Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры на развитие чувственных анализаторов для детей 3-4 лет

Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов
Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов (для детей младшего дошкольного возраста - 3-4 года)

Несколько веков назад учеными была отмечена связь между движениями рук и умственным развитием человека. И не случайно… Благодаря процессу тактильного исследования какого-либо предмета, ребенок развивается намного быстрее. А процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Именно поэтому, предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторов.
ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: выберите среди детей одного ребенка. Он закрывает глаза или отворачивается, а вы вкладываете ему в руку какой-либо предмет. Задача – не глядя, отгадать, что находится у него в руке. Используйте самые разнообразные предметы с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.
ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.

ЧТО ПОГЛАДИЛ?
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите одного ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.
ТЕПЛО - ХОЛОДНО
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.
ОДЕЖДА ДЛЯ КУКЛЫ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы тканей (бархат, шелк, мех), предметы кукольной одежды, сшитые из такой же ткани (например, юбка из бархата, платье из шелка, меховая шубка).
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми одежду куклы. Попросите одного ребенка провести по ней пальцами. Поясняйте, что он чувствует – шершавая ткань, гладкая, пушистая. Расскажите, как называется каждый предмет одежды. Предложите поиграть: вы показываете образец ткани, а ребенок с закрытыми глазами выбирает соответствующий предмет одежды.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Цели игры: развитие тактильной чувствительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшой тряпичный мешочек, предметы разной формы и текстуры.
Ход игры: сложите в мешочек предметы, знакомые детям, например, кубик, маленький мячик, ложку, тарелочку и т.п. Попросите каждого ребенка ощупывать мешочек и называть предмет, не заглядывая внутрь.
СОБЕРИ ПАРЫ
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.
СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите двух-трех детей помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).
ПОТЕРЯННЫЙ КУБИК
Цели игры: развитие внимания, изучение цвета предметов.
Ход игры: пригласите детей построить башню из кубиков. Возьмите четыре кубика разного цвета. В процессе игры спрячьте один кубик. Зафиксируйте внимание детей на том, что кубиков стало меньше. Смогут ли ребята определить, какого цвета кубик надо найти? Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон, прячьте по два-три кубика.

ПОСМОТРИМ, ЧТО В ВЕДЕРКЕ
Цели игры: развитие цветового восприятия, мелкой моторики, формирование положительных эмоций, связанных с занятиями.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов.
Ход игры: сложите игрушки в ведерко, закройте его крышкой и покажите детям. Предложите одному ребенку снять крышку и посмотреть, что лежит в ведерке. Доставая игрушки, размещайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Комментируйте все действия, как свои, так и ребенка. Давайте краткую характеристику каждой игрушке, обозначая ее цвет. Выложив все предметы, еще раз повторите название цвета каждой игрушки. Вместе с детьми полюбуйтесь игрушками, вслух восхищаясь их яркостью и красотой, после чего предложите сложить их в ведерко.

Каждый воспитатель должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Игры для младших дошкольников по теме Животные Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Развивающие игры для детей 2-4 лет

