Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов
Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов (для детей младшего дошкольного возраста - 3-4 года)
Несколько веков назад учеными была отмечена связь между движениями рук и умственным развитием человека. И не случайно… Благодаря процессу тактильного исследования какого-либо предмета, ребенок развивается намного быстрее. А процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Именно поэтому, предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторов.
ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: выберите среди детей одного ребенка. Он закрывает глаза или отворачивается, а вы вкладываете ему в руку какой-либо предмет. Задача – не глядя, отгадать, что находится у него в руке. Используйте самые разнообразные предметы с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.
ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.
ЧТО ПОГЛАДИЛ?
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите одного ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.
ТЕПЛО - ХОЛОДНО
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.
ОДЕЖДА ДЛЯ КУКЛЫ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы тканей (бархат, шелк, мех), предметы кукольной одежды, сшитые из такой же ткани (например, юбка из бархата, платье из шелка, меховая шубка).
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми одежду куклы. Попросите одного ребенка провести по ней пальцами. Поясняйте, что он чувствует – шершавая ткань, гладкая, пушистая. Расскажите, как называется каждый предмет одежды. Предложите поиграть: вы показываете образец ткани, а ребенок с закрытыми глазами выбирает соответствующий предмет одежды.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Цели игры: развитие тактильной чувствительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшой тряпичный мешочек, предметы разной формы и текстуры.
Ход игры: сложите в мешочек предметы, знакомые детям, например, кубик, маленький мячик, ложку, тарелочку и т.п. Попросите каждого ребенка ощупывать мешочек и называть предмет, не заглядывая внутрь.
СОБЕРИ ПАРЫ
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.
СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите двух-трех детей помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).
ПОТЕРЯННЫЙ КУБИК
Цели игры: развитие внимания, изучение цвета предметов.
Ход игры: пригласите детей построить башню из кубиков. Возьмите четыре кубика разного цвета. В процессе игры спрячьте один кубик. Зафиксируйте внимание детей на том, что кубиков стало меньше. Смогут ли ребята определить, какого цвета кубик надо найти? Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон, прячьте по два-три кубика.
ПОСМОТРИМ, ЧТО В ВЕДЕРКЕ
Цели игры: развитие цветового восприятия, мелкой моторики, формирование положительных эмоций, связанных с занятиями.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов.
Ход игры: сложите игрушки в ведерко, закройте его крышкой и покажите детям. Предложите одному ребенку снять крышку и посмотреть, что лежит в ведерке. Доставая игрушки, размещайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Комментируйте все действия, как свои, так и ребенка. Давайте краткую характеристику каждой игрушке, обозначая ее цвет. Выложив все предметы, еще раз повторите название цвета каждой игрушки. Вместе с детьми полюбуйтесь игрушками, вслух восхищаясь их яркостью и красотой, после чего предложите сложить их в ведерко.
Каждый воспитатель должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет
Игры для младших дошкольников по теме Животные
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет
Развивающие игры для детей 2-4 лет
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие общения для дошкольников
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет
Игры на развитие внимания у детей 3-4 лет