Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как подготовить и провести мастер-класс

Методические рекомендации  по подготовке и проведению мастер – классов для педагогов декоративно - прикладного искусства
Данный материал взят из интернет- источников.  Я думаю, он может быть полезным при составлении мастер-классов многим новичкам сайта, да и не только!
  
Мастер - класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории.
Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).
По формам мастер – класс может быть проведен:
с педагогами и для них без участия детей;
с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов;
для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки;
для родителей и детей.
Мастер – класс для педагогов  - одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.
Подготовка мастер – класса для педагогов ДПИ.
1 Цели и задачи мастер – класса.
Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например: вышивка, резьба по дереву или роспись по ткани). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер - класса. Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера. Мастер – классы для опытных педагогов,  основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров - педагогов; такие мастер – классы можно проводить в рамках методических конференций.
Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер - класс.
Общие задачи мастер-класса для педагогов:
•создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
•повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
•распространение передового педагогического опыта;
•внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Конкретные задачи мастер-класса - технологические и методические - определяет его тематика. Например: преподавание простых приемов оригами на уроках технологии в младших классах (на примерах фигурок животных, технических объектов, цветов и т. д. - в зависимости от выбранной темы).
Все поставленные на мастер – классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.
2 Тема мастер – класса.
После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и  определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика).

Можно провести серию мастер-классов с использованием принципиально разных технологий и материалов, объединенных изготовлением различных видов изделия определенного типа. Например: Серия «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами вышивки крестом, чеканки, бумагопластики, аппликации из природных материалов и т.д. в зависимости от возможностей и опыта педагога, проводящего мастер – классы.
Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
3 План мастер – класса.
Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей (читателей) с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.  
Теоретическая часть мастер – класса для педагогов ДПИ включает в себя технологическую и методическую части:
Технологическая часть:
•  Демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини - выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например: различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер – классе технологических приемов.
•  Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.
• Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компьютерную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия.
Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми. Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:
• Возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности.
• Организация занятий по данной технологии в детском коллективе.
• Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в школе или УДО в классах, не оснащенных специальным оборудованием (например, ткацкими станками).
• Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам.
• Хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано.
Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Можно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.
Практическая часть
Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!)  время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т.д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик).
Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.

Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Образ идеального учителя Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013»

Похожие статьи:

Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Обучение технике резьбы по дереву | Как сформулировать цели и задачи урока
Опубликовано: 3911 день назад (8 марта 2014)
Просмотров: 40157
Рубрика: Без рубрики
+26
Голосов: 26
Марина Александровна А. # 8 марта 2014 в 21:48 +8
Спасибо за полезный материал.
Маргарита Александровна Гришина # 9 марта 2014 в 12:06 +21
Александр Семенович,вы выложили очень нужный и актуальный материал.Сейчас требования в учебных заведениях,в садиках,с ситеме дополнительного обра-
зования ожесточились.При оформлении и проведении МК следует учитывать          для какой аудитории проводится этот Мастер-класс(для педагогов,учителей,
с детьми или нет).Следует обратить внимание на то,что по новым требованиям
занятие следует начинать не с предложенной темы,а с подходом,чтобы дети сами
подвели и вышли к теме занятия или урока через наводящий материал руко-
водителя загадки пословицы и т.д.,и конечно же в конце занятия рефлексия-
это очень важно.Спасибо вам за нужный материал,в нем многие нуждаются,
сейчас проводится много курсов повышения квалификации,но не все могут и
не имеют возможности их посещать.Я за +1
Елена Дмитриевна Кочетова # 9 марта 2014 в 19:11 +9
Согласна с Маргаритой Александровной Гришиной, очень нужный и доступно изложенный материал!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 10 марта 2014 в 05:15 +5
Спасибо,Вам, за методические рекомендации по проведению мастер-классов.Доступно описаны формы,цели,задачи,теоретическая,практическая часть.Очень интересная,познавательная консультация!
Ольга Гаврилова # 10 марта 2014 в 09:49 +3
Александр Семенович! Спасибо за Ваши методические рекомендации по проведению МК.
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 15 марта 2014 в 19:22 +3
Александр Семёнович, спасибо Вам за такую нужную и полезную информацию! Мне было очень интересно прочитать методические рекомендации по проведению мастер-классов. Обязательно воспользуюсь Вашими советами!
Александр Семенович Жбанов # 16 марта 2014 в 14:49 +5
Я буду рад, уважаемые коллеги,если данный материал кому то действительно будет полезным !
Раниль Нурисламович Калимуллин # 21 марта 2014 в 12:21 +3
Александр Семенович, спасибо за рекомендации.
Александр Семенович Жбанов # 21 марта 2014 в 16:27 +4
Думаю, многим пригодятся. Спасибо, что заглянули!
Алёшина Марина Леонидовна # 21 марта 2014 в 12:58 +4
Здравствуйте,Александр Семенович!!Очень нужный материал для каждого педагога, который проводит или который только задумывается о подготовке к мастер-классу!!Все подробно изложено,досконально прописано!!!!СПАСИБО!!!+1
Александр Семенович Жбанов # 21 марта 2014 в 16:26 +4
Здравствуйте, Марина Леонидовна! Спасибо, Вам, что не прошли мимо!
Светлана Сабирзянова # 25 марта 2014 в 02:02 +4
Александр Семенович,я просто восхищаюсь вашей оперативностью. Мне кажется,вы угадываете мои мысли и пишете именно то,что нужно мне (да и остальным педагогам). С большим удовольствием читаю,учусь у вас,и...конечно голосую !!!
Александр Семенович Жбанов # 25 марта 2014 в 12:27 +4
Очень рад!
Юлия Владимировна Мещерякова # 14 мая 2014 в 17:16 +3
Очень полезная и нужная информация.Все подробно описано. Думаю, что многие возьмут себе на заметку.
Удачи Вам!
Елена Александровна Хвостикова # 23 мая 2014 в 21:24 +5
Александр Семенович, согласна со всеми написанными здесь комментариями. Информация очень полезная и нужная как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Беру обязательно в свою методическую капилочку. СПАСИБО!
Ирина Ивановна Жабина # 12 марта 2015 в 01:22 +3
Отличные рекомендации, ясные и понятные. Параллельно просмотрела Ваши мастер-классы, всё соединилось в чёткую картинку. Спасибо!
Надежда Васильевна Смирнова # 30 июля 2015 в 17:31 +2
Здравствуйте, уважаемый Александр Семенович! Очень грамотно составлены методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-классов. По Вашей схеме можно провести мастер-класс с поправкой на любой предмет. Очень актуальная и нужная информация. Так сказать, "разложили по косточкам" без "мути" и "воды"- все четко и конкретно. Бери схему и работай! Здорово! Полезно освежить знания практикам со стажем и начинающим специалистам. Спасибо за Вашу работу. Вам мой голос. Беру материал в копилочку! Успехов!!!
Лариса Карпинская # 9 ноября 2015 в 17:41 +2
Александр Семёнович! Спасибо , что поделились такой нужной информацией!Очень выручили! Всех вам благ, успехов и удачи!
Антон # 14 марта 2017 в 12:49 +1
Спасибо за материал! Нашим коллегам и партнерам будет очень полезно, расскажем! Порой при желании провести мастер-класс возникает проблема: а где же его провести недорого и чтобы было удобно? Позвольте порекомендовать наше помещение в 10 минутах от Волгоградского проспекта на 10-40 человек. На 2 часа это Вам обойдется всего в 1400 рублей. Подробнее можно посмотреть на страничке зала http://arenda.v-ritme-prazdnika.ru/ Или позвоните нам 8-963-648-7-444