Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Юные космонавты»
Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Юные космонавты» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект занятия, направленный на развитие познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель:
Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач.
Задачи
Образовательные:
Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Упражнять в определении времени по часам с точностью до получаса.
Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
Совершенствовать навыки порядкового счета.
Развивающие:
Развивать мышление, графические навыки, мелкую моторику
Развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.
Воспитательные:
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в группах.
Словарная работа: Космодром, экипаж, условие, решение, сложение, вычитание, арифметические действия, маршрут, условная мера, измерять, сыпучие вещества.
Предварительная работа: Беседы с детьми о космосе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, проблемно-поисковая ситуация, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Листы в клетку (размер в половину тетрадного листа), простые карандаши, конверты с маршрутами, математические наборы, макеты часов, звездочки, условные меры (стаканы разного размера, мерная ложка), палочки, шарики, емкости с сыпучим веществом (речной песок), пустые емкости.
Ход
Организационный момент
Воспитатель: Какой праздник страна отмечает 12 апреля?
Дети: День космонавтики
Воспитатель: Это праздник космонавтов и людей, которые участвуют в создании космических ракет. На чем можно полететь в космос?
Дети: На космическом корабле, ракете.
Воспитатель: Как называется профессия человека, который летает на ракете и работает в космосе?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Какими качествами и знаниями должен обладать космонавт?
Дети: Космонавт должен быть смелым, сильным, бесстрашным, мужественным, выносливым, спортивным, здоровым, умным, образованным, знающим, настойчивым, трудолюбивым, наблюдательным, внимательным.
Воспитатель: Многие мечтают о полете в космос, ведь там так много еще неразведанных тайн. Сегодня я вам предлагаю совершить полет в космос к дальним планетам.
Игра «Какой по счету?»
Воспитатель: Мы должны определить, сколько космонавтов полетит в космос. Что для этого нужно сделать? (пересчитаться)
Дети встают в круг, воспитатель становится за спиной одного из них, дает ему звезду, определяет направление счета. Ребенок называет свой порядковый номер, передает звезду следующему.
Затем воспитатель предлагает детям пересчитаться в обратном порядке.
Воспитатель: Предлагаю разделиться на команды - космические экипажи по 4 человека, дать названия и выбрать командира.
Воспитатель: Вы правильно сказали: космонавт должен много знать и уметь, чтобы управлять современными ракетами и космическими кораблями. Он должен знать, как устроена ракета, как работают приборы на орбитальных станциях, должен тщательно изучить карты звездного неба. Чтобы запустить ракету, инженеры должны рассчитать ее вес и траекторию полета и без математики им никак не обойтись.
Я предлагаю вам пойти в школу юных космонавтов «Пункт подготовки космонавтов», где вас ждут интересные и увлекательные задания.
Составление и решение арифметических задач
Воспитатель: Сегодня мы будем составлять и решать арифметические задачи, но не простые, а космические. Вспомните, из каких частей состоит задача.
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Какие арифметические действия вы знаете?
Дети: Сложение, вычитание
Воспитатель: На какое арифметическое действие вы предлагаете составить первую задачу? (ответы детей)
Ребенок составляет задачу, дети выкладывают ее с помощью цифр и математических знаков. Командиры экипажей проверяют правильность выполнения задания.
Примеры задач
На космодроме находилось пять ракет. Одна улетела. Сколько ракет осталось на космодроме?
Космонавт увидел в иллюминатор четыре планеты. Потом он увидел еще две. Сколько планет увидел космонавт?
Составление маршрута путешествия
Воспитатель: У каждой ракеты должен быть маршрут, чтобы не затеряться в космических далях. Сегодня мы будем учиться прокладывать космические маршруты. У каждого экипажа будет свой маршрут. Задания находятся в конвертах. Командиры выбирайте конверты.
Дети самостоятельно выбирают конверты.
Воспитатель: Возьмите листы и карандаши. Найдите точку начала работы. Сейчас я буду называть направление движения и количество клеток, обозначающих длину линии. Если вы правильно выполните задание, то попадете в нужное место.
Воспитатель открывает конверты, достает листы с маршрутами и диктует детям задание.
