Перспективный план работы по лепке и развитию творческих способностей в подготовительной группе детского сада
Составитель: Князева Ирина Анатольевна, воспитатель Филиала №1 «Золотой ключик» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №137 «Веснушки» города Пензы
Описание материала: Предлагаю перспективный план работы по лепке из нетрадиционных материалов. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы и специалистам, ведущим кружок по лепке. План направлен на развитие творческих способностей.
Рецепт солёного теста
- 2 стакана муки
- 1 стакан соли
- 1 стакан тёплой воды
- 2 столовые ложки масла растительного
Смешать муку без разрыхлителя, соль, воду, масло и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.
Рецепт теста из опилок
- 3 столовых ложек (с верхом) опилок;
- 1 столовая ложка крахмала;
- 4 столовых ложки клея ПВА;
- 0,5 чайной ложки крема для рук (или масла Джонсон бэби).
Просеять мелкие опилки через сито.
Хорошо перемешать крахмал и опилки, и потихоньку добавить клей ПВА. Руки смазать маслом и хорошо вымесить тесто. Полученное тесто похоже на песочное. Если тесто получилось густое - добавьте клея, если жидкое - добавьте опилки. Консистенция теста зависит от опилок.
Сентябрь
1. «Путешествие в мир солёного теста»
Задачи: Познакомить с методикой приготовления солёного теста, развивать духовное начало, обучать основным правилам приготовления солёного теста его хранения, приучать к аккуратной работе за столом, воспитывать выдержку.
Предварительная работа: Д/И: «Чего не стало», «Отгадай по вкусу». Рассматривание художественных репродукций. Беседа: «Как пекарь печет хлеб»
Материалы: Игрушки из солёного теста, мука, соль, вода, салфетки, ёмкость для приготовления солёного теста.
2. «Кружочки – цветочки»
Задачи: Продолжать знакомить детей с материалом для лепки - соленым тестом; учить детей лепить из соленого теста, используя знакомые приемы лепки; научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество.
Материалы: цветное солёное тесто для лепки, стеки, подставки, салфетки, фартуки, пластиковые тарелки.
3. «Вкусные дары щедрой осени»
Задачи: Учить детей составлять натюрморт из овощей и фруктов. Упражнять в умение использовать знакомые способы лепки при лепке овощей и фруктов. Развивать навыки работы стекой. Развивать творческое воображение, образное мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа Д/И: «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Отгадай по вкусу», «Отгадай по запаху». Рассматривание художественных репродукций натюрмортов. Беседа: «Как художник составляет натюрморт.
Материалы: Разноцветное опилочное тесто, наборы стек, пластмассовые тарелочки, влажные салфетки, доски. Муляжи овощей и фруктов.
4. «Грибная пора»
Задачи: Познакомить детей с разновидностью грибов. Учить лепить грибы по представлению из соленого теста, выбирая необходимый цвет. Закрепить навыки работы с соленым тестом. Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное творческое мышление, желание разгадать загадку и вылепить грибы похожие на настоящие. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа Рассмотреть иллюстрации, цветные и художественные фотографии с изображением грибов. Беседа на тему: «Съедобные и несъедобные грибы».
Материалы: Соленое тесто разного цвета, веточки елей, сухие листья, набор стек, влажные салфетки, доски. Муляжи грибов: белый гриб, лисички, подосиновик, опята.
Октябрь
1. «Лепим перчик для игры»
Задачи: Закреплять приемы работы с опилочным тестом. Вызвать у детей эмоциональный отклик на собственную работу и работы друзей. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, внимание.
Предварительная работа Рассматривание иллюстраций. Лото «Овощи». Загадывание загадок о овощах.
Материалы: цветное опилочное тесто, стеки, клей ПВА, кисточки, зубочистка
2. «Ёжик»
Задачи: Вызвать у детей желание лепить знакомых животных. Упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных. Развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Воспитывать умение работать самостоятельно.
Предварительная работа Чтение книг о животных.
Материалы: солёное тесто, доски, стеки, вилки, вода в розетках, ножницы, салфетки, бисер, душистый перец.
3. «Лепим зайчат для игры».
Задачи: Заинтересовать детей созданием настольной игры. Совершенствовать технику скульптурной лепки. Учить использовать в работе то количество теста, которое необходимо для моделирования. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к работе
Предварительная работа Чтение потешек, стихотворений о зайчатах. Загадывание загадок о животных. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»
Материалы: Листы бумаги с изображением лабиринта и двух домиков, соленое окрашенное и не окрашенное тесто, фольга, зубочистки, стеки, салфетки, фартуки.