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие общения для дошкольников

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет

Игры на развитие внимания у детей 3-4 лет

Участник №2 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 февраля по 25 апреля 2015 года
Консультация для родителей детского сада. О роли спорта для детей | Зимняя прогулка с детьми младшей группы. Конспект
Опубликовано: 3325 дней назад (9 февраля 2015)
Просмотров: 9386
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 февраля 2015 в 20:15 +1
Добрый вечер, Екатерина Сергеевна! Очень хорошая подборка дидактических игр у Вас получилась. Множество как воспитательных, так и познавательных задач можно решить посредством такой деятельности. Такие игры интригуют, заставляют работать фантазию, мышление, учат выдержке, терпению. Точно знаю, что в подобные игры любят играть и дети более старшего возраста, даже в подготовительной группе (как один из моментов игр-занятий). Спасибо. Конечно же голос.
Екатерина Сергеевна Фетисова # 9 февраля 2015 в 21:33 +1
Ольга Геннадьевна, благодарю Вас за положительный и содержательный отзыв о моей работе. Очень приятно. Удачи Вам и творческих успехов!
Зоя Леонидовна Бровкина # 9 февраля 2015 в 20:31 +2
Спасибо за интересный материал. Мне понравилось большое количество игр на развитие сенсорного восприятия у детей младшего возраста. Кое-что можно перенять!!! +1
Екатерина Сергеевна Фетисова # 9 февраля 2015 в 21:34 +1
Благодарю за комментарий, Зоя Леонидовна! Удачи Вам и творческих успехов...
Татьяна Николаевна Ночвей # 10 февраля 2015 в 10:00 +2
Добрый день, хорошая подборка дидактических игр для раннего и младшего дошкольного возраста. Добавлю в копилочку:
Игра «Воздушные шары»
Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, назначения).
Материал.У каждого ребенка карточка (30*20см), разделенная на шесть клеток (10*10см) разных цветов; мелкие картонные игрушки по одному каждого цвета.
Ход игры: Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это - что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.) Правильно, одна из них синяя, а другая - красная, они отличаются по цвету». Также выясняются цвета остальных игрушек.
«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной. Можно сделать вариант этой игры "Подбери по форме", "Найди такой же" и т.д.
Елена Ивановна Кох # 10 февраля 2015 в 13:11 +2
Исследование неизвестного всегда у ребенка вызывает интерес. Я думаю детям понравятся ваши игры.
Екатерина Сергеевна Фетисова # 10 февраля 2015 в 20:20 +1
Елена Ивановна, благодарю Вас за комментарий!
Наталья Владимировна Варшавская # 10 февраля 2015 в 16:24 +1
Добрый вечер, Екатерина Сергеевна! Очень понравились Ваши игры! Всё так эстетично и красиво оформлено! Молодцы! + 1 голос!
Екатерина Сергеевна Фетисова # 10 февраля 2015 в 20:21 +1
Наталья Владимировна, благодарю Вас за теплые слова и хороший комментарий!
Наталья Васильевна Плотникова # 13 февраля 2015 в 13:29 +1
Интересные игры для детей 3-4лет, которые способствуют всестороннему развитию ребёнка. Спасибо большое!
Екатерина Сергеевна Фетисова # 14 февраля 2015 в 21:43 +1
Наталья Васильевна, благодарю Вас за комментарий!
Светлана Григорьевна Милюхина # 17 февраля 2015 в 13:51 +2
Очень хорошая подборка дидактических игр у Вас получилась. Такие игры интригуют, заставляют работать фантазию, мышление, учат выдержке, терпению. Спасибо. Конечно же голос.
Екатерина Сергеевна Фетисова # 22 февраля 2015 в 16:38 +1
Светлана Григорьевна, благодарю за комментарий! Дети с большим удовольствием играют в эти игры!
Зульфия Анасовна Шайдуллина # 27 февраля 2015 в 21:45 +1
Добрый вечер, Екатерина Сергеевна! Спасибо за интересный материал. Хорошая подборка дидактических игр. Желаю вам творческих успехов!!!!!!
Екатерина Сергеевна Фетисова # 28 февраля 2015 в 15:54 +1
Зульфия Анасовна, благодарю за комментарий!
Мидушкина Оксана # 10 марта 2015 в 08:59 +1
Добрый день! Мне очень понравились ваши игры. Все замечательно
Екатерина Сергеевна Фетисова # 10 марта 2015 в 22:55 +1
Оксана, благодарю Вас за комментарий!
Валентина Владимировна Рощина # 19 марта 2015 в 16:13 +1
Игра является важнейшей составляющей всей деятельности детей в ДОУ,без нее мы никуда!!!Спасибо за подборку игр.Думаю,многим будет полезен ваш материал,поэтому голосую и желаю удачи!!!
Наталья Николаевна Апатенко # 20 марта 2015 в 21:10 +1
Добрый вечер, Екатерина Сергеевна! Очень понравились Ваши игры! Всё так эстетично и красиво оформлено! Добавлю в свою копилку игр. Молодцы! + 1 голос!
Надежда Викторовна Топольникова # 1 апреля 2015 в 10:43 +1
Екатерина Сергеевна, спасибо за публикацию. Хорошая тематическая подборка, красочное оформление. Мой голос Вам!
Жанна Галимовна Дубанова # 16 апреля 2015 в 06:51 +1
Добрый день! Игры направленные на развитие чувственных анализаторов положительно влияют на процесс познания окружающего мира.Хорошая подборка дидактических игр.Спасибо за интересный материал. Дети с большим удовольствием играют в эти игры! Желаю вам творческих успехов!!!!!!
Любовь Алексеевна Устинова # 20 апреля 2015 в 09:16 0
Доброго времени суток,Екатерина Сергеевна! Спасибо за подборку игр, но я бы оговорилась что некоторые игры подходят и детям более раннего возраста (2 лет). А в игре "Определи на ощупь", детям младшего возраста будет очень трудно определить различие фигур, вырезанных из альбомного, так как тонкая моторика очень плохо развита и они её попросту сомнут ( то же касается и бархатной бумаги). Я в своей работе с детьми младшего возраста предлагаю все пособия "садить" на толстый картон (детям удобно его захватить и не так быстро сминается пособие). Удачи!
Анна Юрьевна Копылова # 2 июля 2015 в 13:43 0
Спасибо за Вашу публикацию!Ценный материал, яркие иллюстрации!Успехов Вам!