Маршрут № 1 (красная планета)
Из точки начала работы вверх проведите линию в 1 клетку, поверните направо и проведите линию в 4 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 3 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 4 клетки, поднимитесь вверх на 3 клетки, проведите линию вправо в 3 клетки. Первый маршрут проложен. Куда привел вас маршрут? (на красную планету)
Маршрут № 2 (зеленая планета)
Из точки начала работы проведите вправо линию в 3 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 4 клетки, поднимитесь вверх на 1 клетку, проведите вправо линию в 4 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 3 клетки. Второй маршрут проложен. Куда привел вас маршрут? (на зеленую планету)
Маршрут № 3 (синяя планета)
Из точки начала работы опуститесь вниз на 2 клетки, проведите вправо линию в 2 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 4 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 3 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 3 клетки, поднимитесь вверх на 1 клетку, проведите вправо линию в 2 клетки. Третий маршрут проложен. Куда привел вас маршрут? (на синюю планету)
Дидактическая игра «Который час?»
Воспитатель: Космонавты должны уметь ориентироваться в пространстве и во времени. Мы научились определять время по часам. Руководитель полетов точно знает, когда стартует ракета, и сообщает об этом космонавтам. Я назову время старта для каждой команды, а вы выставите его на своих часах. Первая команда взлетает в половине четвертого.
Вторая команда взлетает в пять часов.
Третья команда взлетает в половине седьмого.
Дети выставляют время на часах. Командиры осуществляют контроль, помогают исправить ошибки.
Воспитатель: Приглашаю всех на космодром. Даю следующее задание: вылететь в космос, собрать космический грунт и доставить его в лаборатории для измерения.
Команда первого экипажа приготовиться к полету!
Команда второго экипажа приготовиться к полету!
Команда третьего экипажа приготовиться к полету!
Пуск!
Космическая физкультминутка
Отправляется в полет
Наш волшебный звездолет.
Надевай скорей скафандр!
Занимай скорей места!
С космодрома мы взлетаем,
Прямо к звездам улетаем!
Полетели, полетели,
До луны мы долетели.
Походили, посмотрели
И обратно прилетели.
(Н. Быкова)
«Космическая лаборатория»
Воспитатель: Вы успешно выполнили задание и привезли космический грунт.
Воспитатель показывает на столы, на которых стоят емкости с космическим грунтом (речным песком), пустые емкости.
Воспитатель: Можете ли вы сейчас сказать, сколько космического грунта вы привезли? Что нужно сделать, чтобы узнать количество грунта.
Дети: Измерить.
Воспитатель: С помощью чего мы можем измерить сыпучие вещества?
Дети: С помощью условной меры.
Воспитатель: Среди лежащих на столе предметов выберете те, которые можно использовать в качестве условной меры.
На маленьком столе лежат мерная ложка, стаканчики разных размеров, палочки, шарики. Дети выбирают условные меры (большой стаканчик, маленький стаканчик, мерную ложку), объясняют свои выбор.
Воспитатель: Приглашаю вас в космические лаборатории. Посмотрите, одинаковое ли у всех команд количество космического грунта?
Дети сравнивают и делают вывод, что космического грунта одинаковое количество.
Воспитатель предлагает детям измерить его с помощью разных условных мер и сравнить результат.
Перед работой дети повторяют правила измерения сыпучих тел:
Наполнить целую условную меру (мерную ложку, стаканчик по ободок), аккуратно пересыпать в другую емкость, не просыпая на стол, каждый раз отмечать количество пересыпанных стаканчиков звездочкой. Затем сосчитать, сколько звездочек получилось. Сколько звездочек, столько стаканчиков в емкости.
Дети проводят измерение.
Воспитатель: Подумайте, какой можно сделать вывод. Почему результаты измерения получились разные?
Дети: Чем больше условная мера, тем меньше число измерений, чем меньше условная мера, тем больше число измерений.
Воспитатель хвалит, благодарит детей за активность, инициативность, самостоятельность в выполнении заданий, подводит итог занятия.
Итог
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?
Какими качествами должен обладать космонавт?
Понравилось вам играть в командах и почему?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе. Космонавт - героическая профессия
Конспект интегрированного занятия на День космонавтики в детском саду. Подготовительная группа
План-конспект открытого занятия по ФЭМП в разновозрастной коррекционной группе ДОУ
Конспект занятия по математике в подготовительной группе с презентацией. Путешествие в страну Матема
Похожие статьи:
День космонавтики в детском саду. Подготовительная группа
Квест ко Дню космонавтики для старших дошкольников