Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий экологического досуга в подготовительной группе

Сценарий экологического  досуга  «В зимнем лесу» (для детей подготовительной к школе группы).
Автор: Каракозова Млада Вебертовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида», г. Сыктывкара Республики Коми.

Описание: материал разработан для детей подготовительной к школе группы. Сценарий может быть полезен педагогам подготовительных к школе групп и родителям.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Цель: систематизировать знания детей о зимующих птицах и животных; о деревьях; о правилах поведения в лесу.

Задачи:
- закрепить представление детей об особенностях приспособления птиц и животных к окружающей среде;
- развивать познавательный интерес к жизни обитателей леса, логическое мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы; закрепить умение отвечать на вопрос полным ответом;
- развивать умение действовать в команде;
- совершенствовать умение сочинять загадки;
- воспитывать сочувствие к животным и птицам, осознание взаимосвязей в природе.

Предварительная работа:
- беседы и рассказы о жизни птиц и животных зимой, о зиме;
- рассматривание предметных картинок птиц и животных, деревьев;
- рассматривание картин И. Левитана «Лес зимой», И. Шишкина «Зима в лесу»;
- лепка, аппликация, рисование (в том числе и по трафаретам) птиц и животных, деревьев;
- наблюдение за зимующими птицами;
- составление, разгадывание загадок о животных, птицах, деревьях;
- чтение пословиц и поговорок о зиме, животных, птицах, деревьях;
- чтение рассказов советских писателей и поэтов (Н. Рубцов «Про зайца»; К. Коровин «Белка»; Е. Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему», М. Пришвин «Беличья память», «Беляк», «Звери-кормильцы», «Зайцы-профессора», «Смертный пробег», «Сметливый беляк», «Деревья в лесу», И. Соколов-Микитов «Зимой», Г. Скребицкий «Кто как зимует», «»Чем дятел зимой кормится», «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует», «Посмотри вокруг»; Н. Плавильщиков «Не видевши – не поверишь»);
- заучивание стихотворений «Береза» С. Есенина, «Зима» И. Сурикова;
- рассматривание и чтение энциклопедий о птицах, животных и деревьях;
- просмотр презентаций «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Деревья зимой»;
- дидактические игры «Кто, где живет?», «Чьи следы?», "Кто чем питается?», «Назови дерево»;
- собирание разрезных картинок «Собери животное (птицу)»;
- изготовление эмблем елочек и снежинок для команд.

Материал:
- эмблемы (для каждой команды, по количеству детей);
- 2 магнитные доски, фишки; колокольчик;
- магнитофон, аудиозапись «Хорошо, что снежок пошел» Е. Сидельниковой;
- предметные картинки с изображением: березы, ели, сосны, тополя (зимой); веток сосны, почек березы, следов зайца, следов волка; вороны, синицы, снегиря, лося, свиристели;
- трафареты: волка, лося, тетерева, дятла;
- 10 деталей птиц (на каждую команду), 2 клея, 2 альбомных листа;
- картинки: распотрошенные шишки (обедал дятел), гнезда клеста, дупла белки;
- 2 ватмана, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры;
- табличка «Жюри»; шапочки для капитанов; медали по количеству участников (за I и II место),
- раскраски в качестве призов с изображением животных и птиц.

Ход мероприятия: Соревнуются дети двух подготовительных групп, из которых  набираются команды численностью 10 человек (названия команд: «Снежинки» и «Елочки»). Остальные дети приглашены на викторину в качестве болельщиков.

Звучит аудиозапись музыки «Хорошо, что снежок пошел» Е. Сидельниковой.

Команды заходят под музыку (у каждой команды соответствующие эмблемы) и садятся друг напротив друга.

Ведущая: - Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Сегодня мы с вами проведем экологическую викторину «В зимнем лесу». Я буду ведущей. Соревноваться будут дети из двух подготовительных к школе групп.  Сегодня мы узнаем, какая команда больше знает о жизни животных, птиц, деревьев в зимнем лесу. Оценивать ваши ответы будет жюри – воспитатели нашего детского сада (представить). Сейчас я вам напомню правила викторины: уметь спокойно вести себя, не выкрикивать, отвечать полным ответом, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Та команда, которая наберет большее количество фишек – выигрывает. Давайте начнем с разминки. Предлагаю отгадать загадки:

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

Много бед таят леса,
Волк, медведь там, и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? - … (зайка)

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг.
И к зиме не улетает,
На далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды,
И пригорок, и пустырь -
Раскрасавец красногрудый,
Житель севера … (снегирь)

Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей ее в лесу,
И узнали мы…(лису)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт? (клест)
                                                      
Зверька узнали мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (белка)                  

Перед каждым заданием звенит колокольчик (помогает быстро собрать внимание детей).
Задание № 1. Назвать как можно больше животных и птиц, зимующих в лесу.

