Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методические рекомендации по созданию художественного образа героя в театрализованной деятельности старших дошкольников

Методические рекомендации по созданию художественного образа героя в театрализованной деятельности дошкольников
Автор: Кругляк Лариса Фёдоровна
Место работы: музыкальный руководитель МБДОУ №13, город Уфа республики Башкортостан

Описание работы:
Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности разработаны для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования.
Данные рекомендации содержат 5 этапов работы с детьми старшего дошкольного возраста над театральным образом. Это интегрированный курс, который совмещает в себе занятия по развитию речи, музыкальные занятия, ритмику, театрализованные игры.

Театр – это яркое событие в детском саду. Дети смеются и радуются вместе с героями, грустят и огорчаются вместе с ними. Впечатления от театра незабываемы и помогают детям ценить дружбу, проявлять отзывчивость и доброту к окружающим. Дети начинают с удовольствием подражать герою, перевоплощаться в полюбившийся образ.
Чтобы подготовить детей к активному участию в театрализованном представлении педагогу необходимо грамотно спланировать и организовать свою работу с детьми. Как это сделать рассмотрим на примере плана работы над образом героя Тыква по сказке Д. Родари «Приключения Чиполлино».

Важно понимать, какие средства выразительности необходимо использовать в работе с детьми, чтобы образ был ярким и выразительным:
• Речь - «Как говорит Тыква»;
• Мимика - «Какой он (Тыква) по характеру и по настроению»;
• Позы, жесты, движения - «Как двигается Тыква»;
• Музыка - «Музыкальный образ Тыквы»;
• Костюмы - «Художественный образ Тыквы».

Работа над образом Тыквы займёт до 5 этапов. Рассмотрим подробно каждый этап с поставленными педагогическими задачами и практической частью.
1 этап. « Образ героя Тыквы».
Задачи:
1. Познакомить детей с героем сказки «Чиполлино» Д.Родари Тыквой.
2. Учить детей правильно понимать эмоционально-выразительную сторону героя, его чувства, его характер.

Практическая часть:
1. Беседы: - «Ситуации, в которые попадал Тыква»;
- «Характер, настроение и поведение Тыквы в зависимости от данной конкретной ситуации, в которую попал Тыква».
2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
2 этап. Речь. «Как говорит Тыква».
Задача:
Способствовать развитию речи детей, воспитывая у них отношение к слову, как к выразительному средству общения.
Практическая часть:
1. Чтение контрастных текстов.
2. Упражнение на развитие выразительности речи «Здравствуйте, игрушки». (Поздороваться с Петушком – весело, с Зайкой – грустно и т.д.)
3. Игра «Слово веселит, слово утешает, слово огорчает». (В соответствии с заданием «Ты будешь веселить своего друга», «Ты будешь утешать своего друга», «Ты будешь огорчать своего друга» выбрать соответствующую картинку и озвучить её, передавая настроение).



4. Закрепление диалогов и реплик Тыквы по сценарию. Выделение наиболее значимых слов. Определение особенностей речи героя.
3 этап. Мимика. «Какой он, Тыква».
Задача:
Развивать эмоционально-выразительную сферу детей.

Практическая часть:
1. Рассматривание иллюстраций с ярко выраженной мимикой героев (любых сказок по выбору педагога).
2. Рисование эмоций с помощью шаблонов («Психогимнастика» М.И. Чистяковой). Например, нужно изобразить «грусть». Ребёнок на шаблоне рисует опущенные брови и уголки рта.

3. Подбор шаблонов к герою Тыква в разных ситуациях. Например, страх перед синьором Помидором (герой поднимает высоко брови, округляет рот).


4. Работа с зеркалом.
4 этап. Позы, жесты, движения. «Как двигается Тыква».
Задача:
Совершенствовать художественно-творческие способности у детей, развивая пластику, ритмичность, выразительность движений.

Практическая часть:
1. Упражнение «Зайка» на развитие игрового творчества. (Педагог читает стих и просит ребёнка показать, как шёл зайка домой, с каким настроением он шёл).

• «Раз осеннею порой зайка шёл к себе домой.
Шёл он по тропинке, нёс грибы в корзинке.
Грибы не долго искал, быстро их собрал».
(Ребёнок изображает радость в движении, движется поскоком, движения рук «размашистые» и др.)

• «Как я боюсь! Чего не знаю!
Дрожу от страха, даже замерзаю!
Всё бояться надоело! Все страхи прочь!
Я самый смелый! Я самый смелый!
Вот чудеса, мне не страшна даже лиса!»
(Ребёнок изображает страх, движется с полусогнутыми коленями, оглядываясь по сторонам, голова «втянута в плечи» и др. К концу стиха постепенно ноги выпрямляет, спина выравнивается, голова поднимается и др.)

• Мама – зайчиха ругает зайчика:
«Осенние подарки нужно собрать с грядки!
Что же ты гуляешь! Никому не помогаешь!
Все готовятся к зиме!
Помогать ты должен мне!»
(Ребёнок изображает печаль, голова и плечи опущены вниз, идёт «шаркающей» походкой и др.)

