Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш общий дом»
Сценарий познавательного досуга
Автор: Кривякова Елена Юрьевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 315 г. Челябинска
Описание.
Вашему вниманию предлагается конспект досуга для детей логопедической подготовительной к школе группы. Досуг направлен на познавательно-речевое развитие, активизацию речи детей, расширение и обобщение знаний о планете Земля и значении воды на земле, интересу к окружающему миру. Использование полученных знаний в игровой, экспериментальной деятельности, а также в быту. Подготовленный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, а также воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Интеграция областей: познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, экспериментальная, познавательная, коммуникативная.
Цель: Расширение и обобщение знаний о планете Земля.
Задачи.
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с планетой Земля.
2. Учить детей пользоваться географической картой.
3. Расширять знания детей о значении воды для всего живого на земле.
4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать крупную и мелкую моторику.
3. Автоматизировать звукопроизношение при звукоподражании.
4. Развивать социально-коммуникативные навыки в совместной деятельности.
Воспитательные:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Ожидаемый результат: Повысится познавательный интерес и желание изучать свою планету, природные явления и окружающий мир.
Предварительная работа:
- Просмотр видео «Солнечная система»
- Беседа «Как появились материки на планете Земля».
- Подготовка ребенка «Легенда о рождении материков».
- Рисование «портрета» планеты Земля.
- Разучивание игр по теме.
- Совместная деятельность «Сердечко своими руками».
Методы и приёмы: художественное слово, демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ
(моделирование), эксперимент.
Условия проведения: групповая комната
(музыкальный зал).
Оборудование:
- Музыкальный центр и аудиозапись песни «Земля в иллюминаторе» слова А. Поперечного, музыка В. Мигули.
- Мультимедийная система.
- Схема материков.
- Стол для опытов: противень, бутылка из-под газированной воды, земля, сода, уксус 9% - 250 миллилитров, пищевой краситель.
- Рация с наушниками.
- Карта Челябинской области.
- Покрывало.
- Перчаточная «кукла-капелька»
- Пустые шаблоны для составления моделей.
- Сердечки с именами детей.
- Контурные карты по количеству детей.
Ход мероприятия
Дети входят в зал, на груди у детей прикреплено сердечко с именем ребенка. На большом экране изображение космонавтов. С помощью наушников выходим «на связь»
(задействуем рацию).
Воспитатель: Космос, Земля на связи. Вы, меня слышите?
(Звучит музыка «Земля в иллюминаторе» слова А. Поперечного, музыка В. Мигули. На экране появляется фотография планеты Земля: вид из космоса).
Воспитатель
(ведет диалог): Ребята, с кем мы выходили на связь?
(ответы детей). О чем космонавты нам сообщили?
(ответы детей). Как вы думаете, почему космонавты грустят по Земле?
(ответы детей). Космонавты живут на планете Земля, это их дом. И мы с вами живём на планете Земля. Земля – наш общий дом. И все мы называемся – земляне. Мы с вами знаем, что все люди на земле живут на суше. Эта суша расположена в разных местах планеты, а называются эти кусочки суши – материки. Вспомним, как же появились материки на планете?
Легенда о рождении материков (рассказывает заранее подготовленный ребёнок).
«Очень-очень давно наша планета была вся покрыта водой. Это был Великий Мировой океан. Но однажды на поверхность океана всплыл огромный материк. Имя его было - «ПАНГЕЯ» – мать Земля. На этой земле часто были извержения вулканов.
Прошло ещё много миллионов лет и этот материк, после многочисленных извержений вулканов раскололся на шесть кусков, которые распылись по океану».
Так, произошли материки на Земле.
Эксперимент (воспитатель проводит эксперимент).
Описание проведения опыта «Извержение»
1. Ставим бутылку горлышком вверх, из-под газированной воды на противень.
2. Засыпаем бутылку землей со всех сторон, не закрывая отверстия.
3. Насыпаем в бутылку соду.
4. Окрашиваем уксус пищевым красителем и заливаем его в бутылку.
5. Из бутылки должна появиться красная пена, которая струится по земляному холмику.
Воспитатель делает вывод: В результате таких вулканических извержений на земле появились современные материки.
Игра «Разноцветные материки»
Воспитатель предлагает рассмотреть силуэты материков, вспомнить названия, уточнить цвет и дать пояснение
(ответы детей).