Задание № 2.  Отгадать название дерева (в зимнем лесу), изображенного на картинке (береза, ель, сосна, тополь).

Задание № 3. Викторина «Как вам зимой, в лесу, живется - птичкам и зверюшкам?». Вопросы задаются командам поочередно.

Вопросы:
1) Какие птицы прячутся от морозов в снегу? (тетерева, глухари, рябчики, куропатки).
2) У какого животного самый теплый дом? (у белки, температура в любой мороз 18-19 градусов).
3) Какой самый вкусный корм для зайца зимой? (кора осины, для зайцев она самая полезная и вкусная).
4) Как лиса добывает корм из-под снега? (мышкует – прислушивается, слышит беготню под снегом мышей, барабанит по снегу, мыши выскакивают – лиса ловит).
5) Почему в народе говорят «Волка зимой ноги кормят?» (волк должен бегать много и быстро, он ловит на ходу, если волк не добудет пищу, то в холод погибнет).
6) Какие птицы выводят потомство птенцов в лютые морозы и почему? (клесты, много корма).
7) Какая зимующая птица прилетает на сало зимой? (синица).
8) Кто зимой дружит с дятлом? (синица, т.к. у дятла выпадает часть насекомых, которых он легко достает из глубины дерева, а синица быстро их подбирает).
9) Какой зверь страшен зимой белке? (куница, выгоняет из дупла, съедает запасы).
10) Почему лоси в морозы лежат в снегу и не двигаются? (перед морозом бывают снегопады, и лоси укрываются от холода снежным одеялом, сохраняют силы).
11) Какое дерево сбрасывает хвоинки на зиму? (лиственница).
12) Чем покрываются веточки деревьев на зиму? (специальным защитным слоем, который предотвращает испарение влаги).

Задание № 4. Командам раздаются картинки с изображениями вороны и  синицы.  Надо составить загадку (отгадывает другая команда).

Задание для болельщиков. По очертаниям на бумаге определить название животного или птицы (предлагаются трафареты: волка, лося, тетерева, дятла). Болельщики могут помочь своей команде заработать фишку.

Задание № 5.
1) Показ ветки сосны.
- Что это? Кто лакомится этими ветками зимой (лось, это для него самая полезная пища).
2) Показ почек березы.
- Что это? Кто лакомится этими почками (лесные птицы – тетерева, глухари, рябчики).
3) Показ следов зайца.
- Кто сумел побывать под этим кустом?
4) Показ следов волка.
- Кто рыщет по снегу – кого-то ищет?

Физминутка: подвижная игра «Изобрази животного (птицу)». Играют участники и болельщики. Ведущий называет животного (птицу), а дети имитируют его (ее) движения и звуки (волк, ворона, лиса, воробей, лось, белка и т. д.).

Задание № 6. Конкурс капитанов. На столе перед каждым капитаном лежит 10 деталей птиц. Надо выбрать 4 детали, собрать изображение зимующей птицы, и сделать аппликацию (при ответе назвать эту птицу).

Задание № 7. Надо ответить на вопросы:
1) Для чего зайцу длинные уши? (чтобы лучше слышать опасность).
2) Для чего лисе нужен красивый хвост? (хороший руль, одеяло в холода).
3) Каких птиц можно назвать северными попугаями? (клестов).
4) Какое животное спит только в лютые морозы, а в остальное время гуляет? (белка).
5) (показ картинки) Как эта птичка называется и почему? (синица; за синие перья на крыле).
6) (показ картинки) Кто это? Как его называют и почему? (лось; называют сохатым, потому что рога похожи на соху).
7) Кто повесил грибы на дерево? (белка).
8) (показ картинки) Кто здесь обедал? (дятел).
9) (показ картинки) Чье гнездо на ветке ели? (клеста).
10) (показ картинки) Кому дупло хранит тепло? (белке).

Задание № 7. Назвать как можно больше поговорок и пословиц о животных и птицах, зимующих в лесу.

Ведущая: - Какие вы молодцы! Как много всего знаете!
- Птиц, зверей, оберегайте,
И всегда им помогайте!

- Ребята, а как надо вести себя в лесу?
(Дети называют правила поведения зимой в лесу: не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбрасывать снег с веток).

Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Только ты не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай,
Никогда не забывай
Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.

Задание № 8. Предложить каждой команде на листе ватмана нарисовать картину зимнего леса с животными, птицами, деревьями.

Ведущая: - Как красивый зимний лес! Вы настоящие художники! Заканчивается наша викторина. Давайте подведем итоги, посчитаем, чья команда набрала большее количество фишек.

Награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий музыкально-оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тебе, мой край родной!» Сценарий экологического праздника Цветов в детском саду для детей старшего дошкольного возраста Сценарий осеннего экологического праздника в подготовительной группе ДОУ Экологический КВН в подготовительной группе

Похожие статьи:

Сценарий праздника «День леса» в детском саду

Сценарий развлечения по правилам пожарной безопасности в старшей и подготовительной группе
Опубликовано: 3937 дней назад (10 февраля 2014)
Просмотров: 6851
+3
Голосов: 3
Вера Александровна Цыгульская # 10 февраля 2014 в 20:57 +1
Всегда очень радует, когда воспитатели знакомят детей с природой моего родного края республики Коми. Спасибо вам за прекрасный сценарий и за то, что учите детей любить свою малую родину!
Каракозова Млада Вебертовна # 11 февраля 2014 в 09:55 0
Спасибо, Вера Александровна! В детском саду очень важно заложить основы экологического воспитания, причем целенаправленно и на нравственной основе, настойчиво и умело.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста шире, чем природоохранительная работа, и строится на понимании детьми закономерностей, зависимостей, существующих в природе, на приобщении к широкому кругу общечеловеческих ценностей, на формировании интереса к природе, бережного отношения к ней.
Наталия Александровна Клюка # 12 февраля 2014 в 22:36 +1
Млада Вебертовна, мне очень понравился Ваш сценарий экологического досуга. Задания очень интересные, разнообразные и непростые. Требуется большая предварительная работа. Такое развлечение можно проводить и с младшими школьниками, им тоже будет интересно! Внесение соревновательного момента заряжает детей на активизацию своих действий, проявление смекалки и сообразительности. После подведения итогов жюри, думаю, стоит поощрить всех участников конкурса и детей-зрителей, а победителям вручить медальки. Очень хороший сценарий, мой голос Вам +1!
Каракозова Млада Вебертовна # 13 февраля 2014 в 14:14 0
Наталия Александровна, спасибо за теплый комментарий!  smile Досуг, действительно, получился интересный, дети ОЧЕНЬ переживали за своих участников, особенно, когда капитаны защищали честь своей команды. Согласна с тем, что стОит поощрить детей-зрителей; победители же получили медали за I и II места.  dance
Валентина Николаевна Мельникова # 15 февраля 2014 в 12:53 +1
Млада Вебертовна, Замечательный сценарий экологического досуга. Задания не простые, заставляющие ребенка подумать, порассуждать, а также интересные, познавательные, разнообразные. Видно по сценарию - вами проведена большая предварительная работа. Внесение соревновательной нотки  дает детям толчек к активным действиям, с помощью таких развлечений у детей проявляются такие личностные качества, как: коммуникабельность; эмоциональная устойчивость; открытость к новому; сознательность; доброжелательность. Очень хороший сценарий, мой голос Вам +1!
Каракозова Млада Вебертовна # 15 февраля 2014 в 14:02 0
Валентина, благодарю за комментарий!  smile Проведение такого досуга, действительно, требует большой предварительной работы. Очень важно поднять уровень знаний о природе, экологического мышления в сочетании с познавательной действительностью. Важно также формировать уважение ко всему живому, творческой силе природы, воспитанию высокой нравственности и приобщению к национальной культуре.
Ирина Владимировна Якимова # 24 марта 2014 в 11:44 +1
Очень насыщенный, интересный и полезный сценарий! Задания разнообразные, заставляют задуматься не только детей, но и взрослых! Нужна очень серъёзная подготовка, чтобы справиться со всеми заданиями. Меня, как педагога по театрализованной деятельности, порадовал момент театрализации, когда ребятишкам нужно было изобразить какое-либо животное или птицу. Можно было использовать в этой игре музыку, которая помогла бы полнее раскрыть какой-либо образ. Спасибо, Млада Вебертовна, за этот материал!
Каракозова Млада Вебертовна # 24 марта 2014 в 20:23 0
Ирина Владимировна, спасибо за комментарий! Действительно, использование музыки в игре было бы очень даже кстати. Обязательно воспользуюсь Вашим советом!  smile