2. Задания «Тыква» на развитие театрально-художественных способностей:
• «Я построил себе дом.
Хорошо живётся в нём!
Здесь уютно и тепло,
И просторно, и светло».
(Показать, используя полученный ранее опыт от выполнения упражнения «Зайка», как радостный Тыква идёт к друзьям, чтобы рассказать о новом построенном доме.)

• Помидор говорит:
«Законы надо соблюдать!
Я этот дом велю сломать!!!»
(Показать, используя полученный ранее опыт, как Тыква со страхом встречает сеньора Помидора и его солдат).

• Лимон говорит:
«Это как же ты посмел!
Иль в темницу захотел!
Иль забыл ты мой закон!
Уходи отсюда вон!»
(Показать, используя полученный ранее опыт, как Тыква идёт к друзьям, чтобы рассказать о том, как его выселили из дома).
5 этап. Музыкальный образ Тыквы.
Задача:
Использовать музыку, как средство выразительности, содействуя развитию актёрских способностей детей.

Практическая часть:
1. Слушание музыкальных характерных пьес.
(Распознавание эмоций, настроений, чувств переданных в музыке. Беседы о характере пьесы и подбор шаблонов с различной мимикой).

2. Игра «Музыкальные загадки».
(Слушание знакомых музыкальных пьес и узнавание образов, раскрываемых в музыке. Например: «Марш гусей» муз. Бик Канэда; «На слонах в Индии» муз. А.Гедике и др.)

3. Музыкально - ритмические этюды на развитие выразительности жестов, движений:
• «Тыква строит дом»;
• «Тыква покидает дом».
(Сыграть небольшую сценку из спектакля под музыку, соответствующего характера и настроения).

6 этап. Костюмы. Художественный образ Тыквы.
Задачи:
1. Сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с речью, с пением.
2. Побуждать детей выразительно передавать образ Тыквы, используя средства выразительности: речь, мимику, пластику, жесты, движения.

Практическая часть:
1. Репетиции с использованием костюмов и атрибутов по сценарию сказки.

По аналогии проводится работа над образами других героев. Например, Чиполлино.


2. Показ спектакля детям среднего и старшего дошкольного возраста, родителям.

Работа педагога не должна сводиться только к распределению ролей, заучиванию текста, изготовлению костюмов или масок. Педагогу необходимы знания по технологии актёрского мастерства.
Используя в работе над театром описанные выше этапы, педагог поможет детям приобрести опыт и навыки. Их герои будут яркими и характерными, полными жизни. Только имея знания и умения, дети проявят творчество.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий театрализованного развлечения для старших дошкольников Театр во 2 младшей группе Настольный театр по русским народным сказкам своими руками Драматизация русской народной сказки в подготовительной группе
Участник №7 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2017 года
Музыкальное развлечение в старшей группе детского сада по ПДД. Сценарий
Опубликовано: 2749 дней назад (13 июня 2017)
Просмотров: 3141
+4
Голосов: 4
Софья Владимировна Юхнина # 14 июня 2017 в 12:12 0
Лариса Фёдоровна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Методические рекомендации по созданию художественного образа героя в театрализованной деятельности дошкольников".
Грамотно выстроен материал, каждый этап подробно, доступно описан. Разработка обогащёна яркими, качественными, соответствующими иллюстрациями. Вы создаёте условия для работы над театральным образом персонажа. Сохранила материал в закладки, сравнила бы Вашу работу с Азбукой по театрализованной деятельности.
Примите мой первый голос в Вашу копилочку, ВДОХНОВЕНИЯ ВАМ!!!
Лариса Федоровна Кругляк # 14 июня 2017 в 21:57 +1
Софья Владимировна, спасибо за Ваш комментарий. Посетила Ваш блок...обязательно изучу Ваш опыт работы (заинтересовали интегрированные занятия, сюрпризные новогодние моменты и занятия по хореографии).
Не знакома с Азбукой по театрализованной деятельности. Нашла "Театральную Азбуку" автор Надежда Мамонтова...там больше говорится о системности, планированности, развитии развивающей среды......но о развитии художественного образа не увидела информации.
Спасибо, Софья Владимировна за Ваш голос. Успехов Вам!!!!
Полина Николаевна Зверуго # 22 июня 2017 в 19:43 0
Лариса Федоровна, добрый вечер! Ознакомилась с Вашим материалом. Хочется отметить множество положительных моментов: подробное изложение приемов и техник, отличный подбор фотоматериала, иллюстрирующий основные моменты, интересные и по-настоящему занимательные игры для детей дошкольного возраста! Понравилось то, что все завершается подбором яркого костюма сказочному герою, а также сам показ театрализованного представления. Вы открыли занавесу сущности театрального искусства! Голосую с большим удовольствием!
Лариса Федоровна Кругляк # 22 июня 2017 в 21:16 0
Полина Николаевна, спасибо за Ваш комментарий. Буду очень рада, если мой опыт поможет Вам в работе с детьми.
Валентина Михайловна Скрипникова # 4 июля 2017 в 22:41 0
Замечательная методическая разработка!