Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Я знаю свою фамилию»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: содержание беседы будет интересно воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования, родителям. Беседу можно проводить с дошкольниками как в детском образовательном учреждении, так и дома.
Цель: организация беседы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению своей фамилии.
Задачи:
- помочь детям старшего дошкольного возраста усвоить свою фамилию;
- продолжать формирование культурной привычки называть товарищей по имени;
- воспитывать у детей способность слушать и слышать вопрос, отвечать на него.
Программа требует, чтобы дети знали свою фамилию. Имя - это обозначение самого ребенка, фамилия - это выражение принадлежности к семье. У малышей еще нет, и не может быть потребности в усвоении фамилии. Но запомнить ее они, конечно, могут. Сознательное отношение к фамилии доступно для детей старшей группы. На одном из занятий воспитатель может сказать детям, что они перешли в старшую группу, уже большие и должны знать имя, отчество, и фамилию родителей. Он объясняет, что фамилия родителей есть и фамилия ребенка. Это фамилия семьи. По усвоению своей фамилии педагог может организовать беседу.
Пример беседы.
Задачи:
- объяснить детям, что фамилия каждого ребенка - это фамилия отца, матери и его самого – фамилия семьи;
- активизировать мысль детей вопросом: «Почему нужно знать фамилию?»;
- подчеркнуть необходимость относиться с уважением к своей фамилии - фамилии родителей.
Содержание беседы.
Воспитатель: «Дети, вы знаете мое имя и отчество, я знаю ваши имена. А что еще нужно знать о человеке? Вот у нас в группе есть дети с одинаковыми именами. Вы их знаете?» Дети перечисляют: «Два мальчика Саши, три Никиты, две Даши». Воспитатель: «Как же узнать, к какому Саше я обращаюсь, какому Никите задаю вопрос?»
- «Надо знать еще и фамилию»,- говорит кто-то из ребят.
- «А как вы все думаете, правильно сказал Саша?»- спрашивает воспитатель.
Дети подтверждают. «Скажи, Аня,- обращается педагог к девочке,- какая фамилия у твоей мамы? А у папы?» - «Викторова Татьяна Васильевна, Викторов Алексей Петрович, и я, Викторова Аня», - отвечает девочка. «Правильно ответила Аня,- говорит воспитатель. - Теперь пусть скажет Кирилл, какая фамилия у его мамы, папы и у него самого». Спросив несколько человек,
педагог подводит детей к обобщению: «А кто скажет, не называя фамилии мамы и папы, какая фамилия у ребенка?» Задача для детского ума трудная. Дети думают, ищут слова для выражения своих мыслей. Воспитатель не торопит их. «У маленького ребенка, ну, у нас, фамилия такая же, как у мамы и папы»,- раздается ответ. Воспитатель подтверждает правильность суждения, но просит сказать короче. После нескольких поисков, а они очень ценны, Даша говорит: «У детей такая же фамилия, как у их родителей». Воспитатель предлагает: «Подумайте и скажите, зачем необходимо знать фамилию?» - «Одинаковых имен много, трудно очень... » - говорит Максим. «А зачем вам нужна фамилия?» - спрашивает педагог. «Если в школу пойдешь, надо знать свои имя и фамилию». - «А самое главное,- говорит воспитатель, - нужно гордиться своей фамилией, фамилией своих родителей».
В содержание беседы можно включить игру «Кто, кто в домике живет?» В дидактической игре «Кто, кто в домике живет?», которая используется воспитателем с целью упражнения по закреплению знаний имен товарищей, один ребенок называет имена троих, четверых, ребят.
Ход игры. Вначале дети весело бегают по групповой комнате. На слова воспитателя: «Все в домики!» - дети бегут и садятся на стульчики, которые сгруппированы по три-четыре. Кукла (или любая другая игрушка) идет в каждый домик и спрашивает: «Кто, кто в домике живет?» Один ребенок, к которому обратилась кукла, должен назвать имена всех живущих с ним в домике. А иногда каждый ребенок называет свое имя. После проведения таких игр воспитатель вводит правило: называть друг друга по имени. Но это не значит, что оно сразу приведет к нужному результату. Еще много раз и разными приемами воспитатель будет внедрять усвоенное знание,
формировать привычку обращаться друг к другу по имени. В практике разработано много дидактических игр, которые, помогают научить детей называть имя: привычное (младшая группа), полное (средняя группа), ласкательное или будущее имя - имя, отчество (старшая группа). Детей нужно научить также называть своих друзей ласковыми именами. Аналогично может быть проведена беседа или занятие, на котором дети осмысливают роль адреса в жизни человека.
Таким образом, воспитатель дает знания, учит детей думать, осознавать то или иное общественное явление, воспитывать уважение к нему.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект беседы об искусстве на тему "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" в стар
Беседа с детьми дошкольного возраста на тему: Каша
Экологическая беседа для детей подготовительной группы
Беседа на тему: Здоровый образ жизни для старшей группы в детском саду