Внеклассное мероприятие по правилам поведения в обществе
Классный час в 5 классе по правилам поведения
Цель: научить обучающихся вести себя правильно, соблюдая нормы этикета.
Задачи классного часа: познакомить обучающихся с термином этикет, с историей этикета; способствовать воспитанию у обучающихся хороших манер; познакомить обучающихся с правилами поведения за столом, в театре и в транспорте; формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечат способность к познанию окружающего мира; готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечат обучающимся организацию своей учебной деятельности (планирование действий, операций; контроль процесса и результатов деятельности обучающихся).
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдения правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить монологические высказывания.
Основным средством формирования УУД в данном занятии являются вариативные по формулировке задания (ответь на вопрос, объясни, догадайся, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Учебные задания побуждают обучающихся анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт обучающегося, включение в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения обучающимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов обучающихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Вариативные учебные задания целенаправленно формируют у обучающихся весь комплекс УДД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Подготовительный этап: В классе выбирается группа обучающихся -статистов, которые репетируют заранее ситуации – задания и проигрывают их перед одноклассниками, которые разбиты на 3 команды.
Оборудование: картинки к уроку, тканевые салфетки, тарелки, столовые приборы (нож, вилка, ложка), имитация подарка, хлебница, хлеб, чашка, блюдце, сахар.
Ход классного часа
1. Организационный этап:
(Дети заходят в класс и занимают свои места).
Ведущий: - Дорогие ребята! Здравствуйте! Я приглашаю вас на классный час, который будет посвящен правилам хорошего тона.
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе:
Ведущий: - Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.
Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.
еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.
А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.
(Картинка с Людовиком XIV)
Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
3. Основной этап: усвоения новых знаний и способов действий.
Конкурс №1. В гостях.
Ведущий: - Давайте с Вами отправимся в гости. Разделимся на три команды, каждая команда предлагает свой вариант ответа. Ответы записываются на листке бумаги, который передается жюри.Побеждает та команда, у которой правильных ответов будет больше. Правильность ответов будет оценивать жюри.
Ситуация 1.
Дети, исполняющие роль статистов, садятся за стол, на котором лежат салфетки, стоят тарелки, сахарница, чайные чашки, ложки, ножи, берут тканевые салфетки и … один заправляет за воротник, другой кладет на колени, третий кладет рядом с тарелкой, четвертый под тарелку и.т.д.
Ведущий: Кто из статистов поступил правильно, согласно этикету?
(Правильный ответ: Салфетка кладется на колени.)
Ситуация 2.
Статисты сидят за столом, беседуют, пьют чай; одно место свободно, раздается стук в дверь, входит опоздавший.
Ведущий: Что должен сделать опоздавший на праздник?
а. Поздороваться поочередно со всеми гостями;
б. Пройти к свободному месту за столом, как ни в чем не бывало;
с. Поздороваться с хозяевами и извиниться за опоздание.+)
д. Или что – то другое.
(Командам предлагается исполнить роль опоздавшего гостя)
(Правильный ответ: Поздороваться и извиниться за опоздание.)
Ситуация 3.
Статист приходит в гости на День рождения хозяйки с подарком. Он вручает свой подарок и поздравляет её.
Ведущий: Как следует принять подарок?
а. Открыть, посмотреть и поблагодарить;
б. Положить на заранее подготовленное место;
в. Отнести в другую комнату и там посмотреть.
(Правильный ответ: Открыть посмотреть и поблагодарить.)
Ситуация 4.
Статисты сидят за столом, едят хлеб. Один держит кусок хлеба в руке, другой отламывает кусочки и ест, третий режет хлеб ножом.
Ведущий: Кто из статистов делает по этикету? Как следует есть хлеб?
(Правильный ответ: Хлеб надо отламывать кусочками.)
Ситуация 5.
(Статисты сидят за столом и держат в руках нож и вилку. Одни держат вилку в правой руке, а нож в левой, другие - нож в правой, а вилку в левой.)
Ведущий: Кто из статистов делает правильно?
(Правильный ответ: Вилку надо держать в левой руке, а нож – в правой.)
Ситуация 7.
(Статисты сидят за столом, держа в руках вилку и нож. Один из статистов роняет вилку.)
Ведущий: Как правильно поступить?
- поднять вилку и продолжить есть.
- попросить другой прибор.
(Правильный ответ: Извиниться и попросить новую вилку)
Ситуация 8.
(Статисты сидят за столом. Тарелка с тортом, стоит посередине стола)
Ведущий: Какой кусок торта нужно взять. Самый большой , самый маленький или или вы предложите свой вариант?
Ситуация 9.
(Статисты сидят за столом, перед ними чашки с чаем, сахарница и чайные ложки. Они накладывают сахар в чашки. Перемешав сахар, один кладет ложку на стол, другой оставляет в чашке, третий кладет на блюдце.
Ведущий: Кто поступил правильно?
(Правильный ответ: Надо чайную ложку класть на блюдце)
Конкурс №2. «В театре»
На сцене устанавливается ряд стульев таким образом, что их спинки образуют «подлокотники» театральных кресел. За барьером (два стула спинками к зрителям) на стене табличка «Гардероб».
Статисты: гардеробщица, театральный контролер, две подружки, две пары юношей с девушками.
