Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада. Край родной навек любимый

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Край родной навек любимый"
Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области.
Описание проекта: Через серию тематических занятий ознакомить детей с историей, культурой, традициями, бытом, природой родного края. Материал будет полезен методистам, старшим воспитателям, воспитателям дошкольных учреждений, родителям дошкольников.

Тип проекта: групповой, среднесрочный (4 недели), познавательно-творческий.
Возраст участников проекта: дети 5-6 лет (старшая группа).
Количество участников: 20 детей, их родители, воспитатели, логопед, музыкальный работник.
Сроки реализации: с 10.04.2017г. по 07.05.2017г.

Социальная значимость проекта:
Начиная с дошкольного возраста, у ребенка необходимо формировать представления о том, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где он родился, где живёт он и его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому, что всё в мире взаимосвязано.

Актуальность проекта:
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Проблемная ситуация:
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента страны, столицу, а вот населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы города или села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада – с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; формирование представлений о достопримечательностях родного города и его знаменитых земляках; возрождение семейных традиций.

Задачи проекта:
-Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
-Развивать бережное отношение к его природе, достопримечательностям и культурным ценностям;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае.

Практическая значимость проекта: Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
-подбор исторической литературы;
-подбор произведений русского народного творчества;
-подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
-подготовка посадочного материала (саженцы, цветочная рассада);
-подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
-дидактические игры;
-выставки книг, фотографий.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
• игровой;
• музейной педагогики;
• домашнего кинотеатра;
• информационно-познавательной с использованием ИКТ.

Ожидаемые результаты:
Дошкольники будут знать:
-Символику родного города;
-Наиболее важные исторические события истории родного края;
-Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, лекарственные растения).

Дошкольники будут уметь:
-Вести самостоятельные наблюдения в природе;
-Узнавать изученные растения и животных;
-Работать с элементами народного творчества;
-Применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
-Творчески мыслить и рассуждать.

Основные этапы проекта
1. Подготовительный – самообразование по теме проекта, изучение специальной литературы и имеющегося опыта работы по данному направлению. Разработка конспектов занятий, бесед, викторин, подбор детской художественной литературы, загадок и стихов по теме, составление сценариев развлечения и тематического праздника, подбор дидактических игр, настольно-печатных игр и другого дидактического и игрового материала для реализации проекта, заготовка саженцев и рассады цветов.
2. Основной – реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.
3. Обратная связь – работа с семьями воспитанников.
4. Заключительный – представляет собой итог работы по реализации проекта.

I этап. Подготовительный.
Определены формы совместной деятельности с детьми и их родителями:
• НОД;
• продуктивная деятельность;
• игровая деятельность;
• чтение художественной литературы;
• развлечения и досуги;
• анкетирование родителей;
• методическая литература и информация для родителей.

II этап. Основной.
Тематически работа выстраивается по блокам:
1. Блок-модуль «История родного края» (1 неделя)
1. «Загадки топонимики» (названия – их происхождение, смысловое значение);
2. «Летопись города» (историческая сведения о становлении и развитии города);
3. «Город славен людьми» (люди, прославившие город).

2. Блок-модуль «Родословие» (2 неделя)
1. «Народные промыслы Подмосковья» (Гжель, Жостово, Хохлома, Филимоновская игрушка, Павлово-Посадские платки);
2. «Семейные традиции и обряды»;

3. Традиционные праздники в детском саду.
3. Блок-модуль «Природное наследие» (3 неделя)
1. «Природа родного края» (животный и растительный мир)
2. «Экология и человек» (экологические проблемы родного города, края)

4. Блок-модуль «Великая Отечественная война» (4 неделя)
1. «Этих лет не смолкнет слава» (исторические сведения о Великой Отечественной войне и земляках-фронтовиках);
2. «Памяти павших будьте достойны!» (воспитание гражданина, формирование патриотических чувств).