4. «Выставка собак»
Задачи: Познакомить детей с жанром мелкой пластики. Учить узнавать собак разных пород (терьер, овчарка, болонка, пудель и др.) по форме туловища, головы, ушей. Формировать умение лепить собак разными способами лепки: из целого куска, по частям, из пласта. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к животным.
Продолжать учить детей расписывать готовое изделие, подбирая необходимые цвета. Закрепить умение смешивать краски.
Предварительная работа Рассматривание домашних животных на прогулке. Чтение рассказов о домашних питомцев.
Материалы: Соленое тесто, доски, стеки, влажные салфетки. Коллекция фарфоровых, глянных, стеклянных фигурок разных пород собак. Музыкальный ряд: детские песни про собак.
Гуашь, кисти, баночки с водой.
Ноябрь
1. «Деревья»
Задачи: Рассказать детям о видах деревьев (дуб, береза, яблоня, груша и др.). Учить самостоятельно, выбирать шаблон дерева, вырезывать стекой по форме. Упражнять в умение делать налепы на основу (листья, фрукты, ветки). Закрепить знакомые способы лепки. Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа Рассматривание деревьев на прогулке, пейзажей И. Левитана и Шишкина.
Материалы: Цветной картон. Соленое тесто, наборы стек, влажные салфетки, доски, бисер зеленого цвета.
2. «Птицы»
Задачи: Учить детей лепить птиц из теста. Упражнять в умение передавать при лепке характерные особенности певчих птиц (овальное туловище, круглая голова, открытый клюв, распахнутые крылья или сложенные), соблюдать пропорции тела. Закрепить навыки лепки. Развивать мелкую моторику, воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа Слушание грамзаписи «Голоса птиц». Рассматривание иллюстраций и фотографий. Наблюдение за птицами на прогулке.
Материалы: Цветное соленое тесто, дощечки, салфетки, полиэтиленовая пленка, бусинки, стеки. Голоса птиц в записи.
3. «Три поросенка»
Задачи: Учить детей лепить из соленого теста рельефные композиции по сказке «Три поросенка». Формировать умение лепить выбранный сюжет к сказке. развивать мелкую моторику, радостное настроение в процессе лепки. Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа Обыгрывание сказки «Три поросенка» в театре бибабо. Рассматривание иллюстраций к сказке, рисование на тему: «Что случилось с поросятами».
Материалы: Рисунки детей и иллюстрации к сказке. рамки цветные, соленое тесто, стеки, влажные салфетки, трубочки, еловые иголочки. Магнитофонная запись песен к сказке.
4. Медальон «Моя буква»
Задачи: Познакомить детей с азбукой. Учить раскатывать тесто валиком, накладывать форму, выравнивать края стекой. Упражнять в умение раскатывать жгутики разной длины, составляя из них заглавную букву своего имени. Закрепить навыки работы с тестом из опилок. Развивать творческие способности.
Предварительная работа Рассматривание букв алфавита. Чтение стихотворение об азбуке.
Материалы: Валики, набор стек, готовые формочки, тесто из опилок, бисер, перчинки, семечки, доски, влажные салфетки. Плакат: «Алфавит». Образцы медальонов.
Декабрь
1. «Ёлочная игрушка «Ягодка»
Задачи: Вызвать интерес к данному виду деятельности, обучать простейшим навыкам работы с тестом из опилок, воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, аккуратность.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений и загадок о ягодах
Материалы: Тесто из опилок, доски, стеки, влажные салфетки. акриловые краски; кисть; проволока; стек; бусинка, надетая на зубочистку; доска для лепки; пленка пищевая; контейнер от яиц
2. «Ёлочная игрушка – мышка на прищепке»
Задачи: Учить простейшим навыкам работы с тестом из опилок, воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, аккуратность.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением мышек. Рассматривание ёлочных игрушек в виде мышей. Загадывание загадок.
Материалы: Тесто из опилок серого цвета, клей ПВА; кисть; проволока; стек; прищепка; бусинка, надетая на зубочистку; стразы 2 шт.
3. «Снеговик»
Задачи: Закреплять у детей умение лепить шары разных размеров. Использовать различный материал для дополнения поделки. Воспитывать аккуратность при работе.
Предварительная работа: Чтение сказки Сутеева «Снеговик-почтовик». Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением снеговиков
Материалы: Тесто соленое белого цвета, крупа манная для обваливания шариков, зубочистки для ручек, семена подсолнечника для глаз.
4. «Раскрашивание красками снеговиков».
Задачи: Учить составлять общую композицию, гармонично размещая в ней свою работу. Учить видеть конечный результат задуманной работы. Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением снеговиков
Материалы: Краски «Гуашь», кисточка, салфетки, бросовый материал.
Январь
1. « Ёлочка- красавица»
Задачи: Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.
Предварительная работа: Чтение стихотворения З. Александровой «Ёлочка», рассматривание новогодней елочки
Материалы: соленое тесто, макароны, бусины, горох, бисер, крупа, блестки,
доски для лепки, салфетки.
2. «Зимние узоры»
Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «рельеф»; учить лепить рельефный узор, состоящий из линий, звездочек, точек; закрепить умение декоративно оформлять свою композицию подручным материалом. Развивать творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: Д/и «Составь узор» Рассматривание снежинок, узоров на стекле. П/и со снежками
Материалы: Тесто из опилок, бисер, блестки, доски для лепки, салфетки, стеки.
3. «Дед Мороз»
Задачи: Формировать умение детей использовать знакомые приемы лепки, раскатывать тесто тонким слоем, вырезать фигуру по трафарету. Учить пользоваться чесночницей для изготовления бороды и волос.
Предварительная работа: Рассматривание новогодних открыток, чтение новогодних стихотворений
Материалы: Соленое тесто белое, красное. Чесночница, гуашь, кисти. Ветка сосновая.
4. Аквариумные рыбки.
Задачи: Продолжать освоение лепки (рельефной): создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, развивать комбинаторские способности.
Предварительная работа: Альбом «Аквариумные рыбки», картинки сказочных и необычных по форме рыб, книга «Обитатели морей».
Материалы: Окрашенное тесто из опилок, бусины, трубочки для коктейля, стеки, колпачки от ручек и фломастеров, бисер, «сухой» аквариум.
Февраль
1.«Космонавт»
Задачи: Вызвать интерес к составлению коллективной композиции в пластической технике барельефа. Продолжать учить лепить фигуру человека из столбика надрезанием стекой и моделированием пропорциональных частей. Развивать чувство формы и композиции (передавать относительность величины частей, располагать фигурки вертикально или немного наклонно). Показать возможность передачи движения лепной фигуры небольшим изменением положения рук и ног. Закрепить навыки работы с гуашью.
Предварительная работа: Беседа о космосе и покорителях космоса - космонавтах. Рассматривание изображений космонавтов. Рисование на тему: «Отважные космонавты».
Материалы: Соленое цветное тесто, доски, набор стек, влажные салфетки. Основа для лепной композиции, с вылепленной ракетой. Рисунки детей с космонавтами.
2, 3 «Валентинки»
Задачи: Формировать умение раскатывать тесто скалкой, вырезать формочкой сердечко. Развивать фантазию при украшении валентинки. Самостоятельно подбирать цветовую гамму для раскрашивания.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Что за праздник день св. Валентина» Чтение стихотворений, рассматривание открыток-валентинок
Материалы: Тесто из опилок, скалка, гуашь, кисти, стека.
4. «Кружка для папы»
Задачи: Учить детей лепить из соленого теста посуду конструктивным способом лепки, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Упражнять в умение самостоятельно оформлять готовую поделку налепами. Вызвать интерес к изготовлению подарка своими руками. Закрепить знакомые навыки лепки. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.
Предварительная работа: Беседа о Дне защитника Отечества, знакомство с оформлением кружек фабричного производства (рисунок, вензель).
Материалы: Цветное соленое тесто, стеки, влажные салфетки, доски. Кружки фабричного производства, азбука с письменными и печатными буквами для вензелей. Таблицы – помощники.
Март
1,2 «Сувенир для бабушки»
Задачи: Продолжать учить лепить изделия из соленого теста, выполнять рельефную лепку с тиснением. Закрепить раннее усвоенные навыки лепки. Развивать мелкую моторику. Формировать художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, желание доставлять радость близким.
Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике «8 марта».
Материалы: Неокрашенное и цветное соленое тесто, стеки, клей, кисти, доски, стразы, набор катеров
3. «Сладости для любимой мамы»
Задачи: Вызвать интерес к лепке съедобных кондитерских изделий из сдобного теста – скульптурным способом или с помощью формочек. Закрепить знакомые приемы лепки. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, освоить особенности рельефного декора. Воспитывать любовь к близким.
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Подготовка теста: 500 г. муки смешать с 0,5 стакана сахарного песка, 1 яйцо, 100 г. маргарина, 0,5 пачки дрожжей, 1 стакан молока; вымесить тесто до консистенции мягкости. Выпекать в духовке.
Материалы: Сдобное тесто, формочки для выпечки, скалка, доска, пласстмасовые ножи, пластиковый пакет. Печенье разной формы.
4. «Цветок-огонек»
Задачи: Учить детей лепить цветок в горшочке из опилочного теста. Создавать точный образ цветка путем использования разнообразных формочек. Развивать творческие способности. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца.
Предварительная работа: Заучивание стихов о празднике 8 марта
Материалы: Зубочистки, клей ПВА, кисточки для клея; тесто из опилок (желтое, зеленое, красное), стеки; формочки
Апрель
1, 2 «Пасхальное яичко»
Задачи: Учить детей лепить яички из теста при помощи формочек. Закрепить навыки лепки из самозастывающей пластики. Развивать мелкую моторику, воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность. Формировать умение использовать в лепке катеры и молды разных видов.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Что за праздник день св. Пасхи» Чтение истории возникновения обычая окрашивать яиц в разные цвета, рассматривание открыток
Материалы: Цветное опилочное тесто; формочка для яиц; клей ПВА, 2 цвета (зелёный, голубой) самозастывающей пластики; кисть; зубочистка; катер -листок; пищевая пленка, молд листок фиалки, чайная ложка; стек.
3, 4 «Корзинка с цветами».
Задачи: Вызвать интерес к данному виду деятельности, обучать простейшим навыкам работы с тестом из опилок, воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, аккуратность.
Предварительная работа: Чтение стихотворений о цветах Рассматривание иллюстраций
Материалы: Акриловые краски; кисть для красок и кисть для клея; катеры; стек; зубочистка; клей ПВА; контейнер от тарталеток; скалка; доска для лепки, вставленная в файл; флористический блеск; стразы; стек с шариками, опилочное тесто
Май
1. «Божья коровка на листочке»
Задачи: Расширить представления детей о божьей коровке. Научить создавать простейшие образы посредством лепки и художественного оформления изделия, используя стеки и дополнительные детали. Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание шара, сплющивание для придания нужной формы. Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с божьими коровками различных размеров, чтение книг о насекомых.
Материалы: Тесто из опилок, доска, набор стеков, проволока, кисть, клей ПВА
2. «Раскрашивание красками «Божьей коровки на листочке»».
Задачи: Закрепить умение раскрашивать изделие из опилочного теста красками, передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разного цвета с белилами). Развивать творчество, воображение. Воспитывать умение работать аккуратно.
Предварительная работа: Рассматривание божьей коровки на прогулке
Материалы: стаканчики с водой, гуашь, кисточки, салфетки, фартуки.
3. Декоративная тарелка
Задачи: Учить лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев; украшать шариками, дисками, жгутами
Предварительная работа: Тематическая подборка картинок «Посуда», альбом
«Керамика», образцы расписных сувенирных тарелок.
Материалы: Готовое опилочное тесто (цветное), доска, подставки под готовые изделия, салфетки для рук.
4. «Украсим тарелочку цветами»
Задачи: Продолжать учить детей лепить розетковые цветы из солёного теста, знакомым способом. Упражнять детей в вырезывании листьев стекой симметричным способом. Закреплять навыки красивого, ритмичного расположении форм на ограниченном пространстве, Развивать у детей эстетическое восприятие, учить детей видеть красоту цветов. Воспитывать интерес к творчеству.
Предварительная работа: Рисование полевых цветов. Рассматривание полевых цветов на полотнах художников Миллиоти Н.Д. (1874–1962). «Полевые цветы», Фальк Р.Р. (1886–1958). «Букет ромашек на фоне сада», Щекотихина-Потоцкая А.В. (1892–1967). «Натюрморт».
Материалы: иллюстрации с изображением цветов (фиалка, василек, ромашка), схемы с последовательностью изготовления цветов, солёное цветное тесто, одноразовые тарелочки, доски, набор стеков и катеров, фартуки.
Используемая литература:
Рубцова Е.В. «Фантазии из соленого теста».
Хоменко В.А. «Соленое тесто. Шаг за шагом».
Чаянова Г.Н. «Соленое тесто для начинающих».
Антипова М. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения»
Журнал «Дошкольное воспитание», №2/2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание», №2/2008г.
Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду», И.: «Просвещение», 1982г.
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г.
О.А.Соломенникова «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством для занятий с детьми 5-7лет, программа дополнительного образования, И.:«Мозаика – Синтез», М. 2006г.
К. Силаева, И. Михайлова «Соленое тесто», И.: «Эксмо», М.2007г.
Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» пособие для воспитателя, И.: ТВ. Центр «Сфера», М. 2005г.
Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2006г.
Рекомендуем посмотреть:
Календарно - тематическое планирование образовательного процесса в подготовительной к школе группе в
Планирование на 1 сентября в ДОУ
Перспективный план по ручному труду в подготовительной группе
Экскурсии в подготовительной группе. Планирование