Лэпбук «Ёжик в гостях у осени». Дидактическое пособие по окружающему миру (для детей 3-4 лет)
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию инструкцию по изготовлению лэпбука «Ёжик в гостях у осени».
Данная публикация может быть полезна педагогам ДОУ, работающим с детьми 3-4 лет и родителям.
Автор: Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО Алданский район РС (Я)
Цель: распространение педагогического опыта по созданию дидактического пособия (лэпбука) на тему «Осень».
Задачи: закрепить и систематизировать у детей знания, умения и навыки по темам «Дикие животные осенью»; «Осенние признаки в природе»; «Фрукты, овощи, ягоды»;
развивать у воспитанников навыки счёта до 5; устную речь, логическое мышление, память, воображение и фантазию;
тренировать мелкую и крупную моторику;
воспитывать любознательность и экологическую культуру.
Пошаговая инструкция по созданию лэпбука
Оборудование и материалы
Для изготовления лэпбука я использовала папку с канцелярскими резинками; папку из-под картона; цветной картон; конверты пластиковые и бумажные; декоративные прищепки, клей, ножницы, скотч односторонний и двусторонний;
Для наполнения лэпбука использовала многофункциональное пособие-тренажёр «Ёжик»; разнообразные картинки для дидактических игр; мягкие пазлы; стихи и загадки об осени.Изготовление титульного листа
Для создания титульного листа я взяла картонную папку из-под использованного картона, из которой вырезала «ёжика», надписи выполнила сама, все детали заламинировала и наклеила на обложку при помощи скотча.
1 блок
Дидактическая игра-тренажёр «Ёжик»
Тренажёр «Ёжик» был изготовлен заблаговременно.
Цель: закрепление знаний о диком животном – еже.
Задачи: уточнить, чем питается дикое животное (ёжик); повторить основные цвета; формировать навыки начального счета (до 5) и умения соотносить количество предметов с числом; формировать у детей понятия «один», «много», «мало», «ни одного», «маленький», «большой»; развивать крупную и мелкую моторику; поддерживать интерес к представителям животного мира; воспитывать любознательность и активность.
В прозрачном конверте разместила «Ёжика», выполненного из фетра, на одну его сторону нашиты, кнопки, липучки, крючки – разные виды для крепления деталей. На обратной стороне крепёжки отсутствуют; мобильные детали крепятся непосредственно на основу пособия.
В полупрозрачном конверте находятся детали для игры - «грибы», «ягоды», яблоки» и карточки с цифрами.
С тренажёром – ёжиком дети могут играть как самостоятельно, так и педагогом, родителями.
Вопросы и задания:
-Чем питаются в природе ежи?
-Чем ёжик отличается от других животных?
-Для чего природа наделила его колючками?
-Помогите ёжику сделать запасы на зиму.
-Как вы считаете, будет ли ёжик есть ядовитые грибы? Почему?
-Назовите съедобные и ядовитые грибы.
2 блок
Дидактическая игра «Друзья ёжика». «Разрезные картинки»
Цель: повторение тем «Дикие животные» и «Признаки осени в лесу».
Задачи: закрепить знания об осенних признаках в природе и среде обитания диких животных; формировать умения классификации предметов по содержанию и смыслу; тренировать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
В конверте я разместила разрезные карточки с изображением диких животных и осеннего пейзажа, которые детям предлагается собрать.
Вопросы:
-Найдите лишний предмет (дети указывают на картинку - пейзаж).
-Какое время года изображено на пейзаже?
-Почему вы так решили?
-Как человек должен вести себя на природе (в лесу, на речке)?
Дидактическая игра «Где чей хвост?»
Цель: повторение об особенностях строения тел диких животных.
Задачи: напомнить детям о том, что у каждого дикого животного имеются четыре лапы, одна голова, туловище и хвост; тело покрыто шерстью, есть зубы и когти; развивать устную речь и логическое мышление; тренировать мелкую моторику; воспитывать любознательность.
Детям предлагаются подобрать хвост к животному (волку, лисе и зайцу).
Вопросы и задания:
-Какая часть тела отсутствует у этих животных?
-Подберите хвосты к животным.
-Какие ещё части тела есть у всех животных?
-Для чего животным нужны лапы, клыки, шерсть, хвосты?
Дидактическая игра «Собери пазлы и назови предметы одним словом»
Цель: повторение понятий «фрукты» «овощи», «ягоды».
Задачи: формировать умения классификации предметов; развивать крупную моторику; воспитывать эстетические чувства.
Воспитанникам предлагается собрать мягкие пазлы и назвать предметы одним словом.
Картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод в кармашке периодически заменяются.
3 блок
Для заполнения этой части папки я изготовила конверты из цветного картона «осенних цветов», придав им форму геометрических фигур – прямоугольника, круга и треугольника.
Дидактическая игра «Раскрась предмет и найди его тень»
Цель: повторение темы «Дикие и домашние животные»
Задачи: учить отличать дикое животное от домашнего; повторить название геометрической фигуры – прямоугольника, закрепить названия основных цветов; формировать навыки аккуратного раскрашивания мелких предметов; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к живой природе.
Детям предлагается сопоставить изображение животных (зайца, зебры, лисы, кота) со своей тенью (соединить линией).
Вопросы и задания:
-Определите, где чья тень.
-Назовите лишнее животное.
-Почему вы так решили?
-Назовите других домашних животных.
Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Цель: повторение тем «Овощи» и «Ягоды».
Задачи: учить классификации предметам по определённым признакам; повторить название геометрической фигуры – круга; закрепить названия основных цветов; развивать логическое мышление и фантазию; воспитывать внимательность.
Среди картинок с овощами размещается иллюстрация с ягодой земляникой.
Вопросы:
-Какой предмет лишний? (Земляника)
-Почему? (Это ягода)
-Какие ещё ягоды вы знаете?
-Что можно приготовить из ягод?
-Что можно приготовить из овощей?
Дидактическая игра «Покорми животное и раскрась его»
Цель: повторение темы «Питание диких животных».
Задачи: поговорить об особенностях питания животных; повторить название геометрической фигуры – треугольника; повторить названия основных цветов; развивать логическое мышление, устную речь, мелкую моторику; воспитывать любознательность.
На листе бумаги изображены животные: белка, медведь, заяц, кошка, собака; пища для животных: кость, мёд, орехи, рыба, морковь.
Задание: правильно соединить предметы стрелками.
Вопросы и задания:
-Какое животное чем питается?
-Назовите лишнее животное. (Собака)
-Почему вы так решили? (Она-домашнее животное, остальные-дикие)
-Как нужно относиться к своим домашним животным? А к чужим?
4 блок (для педагогов)
В четвёртом блоке я разместила вспомогательный материал для педагогов:
стихотворения и загадки на тему «Осень» для самых маленьких, а также – упражнения для пальчиковой гимнастики./i]
Стихи об осени
Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди.
Дай еще нам лета,
Солнышка и света.
(А. Тесленко)
* * * * *
Октябрь
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
(В. Берестов)
* * * * *
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
(И. Могилевская)
* * * * *
Летят дождинки
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов)
Упражнения для пальчиковой гимнастики
«Осень»:
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится, – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем. – постучать ногами
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Загадки об осени
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …(Листопад)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?..(Дождь)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (Зонт)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лужи)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Уважаемые коллеги, надеюсь, вам пригодится мой опыт работы!
Желаю всем творческого вдохновения!
Рекомендуем посмотреть:
Лэпбук "Домашние животные" своими руками для дошкольников
Лэпбук для детского сада: Свойства воды
Лэпбук по пожарной безопасности в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Лэпбук в образовательном процессе в ДОУ