом помогут совместные подвижные игры.

Считается, что если в первое время предоставлять ребенку больше свободы, он быстрее привыкнет к новым условиям, так как они приближены к домашним. Поэтому нередко при подготовке к приему новых детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера и подборе достаточного количества привлекательных игрушек. Однако очень часто вместо радости они приносят ребятам огорчения и даже слезы. Многие отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают из рук. Уговоры и объяснения взрослого, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, обычно не помогают, так как вступают в явное противоречие с привычным опытом игры у себя дома, где ребенок является их полновластным обладателем. Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры приводит к тому, что в сверстнике видится главным образом претендент на привлекательную игрушку, а не интересный партнер. Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных игр не только обогатит детей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Все игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении. Сочетание действия со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения, что создает важные предпосылки для формирования личности.

Игры предлагаются в порядке возрастания требований к поведению детей в группе. Первые и самые простые — те забавы и хороводы, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия.

Несколько сложнее, особенно для трехлетних ребят игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами («Куклы пляшут», «Подарки» и др.). Дети учатся считаться друг с другом, уступать. Но ожидание своей очереди заполняется другим активным действием, что облегчает малышам выполнение этих требований. Такие игры готовят к новой форме партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену («Магазин игрушек», «По дорожке Валя шла», «Зайка», «Бабушка Маланья» и др.), дают начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

Особенность всех игр для дошкольников, состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно, артистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, весельем.

Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру- забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребенку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми навыками.

Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Действия как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.

Одним из главных условий проведения всех игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Ольга Викторовна Щепеткова # 10 сентября 2016 в 13:42 0
Организация любой игры требует от воспитателя тщательной подготовки. Не смотря на то, что игра это естественная деятельность ребенка,дети не всегда вступают в предложенные им игры.Как правило очень тяжело подобрать игру в которой будет участвовать большая часть детей группы.Воспитатель должен быть "асом" в этой организации этой деятельности.
Юлия Васильевна Хоменкова # 6 октября 2016 в 20:17 0
Все дети любят играть. И не секрет, что многие взрослые тоже любят игры. Уже несколько лет работаю воспитателем в детском саду и очень многому научилась именно у детей. Ведь именно в процессе игры ребенок раскрывается и можно лучше его понять. Некоторые дети проявляют лидерские способности, другие учатся общаться и дружить. И самое важное, что играя, детки познают что то новое.
Вероника Фархадовна Арстамбаева # 4 ноября 2016 в 18:19 0
очень хорошая разработка так как одним из главных условий проведения всех игр является добровольность участия детей, а данная разработка позволяет аовлекать в игру детей постемпенно находя подход к каждому ребенку.
Ирина Валериевна Антоненко # 20 декабря 2016 в 23:44 0
Все дошкольники знают , что основным видом деятельности дошколят является игра. И все, что касается этой темы вызывает интерес.Спасибо!!!
Наталья Ивановна Вятчинина # 4 января 2017 в 18:32 0
Действительно игра развивает общение и нравственные качества детей, в игре дети более откровенно радуются, привыкают, общаются, знакомятся. Очень актуальная тема.Спасибо!
Диля Кадимовна Кошелева # 10 февраля 2017 в 17:18 0
Информация очень нужная. Я музыкальный руководитель и мне очень важно создать благоприятную среду для общения дошкольников так же, как и другим педагогам.
Ольга Анатольевна Белявская # 21 февраля 2017 в 12:04 0
Материал хороший и полезный. Действительно в игре,ребёнок раскрывает свой внутренний мир.Спасибо.
Елена Юрьевна Котельникова # 1 октября 2017 в 16:42 0
Здравствуйте!На самом деле,самая главная деятельность в дошкольном возрасте- это игра.Игра пронизывает все сферы деятельности детей.Прочитав с Вашим материалом,понимаешь,как правильно подбирать игры для малышей.Спасибо за интересный материал!
Елена Юрьевна Котельникова # 1 октября 2017 в 17:11 0
Добрый день!В дошкольном детстве игра -это главный вид деятельности,особенно у малышей.Все сферы деятельности пронизаны игрой,поэтому подобрать правильные игры всегда трудная задача.Прочитав Вашу статью,особенно молодые специалисты,могут найти в ней много важной информации по этой теме.Спасибо за интересный материал!
Надежда Анатольевна Лутошкина # 23 февраля 2018 в 12:04 0
Здравствуйте! Все виды детской деятельности происходят в игре, подобрать правильную игру для всей группы очень сложно. Дети в группе все разные, со своими особенностями, ваша статья хорошее подспорье в работе. Большое спасибо.
Анна Юрьевна Чернышенко # 28 февраля 2018 в 12:13 0
Тема является очень актуальной, так как большинство современных детей, к большому сожалению не владеют навыками общения и не умеют играть, это происходит в следствии того, что в основном все свободное время дети проводят или за телевизором или играя в гаджеты.Оснавная задача родителей и нас педагогов - это побуждать детей к активной речи и больше играть с детьми.