Статья: «Поддержка детям, поступающим в ДОУ»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Описание материала: представленная публикация будет интересна воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования. Информацию можно использовать в практической работе с дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.
Цель: оказание педагогической поддержки детям, поступающим в ДОУ.
Задачи:
- способствовать повышению педагогической компетентности;
- развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми, поступающими в ДОУ.
У детей младшего дошкольного возраста
социальные отношения формируются, прежде всего,
как отношения к воспитателю. В соответствии с этим основную роль играет установление доверчивого отношения к взрослым - воспитателям, к няне, постепенное появление интереса к детям. В первые дни посещения ребенком детского сада воспитатель не должен спешить чему-то учить малыша. Ребенок удивлен новизной обстановки и необходимостью расставания с близким человеком. И если воспитатель приветливо поздоровается с матерью, а самому малышу ласково улыбнется, а потом покажет место хранения его вещей, привлечет его внимание к картинке на шкафчике, он даст первый наглядный урок общения. Другого ребенка воспитатель мягко возьмет за руку и тем поможет преодолеть его смущение. А если кто-то из «новеньких» смело войдет в детский сад и скажет «здравствуйте», но при этом даже не взглянет на воспитателя, то педагог понимает, что ребенок заучил приветствие, но оно еще не означает доброжелательного отношения лично к нему, хотя это уже какой-то росток будущего, который нужно закрепить, превратить в культурную привычку.
Дети, конечно, разные и требуют индивидуального подхода, но
всех нужно учить общению, воздействуя на их чувства, давая знания о правилах взаимоотношений людей друг с другом, и тем самым развивать у детей, обеспечивать постепенное накопление ими социального опыта, формировать нравственные представления. Наблюдая, как мамы утром снимают с детишек верхнюю одежду, можно видеть на лицах малышей растерянность, как руки детей удерживают руки мам. В этих случаях можно обратиться к обоим с таким предложением: «Если у вас есть время, разденьтесь и пройдите вместе с Максимом в группу на некоторое время». Такое предложение – разрешение вызывает улыбку у малышей, появляется доверчивый взгляд. А в группе уже можно заинтересовать малыша и более безболезненно отпустить маму на работу. «Новенькие» дети в первые дни очень часто не подходят к сверстникам. И не стоит спешить сближать «новеньких» с теми, кто уже адаптировался к детскому садику.
У каждого из детей свой путь освоения нового положения, новой обстановки.
Воздействие на детей в первое время освоения ими своего нового положения, новой обстановки, налаживание общения детей друг с другом и воспитателем -
очень сложный процесс, требующий зоркого внимания и индивидуального подхода к каждому. В это время предъявлять детям требования, объяснять правила, формировать представления о том, что можно, чего нельзя, что хорошо и что плохо, в прямой форме обучения очень трудно, поэтому умственное воспитание на данном этапе должно иметь особые формы.
У детей, только что пришедших в детский сад, еще не сформирован воспринимающий механизм, он не настроен на обращение к ним воспитателя, на его слова. Вопросы, предложения, обращенные ко всем детям, каждый из них не относит к себе. Дети еще не умеют быть внимательными, а часто и не понимают вопроса.
Примеры из опыта. Когда воспитательница спросила девочку (2 года 8 мес.) об ее имени, та ответила: «Не знаю». Воспитательница спросила, как ее дома называет мама, и девочка с радостной готовностью ответила: «Мама зовет меня моя Катенька». Иногда прямой вопрос вызывает смущение. Воспитатель спрашивает Тимофея (2 года 10 мес.): «Как твое имя?» - «А что такое имя?» - удивленно спрашивает мальчик и после объяснения говорит: «А разве вы не знаете, что я Дима?»
Программа воспитания в детском саду требует, чтобы
дети младших групп (2-4 года) знали имя и отчество воспитателя, полные имена и фамилии родителей, имена друг друга. Разработаны в помощь воспитателям специальные занятия по этой теме. Имя - это не просто слово, которое нужно запомнить, имя присвоено человеку через гражданский акт, оно не подлежит изменению. Воспитание серьезного, уважительного отношения к имени должно предупредить случаи, когда дети старшего дошкольного возраста иногда заменяют имя прозвищем, кличкой, порой очень обидными для ребенка. Бывает, что воспитатель неоднократно называет свое имя и отчество, дети повторяют их, но все же, говоря о ней, называют ее тетя, а, становясь чуть постарше, воспитательница: «воспитательница сказала», «воспитательница показала», «гулять ходили с воспитательницей» и т. д. Почему так получается? Чтобы воспитанник с ранних лет не только знал имя и отчество воспитателей, няни, но и, здороваясь, прощаясь, обращаясь с просьбой, называл их по имени и отчеству, чтобы это отражало уважительное отношение,
нужно, чтобы имя приобрело для самого ребенка определенное значение, а не просто запоминалось как слово. Нужно ставить ребенка в такие условия, которые требовали бы называния близких людей по имени и отчеству, и чтобы необходимость этого осознавалась ребенком. Это одна из первых страниц знаний о человеке, о самом себе. Но дети еще очень малы, а требования к их первым знаниям о человеке достаточно серьезны.
В реализации этих требований союзником воспитателя является игрушка и дидактическая игра как форма обучения.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация детей к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы воспитателя
Адаптация ребёнка к детскому саду
Похожие статьи:
Адаптация ребёнка в детском саду