Познавательные занятия: «Мой родной город – Королёв», «Город славен людьми», «Юрий Гагарин – первый космонавт», «Народные промыслы Подмосковья», рисование «Мой город мне дорог», «Салют Победы!», «Бело-синяя Гжель», аппликация «Ракета».
Целевые экскурсии, наблюдения: экскурсия в музей ДОУ «Дорога в космос», наблюдения во время прогулок за растениями и птицами.
Беседы: «Человек осваивает космос», «Мой адрес», «Подвиг народа», «Заповедная зона нашего края – Лосиный остров», «Животные и растения моего края», «Зелёная аптека», «Правила поведения в природе», «Экологические проблемы родного города».
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры: «Собери ракету из геометрических фигур», «Подумай – отвечай!», «Экологические знаки», «Птицы моего края».
Обогащение активного словаря специальными понятиями и терминами такими, как “малая родина ”, “наукоград ”, “земляки ”, “экологические знаки ”, “правила поведения в природе”, “природная зона”, “народные промыслы ”, “летопись ” и т.д.
Рассматривание: Альбомы «Королёв – наукоград», «Дорога в космос», детские энциклопедии «Животный мир», «Растительный мир», иллюстрации по декоративно-прикладному искусству.
Игры-викторины: «Что ты знаешь о космосе?», «Улицы родного города», «Птичьи тайны», «Узнай животное по описанию», «Во саду ли, в огороде», «С какого дерева листок?»
Практическая работа: Окапывание деревьев на участке, полив цветника, развешивание кормушек для птиц.
Подвижные игры и упражнения: «Не оставайся на полу», «Стой!– Иди!», «Кто быстрее до флажка», «Самый меткий», «К своим обручам», «Самолёты».
Развлечение: «Наша традиция – День именинника».
Итоговое праздничное мероприятие: «День Победы».
Совместная продуктивная деятельность: Проведение совместно с родителями акций «Посади дерево», «Украсим землю цветами».


III этап – обратная связьвключает в себя:
1. Анкетирование родителей;
2. Консультация «Использование краеведения при работе с дошкольниками»;
3. Проведение совместно с родителями акций по озеленению ДОУ.

IV этап – заключительный включает в себя:
1. Проведение мониторинга детей по тематике проекта;
2. Выставка детских работ «Салют Победы!».


Анкета для родителей
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?
а) да
б) нет
в) сомневаюсь

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие родного края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?
а) знаю хорошо
б) не знаю
в) что-то знаю

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного края?
а) беседы и наблюдения во время семейных прогулок, поездок, путешествий;
б) совместная информационно-творческая деятельность (изготовление поделок к памятным датам, чтение художественной литературы данной тематики и т.д.);
в) обращение к семейным традициям (просмотр семейных фотографий, знакомство с родословной семьи, профессиональной занятостью её членов, традиционные семейные кулинарные блюда и т.д.)

4. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?
а) чем раньше, тем лучше
б) в начальной школе
в) не вижу необходимости в краеведческом воспитании

5. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю – это задача :
а) ДОУ
б) семьи
в) совместная работа ДОУ и семьи
Спасибо!

Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний об улицах родного города

1. Как называется наш город?
2. В честь кого город получил свое название?
3. Назови улицу, на которой ты живёшь.
4. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
5. Какие названия других улиц нашего города ты знаешь?
6. В честь кого названы улицы в нашем городе?
7. Назови профессии людей, в честь которых названы улицы в нашем городе?
8. Есть ли в нашем городе памятные места в честь воинов, павших в Великой Отечественной войне?
9. Есть ли в нашем городе краеведческий музей?
10. Как можно сделать наш город ещё более красивым? Что для этого можете сделать вы?

Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний об участии наших земляков
в Великой Отечественной войне

1. Когда празднуется День Победы?
2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
3. Какие военные профессии вы знаете?
4. Какую боевую технику вы знаете?
5. Участвовали ли жители нашего города в Великой Отечественной войне?
6. Чем награждают Героев войны?
7. Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где?
8. Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?
9. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?
10. Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?


Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний о природе родного города

1. В какой природной зоне находится наш город, наш край?
2. Назови животных леса, обитающих в нашем краю.
3. Назови деревья, которые можно встретить в нашем городе и его окрестностях.
4. Назови птиц, живущих в нашей местности.
5. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?
6. Как люди заботятся о животных?
7. Как люди заботятся о птицах?
8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

Список литературы
1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И.В.Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
10. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991
11. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003
13. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.
14. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
15. Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.
16. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2012. - 635 c.
17. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
18. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012. - 821c.
20. Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009.

"Край родной навек любимый"
______________________________________________________________________________________________

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы

Герб России. Описание и значение для детей

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО | Кризис 3 лет у ребенка. Консультация для родителей
Опубликовано: 2399 дней назад (2 мая 2018)
Просмотров: 4633
Рубрика: проекты
+5
Голосов: 5
Юлия Александровна Дерягина # 4 мая 2018 в 12:31 +1
Наталия Александровна, здравствуйте.Ознакомилась с Вашим проектом.Актуальная тема, по-моему, во всех поколениях и временах.Материал подобран соответственно тематике, детям ,я думаю, было интересно и познавательно.Примите голос!
Дарья Викторовна Максимова # 5 мая 2018 в 03:37 +1
Здравствуйте. Хороший проект, познавательный, молодец. Единственное,мое мнение, цель расплывчатая,нужно немного убрать. Спасибо.