Нетрадиционные техники рисования для младших школьников. Рисование Лебедей
Мастер-класс по рисованию. Картина «Лебеди»
Автор: Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию в смешанной технике (гуашь и восковые карандаши) предназначен для учащихся начальных классов, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и показать приемы работы в смешанной технике: гуашь и цветные восковые карандаши.
Задачи:
1) создать изображение лебедя гуашью при помощи ладони;
2) развивать творческое мышление, внимание;
3) воспитывать аккуратность при работе.
Материалы: гуашь, кисти для рисования (белка или пони № 2 и №8; щетина № 3), баночка для воды «непроливайка», цветные восковые карандаши, лист синего тонированного картона.
Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый ... .
(ЛЕБЕДЬ) Наталья Летошко
Каждый согласится, что лебедь, пожалуй, самая величественная и гордая птица из всех существующих на земле. Тело его вытянутое, плотное и округлое, шея равна по длине телу. Оперение у лебедя пышное и густое, с большим количеством пуха.
Изящные и грациозные лебеди: белоснежные наши красавцы или чёрные лебеди из Австралии.Все они вызывают у людей восхищение своей красотой. Недаром в сказках и легендах всего мира эту статную птицу величают царицей или принцем. Лебедь, что называется, «держит осанку». Когда он плывет по водной глади, его движения размеренны и неторопливы. Лебеди любят гнездиться на крупных озерах и предпочитают водоемы, сильно заросшие у берегов тростником и другой водной и прибрежной растительностью.
Лист синего тонированного картона расположить по горизонтали.
На левую ладонь нанести белую гуашь при помощи толстой кисти. Краску наносим очень быстро, чтобы гуашь не успела высохнуть.
(Для маленьких детей рекомендуется развести гуашь с водой в тарелке, для того чтобы дети просто опустили туда ладошку)
Очень аккуратно приложите ладонь к листу бумаги, располагая ближе к левому краю. У вас получится вот такой отпечаток.
Не удивляйтесь если он получился другой, это не страшно (все зависит от количества краски на ладони, от степени нажатия ладони на лист бумаги, от расположения самих пальцев: близко или далеко расположены друг от друга).
Нанесите черную краску на правую ладонь.
Делаем второй отпечаток ладони на тонированном картоне, только теперь уже с правой стороны. Черный отпечаток можно располагать выше или ниже белого. Это дает фантазию для творчества.
Черной краской, сильно разбавленной водой, при помощи все той же толстой кисти, наносим отражение лебедя в воде.
По тому же принципу белой краской делаем отражение под белым лебедем.
Голубой краской делаем произвольные разводы по всей свободной поверхности тонированного картона. Весь фон не заливаем, так как цвет листа и так синий.
Теперь берем фиолетовую гуашь, тоже сильно разбавленную водой, и добавляем фиолетовые разводы.
В левом нижнем углу черной краской делаем основу для камышей. Мазки можно наносить и горизонтально и вертикально.
Пока краска не высохла, меняем кисточку. Берем «Щетину № 3» и темно-зеленой краской делаем вертикальные и наклонные мазки снизу вверх. Создаем ощущение высокой травы. Краска будет смешиваться, возможно, даже растекаться в произвольном порядке – не пугайтесь, так трава будет даже интересней. Самые высокие травинки располагаются ближе к левому краю листа.
Этой же кисточкой и краской наносим более темные блики на гладь воды. Более ярко выделяем отражение в воде черного лебедя.
Наш зеленый островок успел подсохнуть. Берем кисточку (белка № 2) и более светлый оттенок зеленой гуаши. Делаем более яркие мазки разной длины. Таким образом, мы получаем ощущение близкой и далекой травы.
В самой высокой траве рисуем два вытянутых овала черным и коричневым цветом. Это будут «шишки» камышей.
Теперь приступаем к прорисовке черного лебедя. Сначала нарисуем ему хвостик. Для этого с правой стороны «ладошки» проводим две пересекающиеся плавные линии.
