Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер – классов для педагогов декоративно - прикладного искусства
Данный материал взят из интернет- источников. Я думаю, он может быть полезным при составлении мастер-классов многим новичкам сайта, да и не только!
Мастер - класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории.
Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).
По формам мастер – класс может быть проведен:
с педагогами и для них без участия детей;
с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов;
для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки;
для родителей и детей.
Мастер – класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.
Подготовка мастер – класса для педагогов ДПИ.
1 Цели и задачи мастер – класса.
Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например: вышивка, резьба по дереву или роспись по ткани). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер - класса. Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера. Мастер – классы для опытных педагогов, основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров - педагогов; такие мастер – классы можно проводить в рамках методических конференций.
Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер - класс.
Общие задачи мастер-класса для педагогов:
•создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
•повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
•распространение передового педагогического опыта;
•внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Конкретные задачи мастер-класса - технологические и методические - определяет его тематика. Например: преподавание простых приемов оригами на уроках технологии в младших классах (на примерах фигурок животных, технических объектов, цветов и т. д. - в зависимости от выбранной темы).
Все поставленные на мастер – классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.
2 Тема мастер – класса.
После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика).
Можно провести серию мастер-классов с использованием принципиально разных технологий и материалов, объединенных изготовлением различных видов изделия определенного типа. Например: Серия «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами вышивки крестом, чеканки, бумагопластики, аппликации из природных материалов и т.д. в зависимости от возможностей и опыта педагога, проводящего мастер – классы.
Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
3 План мастер – класса.
Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей (читателей) с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.
Теоретическая часть мастер – класса для педагогов ДПИ включает в себя технологическую и методическую части:
Технологическая часть:
• Демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини - выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например: различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер – классе технологических приемов.
• Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.
• Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компьютерную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия.
Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми. Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:
• Возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности.
• Организация занятий по данной технологии в детском коллективе.
• Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в школе или УДО в классах, не оснащенных специальным оборудованием (например, ткацкими станками).
• Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам.
• Хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано.
Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Можно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.
Практическая часть
Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!) время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т.д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик).
Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Интерактивная игра для школьников 12-15 лет
Образ идеального учителя
Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013»
Похожие статьи:
Процесс и стратегии обучения как ведущий стимул профессионального развития
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет