Авторское методическое пособие "Лепбук «Секреты воды»" - как форма совместной деятельности детей и взрослых"
Автор: Кочеткова Елена Владимировна воспитатель СП МДОУ детский сад №6 г.Маркса
Назначение: данный материал полезен педагогам ДОУ для совместной и индивидуальной работы по теме круговорот воды в природе.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста. В последнее время широкое применение в образовательном процессе нашли интерактивные технологии.
Лэпбук – замечательная находка для воспитателя. Этот вид пособия появился сравнительно недавно у нас, но популярность его только растет.
ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).
Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме , которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определённой теме.
При этом
ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др., которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности
(при соответствии организации рабочего пространства);
Предлагаю Вашему вниманию лэпбук- «Секреты воды»", а помогать мне будет Артем - воспитанник средней группы
СЕКРЕТЫ ВОДЫ.
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.
Задачи:
— создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
— расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
— формировать представления о значении воды в жизни человека.
Игровые вопросы и задания.
• Кто живёт в нашем лепбуке ( капелька воды)
Где находится вода в природе(в капельках дождя, в снежинках, в граде, в радуге, в инее и т.д.)
Кому нужна вода (всем)
• «Что растёт в воде», «Кто живёт в воде» (ребёнок вращает круг, разделенный на сектора, на котором изображены растения и животные воды, называет их)
• Какое стихотворение можешь рассказать о воде? («Где живёт вода?»)
• Что мы узнали из этого стихотворения (Воду нужно беречь)
• Возьми в кармашке водоохранные знаки и расскажи о них (нельзя загрязнять воду, мыть машины, оставлять открытый кран и т. д.)
• Вспомни какие правила на воде мы должны соблюдать (берёт картинку и объясняет)
Что ещё любит делать наша капелька (путешествовать )
• Как она путешествует (составляет рассказ по картинкам , раскладывая их в определённой последовательности)
• Как называется это явление в природе? (круговорот)
• Что мы можем делать с водой ? (экспериментировать, чтобы узнать свойства воды, показывает схемы проведения экспериментов)
Какие свойства воды ты знаешь (жидкая, прозрачная, бесцветная и т.д.)
• А ты любишь проводить эксперименты?
• Какой эксперимент ты нам сможешь показать (окрашивание воды, изготовление мыльных пузырей и т.д.)
Подводя итог, можно сделать следующие выводы, что лэпбук
помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал, он с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку, развивает творческие способности и коммуникативные навыки,
позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую).
И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Лэпбук "Домашние животные" своими руками для дошкольников
Лэпбук по пожарной безопасности в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Лэпбук для детского сада своими руками на тему: Осень. Младшая группа. Методические рекомендации по
Лэпбук в образовательном процессе в ДОУ