Внеклассное мероприятие по литературе «Мне о России нужно говорить…»
Автор: Терехова Кристина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Беляевской ООШ, г. Велиж.
Описание: Мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов. Конспект разработан для учителей литературы среднего школьного звена. Удобен для проведения в малокомплектной школе или небольшом классе. Способствует привлечению интереса детей к литературе, расширяет их знания, помогает раскрыть или проявить свои таланты.
Цель: поддержать интерес у учащихся к изучению дисциплины "Литература" и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
* актуализация имеющихся литературных знаний, умений и навыков учащихся;
* развитие интереса и уважения к "Литературе", как учебной дисциплине;
* воспитание патриотизма и поддержание стремления сохранить культурное наследие своей страны и всего человечества.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экран, аудиозаписи, карточки с заданиями, рисунки учащихся на тему «Что для меня Россия».
Заранее с учениками проводится следующая работа: разучивание стихотворений, репетиция песни, поиск высказываний поэтов о русском языке, подбор материала для создания презентации «Русская березка», разучивание танца, подготовка выставки рисунков.
План мероприятия:
1. Вступительное слово ведущего.
2. Тоска по Родине.
3. Гордость за свою страну.
4. Образ березы – образ России.
5. Русский язык – гордость России.
6. Заключение.
Ход мероприятия:
За ясные зори, умытые росами,
за русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
тебя по-славянски назвали Россией.
(из песни «Россия» В. Коротаева)
1. Вступительное слово.
(Звучит гимн Российской Федерации)
Когда мы слышим эти звуки, перед мысленным взором встает твой образ, Россия… Наша страна, наша Родина… Место, где мы родились, самое родное слово и самое приятное на слух. Россия, как вторая мама, растит нас и воспитывает. Мы ею гордимся и восхищаемся.
Для каждого это слово звучит особенно, каждый вкладывает в него свой смысл. Обратите внимание на свои рисунки. Как они разнообразны! Это и природа, и родной дом, и флаг, и герб, и многое другое. Каждый видит в этом слове для себя нечто родное и близкое ему по-своему.
Как для вас многое значит слово Россия, так и для поэтов, песенников, писателей образ России всегда был многогранен. Кто-то ее бескорыстно любил, кто-то по ней тосковал, кто-то ею восхищался… Но для всех родная Русь была единственной и неповторимой!
(Выходят 3 ученика, читают наизусть стихотворение Ф. Сологуба «Гимны Родине»)
2. Тоска по Родине.
- Какое чувство четко прослеживается в этом стихотворении?
(Тоска по Родине, прославление и восхищение природой родного края)
- Верно. Тоска – это самое неприятное чувство, а тоска по Родине просто невыносима для творческой души поэта-патриота. Много стихотворений на эту тему было написано в середине 20 века, когда писателям и поэтам пришлось срочно эмигрировать. Мы часто можем встретить стихотворения на эту тему в творчестве Константина Бальмонта, Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова и многих других. Некоторые потом смогли вернуться в Россию, а кто-то так и остался за границей, так и не смог вернуться обратно, домой… Именно об этом говорится в песне Вероники Долиной «Не пускайте поэта в Париж»
(Звучит песня В. Долиной «Не пускайте поэта в Париж»)
Некоторые из эмигрантов вернулись на родину. Среди них – Марина Цветаева.
«В России все теперь чужое. И враждебное мне. Даже люди. Я всем чужая. Все же я довольна, что покидаю Париж. Я его изжила. Его больше не существует для меня. Сколько горя, сколько обид я в нем пережила! Нигде я не была так несчастна. А теперь я еду в Москву. Сыну там будет лучше. Но мне!.. Выперла меня эмиграция», – признавалась она Ирине Одоевцевой.
(Ученица исполняет песню «Монолог» на стихи М. Цветаевой)
3. Гордость за свою страну.
Конечно, большое количество поэтов жили в самой России и очень гордились своей страной. Этой теме посвящены стихи и даже песни. Они писались с начала существования государства, пишутся они и в наши дни. Поэты неустанно прославляют Россию, восхищаются ее мощью и красотой.
(Ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Россия» А.Л. Прокофьева)
Сколько звезд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз,
Соловьиное горло - Россия,
Белоногие пущи берез.
Да широкая русская песня,
Вдруг с каких-то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
По-родному, по-русски - взахлеб;
Да какой-нибудь старый шалашик,
Да задумчивой ивы печаль.
Да родимые матери наши,
С-под ладони глядевшие вдаль;
Да простор вековечный, огромный,
Да гармоник размах шире плеч,
Да вагранки, да краны, да домны,
Да певучая русская речь!
Каждый день был по-своему громок,
Нам войти в эти дни довелось.
Сколько ливенок, дудочек, хромок
Над твоими лугами лилось!
Ты вовек не замолкнешь, родная,
Не померкнут веснянки твои,
Коль сейчас по переднему краю
Неумолчно свистят соловьи!
Все равно на тропинках знакомых
И сейчас у любого крыльца
Бело-белая пена черемух
Льется, льется - и нет ей конца!
- Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего мероприятия. Это строчки из песни Владимира Коротаева «Россия». Давайте послушаем о чем эта песня.
(Звучит песня В. Коротаева «Россия»)
- О чем эта песня?
( О красоте и силе России, можно понять, что автор гордится своей страной)
4. Образ березы - образ России.
Поэты без устали говорят о красоте природы родного края, своей Родины. Они описывают различные времена года, поля, луга, реки, силу и мощь великой державы, но особое внимание уделяется образу березы. Вы никогда не задумывались, почему именно берёза стала поэтическим символом России?
Наверное, сказители и поэты видели в берёзе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени "Россия".
"Чета белеющих берез" - это часть лермонтовской Родины, "страной березового ситца" предстала она перед Есениным.
И в стихах советских поэтов береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О.Н Шестинский.
Без березы не мыслю России,-
Так светла по-славянски она
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах,
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах.
(просмотр презентации «Русская березка»)
(Презентация содержит картинки с видами березовых рощ, с автоматической сменой слайдов под песню Любе «Отчего так в России березы шумят…» Длительность - 3 минуты.)
5. Русский язык – гордость России.
Еще одной причиной гордиться своей страной является наш язык. Русский язык – самый загадочный, самый красочный, самый непохожий на другие язык. Многие писатели уделяли ему особое внимание в своем творчестве. Их высказывания о родном языке многие из вас знают наизусть. Давайте вспомним их.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи». Николай Васильевич Гоголь
«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Алексей Николаевич Толстой
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Иван Сергеевич Тургенев
«Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей». Максим Горький
А сейчас я хочу предложить небольшую литературную игру. Из данных слов вы попробуете составить четверостишие. Слова можно использовать не все.
(Учитель раздает карточки со словами и чистые листы. Учащиеся разделяются на 3 группы).
Слова: Русь, горжусь, Россия, стихия, Родина, пройдено, страна, сторона, Отчизна, прекрасна.
- Пока участники составляют стихотворения, прошу прослушать песню, которую написал Василий Лебедев-Кумач о своей стране «Песня о Родине».
(Звучит песня).
- Теперь давайте проверим, проснулся ли в ком-то из вас поэт? Пробудила ли ваша любовь к Родине ваши творческие способности к стихосложению?
(Группы читают получившиеся у них стихи)
- Молодцы! Ваши творения просто великолепны! Из вас получились бы отличные поэты! А составить такие прекрасные строки нам помогло знание нашего родного русского языка. Без его разнообразия слов и стилей мы никогда не справились бы. Любите свой язык, гордитесь им и расширяйте свои знания о нем.
6. Заключение.
Каждый поэт обязательно рано или поздно обращается к теме Родины! Сегодня мы вспомнили много стихотворений, как грустных и тоскливых, так радостных и восторженных, прослушали много песен о родной стране, попробовали себя в роли поэтов.
Поэты - счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и нам показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они обостряют, помогают постичь это великое чувство Родины, которое живёт в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах.
Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже, трепетнее будет для нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас - во имя родины, во имя Человека.
Я бы хотела попросить вас, ребята, сказать несколько слов о нашем мероприятии, о своем отношении к Родине.
(Каждый из учеников говорит несколько слов).
Я очень рада слышать, что вы являетесь истинными патриотами своей страны. Надеюсь, что так будет и впредь. Закончить наше мероприятие хочется красочно.
(Танец под песню группы «Непоседы» «Моя Россия»)
Примечание: Мероприятие рассчитано примерно на 40-60 минут. Можно дополнить докладами учащихся и красочной презентацией.
Источники:
* Русская поэзия второй половины ХХ века. М.: Дрофа, 2002.
* Цветкова Г.В. Внеклассная работа по литературе. 5-6 классы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах
Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс
Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса
Похожие статьи:
Интеллектуальная игра по литературе
Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса
Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов
Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова
Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина