Дидактическая игра «Скажем Мишке» для детей младшего дошкольного возраста
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Описание материала: дидактическая игра будет интересна воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования, родителям. Игру можно проводить с дошкольниками как в деском образовательном учреждении, так и дома.
Цель: организация дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста по усвоению имени и отчества воспитателя.
Задачи:
- помочь детям младшего дошкольного возраста усвоить имя и отчество воспитателя;
- начать формирование культурной привычки называть по имени и отчеству близких и знакомых людей;
- воспитывать у детей способность слушать и слышать вопрос, отвечать на него.
Игровая задача для детей: «Скажем Мишке» или «Поможем Мишке».
Оборудование: большой мишка - любимая игрушка малышей,
Организация игры (лучше проводить ее с половиной группы): воспитательница предлагает детям сесть на стульчики в кружок, сама садится так, чтобы дети ее видели, слышали, чтобы создавались условия для близкого общения. Показывая игрушку, педагог спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Мишка», «Мишенька», «Мишутка». Воспитатель говорит детям: «Мишка мне что-то хочет сказать. Что же? (Возбуждает интерес детей.) Тихо-тихо сидите, а то я не услышу, что говорит Мишка»,- продолжает воспитатель, создавая условия для сосредоточения внимания, организованности. Воспитатель «слушает», что говорит Мишка, придает лицу удивленно-радостное выражение и обращается к детям: «Мишка спрашивает, как ему меня называть, какое у меня имя и отчество» (слова «имя и отчество» воспитатель не поясняет, их содержание дети уяснят из хода игры). «А кто скажет, как нужно меня называть?» Игра проходит в первые дни, дети смущаются, а большинство не знает. Воспитатель и не ждет ответа. Вопрос поставлен лишь для привлечения внимания. «Слушайте, я ему скажу, а если Мишутка не запомнит, вы скажете ему. Слушайте внимательно». Несколько приглушенным голосом, но так, чтобы дети могли услышать, воспитатель, наклоняясь к уху Мишки, называет свое имя и отчество: «Валентина Ивановна». Тут же она просит Мишку повторить и с интонацией сожаления и даже огорчения говорит: «Мишка не запомнил ... » Педагог предлагает детям вновь послушать, прислушаться и тем самым подкрепляет слуховое восприятие, упражняет детей в проявлении произвольного внимания, сосредоточенности. Повторяет имя и отчество более отчетливо. Однако Мишка опять не запомнил. Воспитательница просит детей помочь ей. Вначале она просит подойти тех, у кого правильное произношение, а других послушать, как скажет, например, Никита. Она говорит, что Никита хорошо слушал, услышал, поэтому и помог Мишке.
Оценка направлена на активизацию слухового восприятия и вызывает у других детей стремление также сказать ее имя и отчество. После того, как все дети произнесли ее имя и отчество, воспитательница от имени Мишки четко повторяет их. Потом, обращаясь к детям, она говорит: «Я рада, что вы все так хорошо сказали, как называть меня по имени и отчеству. Теперь, когда вы придете утром, как вы поздороваетесь? Кто скажет?» «Здравствуйте, Валентина Ивановна!» - говорит Саша (3 года, 3 мес.) и, довольный, улыбается. Воспитательница продолжает: «А если Маше нужна будет для игры кукла, как Маша попросит?» - «Валентина Ивановна, дайте, пожалуйста, куклу. - «Правильно!» - говорит воспитатель. Дети идут играть, а воспитатель еще не раз напоминает им о том, как они помогли Мишке.
Дети верят в правду игры и любят повторять игры. Они помогут Мишке узнать имя и отчество няни, потом узнают, как зовут заведующую, медицинскую сестру, врача и других воспитателей. Постепенно у самих ребятишек возникнет потребность в назывании знакомых им людей по имени и отчеству. Таня (3 года 11 мес.), которую воспитатель просит взять у медицинской сестры бинт, спрашивает: «Валентина Ивановна, а как нужно назвать сестру?» Одиночные знания обобщаются в правила - называть взрослого по имени и отчеству при обращении к нему с приветствием, с просьбой, при выражении благодарности.
И это должно быть не просто знанием, но и отношением, проявлением воспитанности, сознательным выполнением правил культурного общения. А общение - это явление, отражающее отношение людей друг к другу, это гражданский акт. Обучение детей нормам поведения в обществе нужно начинать с близкого, доступного и значимого для ребенка. При этом должны быть объединены знания с действием, усвоение правила с упражнениями в его применении. Малыши первое время не знают имен друг друга. Обращаясь за чем-либо, они говорят: «Дай игрушку», «Подвинься». Рассказывая или показывая, обозначают: «Та девочка», «Этот мальчик». Чтобы помочь детям узнать и запомнить имена друг друга и применять это знание в общении, воспитатель время от времени привлекает внимание всех детей и говорит: «Познакомьтесь, это Миша», «Это Варенька». И называет каждого ребенка. Можно также организовать игру с куклой. Кукла здоровается с малышами и говорит: «Меня зовут Маша, а тебя?» И каждый называет свое имя, а если ребенок не знает, его доброжелательно, без лишних слов, называет воспитатель.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для детей первой младшей группы
Дидактические игры с пуговицами для детей 3-4 лет
Развивающие игры с блоками Дьенеша в младшей группе
Дидактическое пособие своими руками «Проведи дорожки» для младшей группы
Похожие статьи:
Дидактические игры по физическому развитию во 2 младшей группе ДОУ
Методика использования дидактических игр в детском сада в младшей - средней группе
Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет выделять свойства предметов