Например:
Африка – черного цвета – раскаленное солнце, мало воды, черная земля;
Антарктида – белого цвета – солнце светит мало, вечная мерзлота, кругом снег и лед и так далее.
Посмотрите, какая разноцветная планета получилась.
Воспитатель:
- На каком материке мы с вами живем?
(ответы детей). Мы живем на стыке Европы и Азии. Эти две части света соединяют горы. И материк получил название – Евразия.
- Вспомните, как называется край, в котором мы живём?
(рассматривание рельефной карты Челябинской области: горы, реки, озера, города).
- А знаете ли, вы название наших гор?
(Уральские горы). Молодцы.
Игра «Как рождаются горы» (с помощью рук и покрывала дети создают рельеф Уральских гор).
Воспитатель: А можно ли с высоты наших гор увидеть всю нашу планету?
(ответы детей). А как ее можно увидеть?
(ответы детей). Действительно, если подняться в космос, мы увидим наш земной шар. Ребята, к полету готовы? Тогда все в ракету!
Физкультминутка:
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь.
(дети выполняют движения по содержанию текста).
Воспитатель: Вот мы и в космосе. Ребята, кажется, мы оказались в невесомости. Как вы думаете, почему нет невесомости на Земле? Да, потому что Земля притягивает как магнит, не зря говорят: «Земное притяжение»
(на экране появляется планета Земля, вид из космоса). Посмотрите - это наша планета. Юрий Гагарин, когда впервые увидел планету из космоса, назвал её «голубой планетой». Почему она кажется такой голубой?
(на ней много воды). Да, на нашей планете есть океаны, которые не имеют берегов и перетекают один в другой
(показ руками, не сомкнутыми сверху над головой); моря - огромная вода, окруженная сушей
(сомкнутые вперед руки); озера - как чаша с водой. Даже можно увидеть противоположный берег с биноклем, а иногда и без него.
А какое озеро находится недалеко от нашего детского сада?
(озеро Смолино).
А вы любите отдыхать у воды?
Пальчиковая гимнастика «На берегу моря»
К берегу бежит волна
(гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз).
Вслед за ней еще одна.
(левая рука тем же движением догоняет правую руку).
Эта - выше,
Эта – ниже,
(высокая волна правой рукой, немного пониже – левой).
Эта вовсе не видна.
(еле заметная пологая волна правой рукой).
А на берегу морском,
Будем мы играть с песком.
(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его).
Будет башня из песка,
Как до неба, высока.
(Поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
Встать на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни).
Воспитатель: Вот подул ветер
(произносим звук «Ш»); и наша башня рассыпалась
(произносим звук «С»).
Воспитатель надевает перчаточную «куклу-капельку»:
«Здравствуйте, ребята! Я капелька. Как вы думаете, кому на Земле я нужна?»
Дети отвечают, воспитатель зарисовывает на шаблонах правильные ответы детей, в виде 6 схем.
Воспитатель: Вода является источником жизни на Земле.
(Капелька прощается и исчезает).
Воспитатель: Пора возвращаться на землю. Выхожу на связь
(передает по рации): Земля, Земля, ты готова принять нас? Все в ракету!
А сейчас мы с вами, дети,
Все домой летим в ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета вниз.
(Дети выполняют движения по содержанию текста)
Воспитатель: Вот мы и дома. Много нового и интересного мы узнали сегодня о нашей голубой планете. Что на планете есть и суша, и вода. А без воды на Земле ничего не может быть живого. А пока мы путешествовали, наш космический компьютер сфотографировал Землю с разных сторон, посмотрим фотографии?
Просмотр видеоряда (картинки в соответствие с текстом) под чтение стихотворения.
Любимая наша Земля:
Это озера, луга и поля,
Лесные ключи, родники и пруды,
Море, пустыни, долины, сады.
Горы, овраги, леса, города.
Ясное солнце, ночная звезда.
И облака, что идут чередой,
И купол небесный над головой:
То серый, то синий, то голубой.
Звери и птицы, и мы с тобой.
Воспитатель: Ребята, очень красива наша планета. Относитесь к ней бережно и с любовью! А я вам дарю контурные карты, сделайте нашу планету красивее и ярче.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий музыкально-оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тебе, мой край родной!»
Сценарий экологического досуга в подготовительной группе
Сценарий познавательного досуга в подготовительной группе
Литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, мой край родной» для подготовительной группы