Внутреннее пространство между линиями закрашиваем черным цветом.
Фиолетовой краской в середине «ладошки» проводим дугу и закрашиваем ее фиолетовой краской. Мазки наносим снизу вверх. Краска должна быть не очень густая, так чтобы фиолетовый цвет только оттенял черный, а не перекрывал его.
Берем большую кисточку и фиолетовой краской продолжаем рисовать перышки на крыльях лебедя. Сначала наклонными мазками заполняем пространство между «пальцами», а затем оставшееся пространство на самой «ладони».
Этой же фиолетовой краской проводим по шее лебедя, внизу туловища и на хвосте. Таким образом мы создаем объем.
Начинаем прорисовывать белого лебедя. Для его перышек я предлагаю другую технику рисунка. Берем большую кисточку и белую краску. Обмакнув в краску кисточку, мы прикладываем ее к отпечаткам пальцев, располагая под наклоном. Получаются забавные мазки: если краска густая, то отпечатки получаются текстурные, если в краске больше воды, то отпечатки получаются прозрачными. И так и так получается интересно.
Голубой краской, точно таким же образом, мы прорисовываем крылышко. Этот же цвет можно ввести и в хвост. Получаться объемные перышки.
Красной краской рисуем клювы. Они принимают форму вытянутого закругленного треугольника.
Белой краской у черного лебедя и черной краской у белого лебедя на голове рисуем глаз маленькой вытянутой в длину точкой. Основание клюва тоже подчеркнем черной краской.
Работа с краской закончена, работе нужно дать высохнуть. (В это время можно провести физкультминутку)
Меняем технику рисунка. Откладываем в сторону гуашь и берем восковые карандаши. Работа цветными карандашами поверх гуаши создает интересную фактуру, а восковые карандаши в работе удобнее для детей младшего школьного возраста – они не требуют заточки и можно рисовать даже боковой поверхностью.
Работаем с черным лебедем. Наносим штрихи черным восковым карандашом внизу туловища там, где проходит фиолетовая краска. На хвостике делаем три яруса штриховки.
Обводим нижний контур крыла и делаем штрихи по фиолетовому фону. Следим чтобы штрихи были прямые и по возможности параллельные.
Так заполняем все крыло.
Черным карандашом ставим точку на глаз и обводим контур клюва.
Делаем водяные блики. Для этого берем синий, голубой, фиолетовый и черный карандаши и оттеняем нарисованные гуашью блики на воде при помощи штриховки.
Переходим к белому лебедю. Берем голубой восковой карандаш и обводим контур шеи и брюшко лебедя. Не нажимая на карандаш, закрашиваем белую гуашь.
Все тем же голубым карандашом обводим контур хвостика и перья на крыле плавными закругленными линиями.
Часто в сказках эта птица
С горем борется, с бедой.
То предстанет вдруг девицей,
То царевной молодой.
(ЛЕБЕДЬ) Автор: Юрий Чистяков
Переходим к оформлению зеленого островка. Берем темно-зеленый восковой карандаш и прорисовываем контуры травинок. Линии проводим по движению краски. Так как это болотная трава и камыши, то листочки следует рисовать вытянутыми вверх с заостренными концами.
Черным и коричневым карандашами подчеркиваем «шишки» камыша.
Черным карандашом затемняем промежутки между травинками.
Вводим черный карандаш в отражение белого лебедя.
Работа готова . Можно вставлять ее в рамку.
Озеро, лебеди, осень
И тишина как в раю,
Как я друзья мои очень
Край свой до боли люблю…
Владимир Гельм
Такой смешанной техникой можно рисовать различные картины. Я часто практикую ее на своих уроках. Детям она очень нравится. Вот несколько детских работ.
"Пейзаж"
"Озеро"
"Жаворонок"
"Весна"
Желаю всем творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в начальной школе по теме Снегири
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж»
Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс
Похожие статьи:
Рисование картины «Бабочки» в начальной школе
Как нарисовать натюрморт
Рисование ватными палочками в подготовительной группе. Цветы