Ведущий: Любите ли вы театр? В эпоху телевидения и интернета театр уже не является тем местом, куда выезжали раньше не только для того, чтобы посмотреть спектакль, но и чтобы показать себя, свои наряды, встретиться с друзьями, пообщаться, обменяться новостями, свежими сплетнями. Но театр продолжает жить и это искусство никогда не умрет.
Ходить в театр тоже надо уметь. Недаром поэт Григорий Остер написал забавное стихотворение - совет тем, кто идет в театр.
(Звучит стихотворение Г.Остера)
Собрался пойти в театр?
Не спеши, оденься классно,
Забеги в кафе, наешься,
А потом уже иди.
Опоздаешь – не стесняйся,
Проходя мимо соседа,
Повернись к нему ты попой,
Покрути ей перед носом,
Наступи ему на пятку,
Отдави немного руку,
И ступай спокойно к месту.
Ничего – переживёт!
Не забудь с собой попкорна,
Шоколадку, сока банку,
Можно даже бутербродик
На закуску захватить.
Вдруг вам скучно будет, грустно –
Можно будет бутербродом
Скуку эту закусить.
А обёртки брось под кресло.
Контролёр пусть позавидует,
Собирая мусор этот,
Как ты вкусненько поел.
А когда спектакль окончен,
Ты не жди, когда актёры
Кланяться для вас пойдут.
Ты несись в фойе скорее
И хватай одежду быстро.
Ведь актёры – тоже люди,
Им охота отдохнуть.
Я думаю вы по заслугам оценили юмор автора. Начинаем конкурс!
Ситуация 1
(Статисты входят в «зрительный зал», предъявляя билет. Один из них приветствует контролера, юноша первой пары пропускает девушку вперед и предъявляет билеты, юноша второй пары проходит первый )
Ведущий: Кто из статистов поступил правильно?
Правильный ответ: Предъявляя билет, нужно сказать: «Добрый вечер!». Юноша пропускает девушку вперед.
Ситуация 2
(В гардеробе статисты отдают верхнюю одежду «гардеробщику». Один из статистов перекладывает куртку через барьер, другой кладет на барьер, третий отдает в руки).
Ведущий: Кто правильно поступил, а кто совершил ошибку?
Правильный ответ: Правильно перекладывать куртку через барьер. Юноша должен отдать еще и куртку подружки.
Ситуация 3
(Статистки стоят у зеркала. Одна причесывается, вторая красит губы, третья подкрашивает ресницы, четвертая поправляет прическу.)
Ведущий: Что разрешается делать возле зеркала?
Правильный ответ: Только поправить прическу.
Ситуация 4
(Статисты проходя на свои места. Юноши проходя первыми и усаживают спутниц.)
Ведущий: Правильно ли сделали юноши?
Правильный ответ: Нет, неправильно. Юноша должен пропустить девушку.
Ситуация 5
(Приходит опоздавший статист, его место посередине ряда.
Ведущий: Как пройти ему на свое место?
Правильный ответ: Пройти только лицом к сидящим.
Ситуация 6
(Статисты начинают аплодировать перед закрытым занавесом.
Ведущий: Правильно ли зрители делают?
Правильный ответ: Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний.
Ситуация 7
(Статисты начинают аплодировать как только занавес поднимется.
Ведущий: Правильно ли зрители делают?
Правильный ответ: Да, если надо одобрить декорации.)
Ситуация 8
(У статистов в руках пакеты с чипсами, бутылки с водой, конфеты, шоколадки.)
Ведущий: Что можно есть во время спектакля?
Правильный ответ: Ничего. Для этого есть буфет.
Ситуация 9
(Конец спектакля. Статисты аплодируют и кричат «уу!!»)
Ведущий: Правильно ли ведут себя зрители?
Правильный ответ: Неправильно. В театре можно после спектакля кричать только «Браво»
Ситуация 10
(Конец спектакля. Статисты аплодируют и кричат «Бис!!»)
Ведущий: Правильно ли ведут себя зрители?
Правильный ответ: Неправильно. В театре можно после спектакля кричать только «Браво», «бис» на латинском языке – «Повтори». «Бис» можно кричать только на концерте.
Ведущий: Пришло время подвести итоги. Пока жюри подводит итоги предлагаем командам За 30 секунд каждая команда должна написать как можно больше “вежливых” слов.
• Спасибо!
• Пожалуйста!
• Благодарю!
• Простите!
• Извините!
• Будьте добры!
• Будьте любезны!
• Добро пожаловать!
• Здравствуйте!
• Доброе утро!
• Добрый день!
• До свидания!
• До новых встреч!
• Спокойной ночи!
4. Этап подведения итогов.
Наша викторина подходит к своему финалу, и я попрошу жюри подвести окончательные итоги.
(Жюри подводит итоги. Идет награждение).
Ведущий: Дорогие друзья! Надеюсь, что наша встреча не прошла даром, что вы научились вести себя правильно, узнали, что такое этикет. И мне хочется, чтобы она запомнилась вам. Спасибо всем, что пришли на наше мероприятие и приняли в нем самое активное участие.
До встречи, друзья!
Рекомендуем посмотреть:
Классный час о толерантности в 5 классе
Классный час в 5 классе
Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство
Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав»
Похожие статьи:
Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения
Классный час на тему животные для 5, 6 класса
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»
Классный час в 5 классе о дружбе