Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Несмеяны в мире Эмоций»
Автор: Криволапова Наталья Михайловна, педагог-психолог, МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 315 г. ЧелябинскаАктуальность:
В ФГОС ДО целевые ориентиры определены в соответствие с социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. К целевым ориентирам эмоционально-волевой сферы ребенка относятся: способность договариваться; учитывать интересы и чувства других; адекватно проявлять чувства, в том числе чувство веры в себя, старается адекватно разрешать конфликты; может контролировать движения и управлять ими; способен к волевым усилиям; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Чувства и эмоции выполняют две функции: сигнальную и регулирующую, в связи с чем, психологи рекомендуют знакомить детей с чувственной стороной жизни ребенка, его переживаниями, эмоциональными состояниями, начиная с самого раннего возраста.
Описание:
Развлечение разработано с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, и представлено в виде игровых заданий с использованием театрализованной деятельности. Представленный материал будет интересен для воспитателей, психологов, дефектологов ДОУ.
Интеграция образовательных областей: познавательное и социально-коммуникативное развитие.
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
1. Закрепить знания о чувствах, настроении и эмоциях.
2. Активизировать интерес к чувствам и переживаниям окружающих.
3. Способствовать принятию любого эмоционального переживания.
Развивающие:
1. Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.
2. Развивать эмпатию (умение сочувствовать и сопереживать).
3. Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля.
Воспитательные:
1. Воспитывать терпимое отношение к чужим недостаткам.
2. Воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.
3. Воспитывать умение вежливо общаться с окружающими.
Ожидаемый результат: дети приобретут уверенность в выражении разных эмоций; смогут использовать полученные навыки и умения в повседневной жизни, а именно терпимее относиться друг к другу, регулировать свое эмоциональное состояние; учитывать эмоциональное состояние окружающих.
Предварительная работа с детьми: реализация цикла психологических занятий по теме «Мое настроение, чувства и эмоции».
Место проведения: музыкальный зал.
Оформление зала: центральная стена оформлена в виде царского дворца: трон, вазы с цветами, коврик; на боковых стенах висят картинки сказочных героев, выражающих разные эмоции, разноцветные шары.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи: П.И. Чайковский «Вальс цветов», песня «Улыбка» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского; тематический словарь в картинках А.Д. Вильшанская «Я и мои чувства, настроение, эмоции»; цветок; колокольчик, медальки с изображением улыбки по количеству детей.
Действующие лица: Царевна Несмеяна, Царь, Емеля, Фея – взрослые.
Участники развлечения: дети подготовительной к школе группы.
Ход развлечения
Звучит музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского «Улыбка», в зал входят дети, садятся на стульчики.
Ведущий (в роли ведущего психолог) приветствует ребят: Здравствуйте дорогие ребята. Посмотрите, как сегодня красиво в зале. Как вы думаете, почему?
(ответы детей). Вы любите приключения?
(ответы детей). Прислушайтесь, я слышу чьи-то шаги, а вы слышите?
В зал входит
Царь: Здравствуйте люди добрые! Красны девицы да добры молодцы! Ох, и горюшко у меня приключилось. Несмеяна царевна, дочь моя любимая день и ночь ревет, слезы горькие льет, мне царю батюшке, покоя не дает.
С плачем заходит царевна
Несмеяна с ведрами: А-а-а! У-у-у! Батюшка – а-а-а! (причитает)
Царь: Да тут, я тут! Ох, ты, Горемычная! Что на сей раз с тобой приключилось?
Несмеяна: Мамки-няньки разбежались, меня одну – у- у-у, оставили – и-и-и! А я уж два ведерка слез наплакала, вот смотри – правым глазом больше, чем левым!
Царь: заглядывает в ведра: А, по-моему – левым больше, чем правым!
Завязывается спор.
Несмеяна: Нет! Правым больше, чем левым!
Царь: Нет же, левым больше!
Несмеяна: А-а! У-у! Нет правым! Нет правым!
Царь: вытирает ей слезы: Хорошо, хорошо! Только не реви! Горе ты мое.
Несмеяна: Нет, буду реветь, буду! А-а! У-у!
Царь: Ой, ребятишки! Может, вы поможете Несмеяну развеселить, распотешить! Совсем от слез ее житья в моем царстве не стало! Даже замуж такую реву никто не берет!
Ведущий: Ребята, поможем Царю, Несмеяну успокоить да развеселить?
(ответы детей). Хорошо, а я знаю, кто нам будет помогать – Фея. Но чтобы она появилась, я предлагаю всем закрыть глаза, и не подглядывать.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов»
(ведущий надевает шляпу с длинной вуалью, превращается в Фею, звенит колокольчиком): открывайте глаза.
Фея:
В мире Эмоций есть разные лица,
Счастливые, грустные, добрые, злые.
В мире Эмоций нет превосходства,
Живут все эмоции рядом и вместе.
А я в этом мире Эмоций - Фея.
С большим уваженьем слежу я за ними,
Как уживаются в этой стране
Злость и печаль, радость, обида,
Сменяя друг друга, когда это надо.
Фея: Знаю, знаю, слышала, что у вас случилось. Предлагаю всем вместе отправиться в мир Эмоций. Согласны!?
(ответы детей).
Несмеяна: А-а-а не хочу, ревет
(машет руками).
Фея: Несмеяна, а мы уже здесь, в мире Эмоций. Посмотри вокруг, как здесь интересно, много разных лиц.
Несмеяна: У-у-у плачет, все одинаковые.
Фея: Ребята, а вы тоже так считаете
(ответы детей).
Игра «Поменяйтесь местами те, кто сегодня …»
(грустил; удивлялся; хотел узнать новое, плакал, ссорился, упрямился, капризничал, боялся, радовался).
Вот видишь Несмеяна, какие мы все разные.
(Стихи А.Д. Вильшанской. Мир человека)
Фея: Настроение у нас бывает разным –
И прекрасным может быть и безобразным.
Мы, то плачем, то хохочем, веселимся,
Мы волнуемся, грустим, порой стыдимся.
Мы подаркам очень рады в день рожденья,
Огорчаемся в минуты невезенья.
Поделиться мы своей улыбкой можем
И взглянуть на друга иногда построже.
Лица могут нам о многом рассказать:
Присмотрись и научись эмоции читать.
Ребенок читает стихотворение:
Что за день, ну просто чудо!
Солнца лучики повсюду,
Рита в радостном волненье,
Ведь сегодня день рожденья!
Нужно ей гостей принять,
В игры с ними поиграть,
Всех ребят развеселить!
Фея: Несмеяна – о каком чувстве нам рассказала (имя ребенка).
Несмеяна: А-а-а, не знаю.
Фея: А вы ребята догадались? Как можно назвать чувство, которое испытывает Рита?
(радость). Почему она радостная? Что вызвало у нее радостное чувство? Найдите в тематическом словаре картинку и расскажите Несмеяне по каким признакам можно понять, что человек радуется?
(у него глаза «смеются», рот в широкой улыбке, лицо доброе, глаза блестят и так далее). Как мы называем человека, который радуется? Какой он?
(веселый, радостный, счастливый, восторженный). Молодцы ребята.
Фея: Запоминай Несмеяна поговорку: «Когда человек радуется – настроение у него веселое».
Фея приглашает следующего ребенка, он читает стихотворение:
За окошком солнце светит,
Во дворе гуляют дети.
Оля кашляет с утра,
Дома ей сидеть пока.
И нерадостны игрушки,
Ей нужны сейчас подружки.
Грустно Оленьке одной,
Что же делать ей с тоской?
Несмеяна: У-у-у, здесь легко догадаться, тоска-а-а-а!
Фея: Ребята удивим Несмеяну и назовем это чувство по-другому
(грусть, печаль, огорчение, уныние, горе, хандра). По каким признакам можно понять, что человек грустит? Рассматривание картинки из тематического словаря
(у него наклонена голова вперед, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены и так далее). Какие чувства можно испытывать к человеку, когда он грустит?
(сочувствие, жалость, грусть). Какие слова надо говорить, чтобы человек перестал печалиться? Молодцы.
Фея: Несмеяна, люди говроят: «Когда человек грустит – настроение у него печальное».
Несмеяна: Да легко вам говорить, а мне всегда грустно и плакать хочется.
Фея: Это потому, что ты совсем не знаешь, мир Эмоций.
Стихи читает третий ребенок:
Я боюсь всего на свете:
За окном бушует ветер,
Тень ужасна у комода,
И за дверью ходит кто-то,
Страшно каркает ворона.
Вещи словно оживают,
Вновь и вновь меня пугают,
Но включает мама свет –
Страху сразу нет, как нет!
Несмеяна: А-а-а, батюшка царь, меня дети пугают, мне страшно
(плачет).
Царь: Ребятушки, помощи-то от вас никакой. Напугали Несмеянушку, вместо того, чтобы развеселить
(царевна продолжает громко плакать). Сейчас, сейчас доченька что-нибудь придумаю.
Звучит задорная русско-народная песня «Ах вы - сени», в зал заходит Емеля с балалайкой.
Емеля: Что за шум, что за рев? Здесь, не стадо ли коров?
Царь: Нет, здесь не коровушка, есть у нас Несмеяна-ревушка! Емеля ты хороший, да пригожий, да веселый, развесели мою дочь Несмеяну, я тебе ее в жены отдам!
Емеля: Да на что она мне? Что я с ее слезами делать-то буду, огурцы, что ли солить?
Царь: Развесели Емелюшка, Полцарства в придачу отдам!
Емеля: О-о! Полцарства, говоришь? Что ребята, развеселим Несмеяну!
Фея: Как же ребята должны Несмеяну развеселить, коли она слушать ничего не хочет. Прежде, чем веселить, надо успокоить ее. Ребята, что можно сделать, чтобы успокоиться
(ответы детей). Молодцы. Предлагаю вам сделать релаксационную гимнастику «Спокойные цветки»
(текст Н.Ю. Куражевой. Цветик-семицветик.). Несмеяна повторяй за нами все движения.
Фея:
Наши алые цветки
(Ладони соединить лодочкой перед собой – «молитвенная» поза)
Распускают лепестки,
(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными).
Ветерок чуть дышит,
(Подуть на руки – «цветки»)
Лепестки колышет.
(Подвигать пальцами вперед-назад)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой – «молитвенная» поза)
Головой качают,
(Покачать ладони вправо-влево)
Тихо засыпают.
(Положить голову на сложенные ладони).
Фея: Как себя чувствуешь Несмеяна?
Несмеяна: Что- то мне так спокойно стало, да веселья нет.
Царь (успокаивает): Ничего, ничего доченька, недалеко и до веселья. Вон жених-то, какой пригожий. Емелюшка, а ты поиграй с малыми ребятами да с Несмеянушкой. Авось и развеселим Несмеяну.
Емеля: А ну ребятушки, вставайте, будем Несмеяну веселить.
Игра «Царевна Несмеяна». В центр зала ставят «трон», усаживают Несмеяну.
Задача детей рассмешить грустную царевну, используя различные способы общения: мимику, речь, движения и другие средства. Выигрывает тот, кто добился улыбки царевны.
Царь:
Хоть царевна и устала -
Улыбаться чаще стала,
Перестала причитать
И на трудности пенять.
Несмеяна: Да и не знаю, что сказать-то, еще хочу поиграть.
Фея: Вот и хорошо, мы с ребятами еще знаем много игр. Поиграем в игру «Понарощку».
Фея просит детей ходить по залу перед царевной так, как будто они:
- очень-очень устали;
- очень-очень веселые;
- несут тяжелый чемодан;
- опаздывают в детский сад;
- пошел сильный град;
- находятся в состоянии невесомости и так далее.
Несмеяна: Ой, ой и я хочу попробовать!
(выполняет пантомиму вместе с детьми).
Несмеяна: Реветь-то совсем не хочется, а давайте еще поиграем.
Фея: Молодцы ребята, подзадорили Несмеяну. Поиграем в игру «Волшебный стул».
Все встают в круг, в центре круга «трон». Участники идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех смелей, всех красивей и умней? Появись, покажись, на «волшебный стул» (трон) садись!» Один из детей занимает место на стуле (троне). Каждый говорит о нем что-то хорошее. (Важно, чтобы на стуле посидело, как можно большее число детей).
Фея: Весело Несмеяна?
Несмеяна: Да порадовали, а сколько хороших слов я услышала?!
Фея: Несмеяна, спросим у детей, как они себя чувствуют?
Проводится игра «На что похоже мое настроение?»
Дети сидят на стульях. У Феи в руках цветок. Передавая цветок первому ребенку, задает вопрос: «На что похоже твое настроение?».
Варианты вопросов: «Какого цвета твое настроение?», «На какое животное оно похоже?», «На какое растение?», «На какую игрушку?».
В игре принимают участие все: дети, Несмеяна, Царь, Емеля.
Емеля: Как чувствуешь себя Несмеянушка?
Несмеяна: Не пойму, что-то со мной происходит, чудеса какие-то. Плакать совсем не хочется.
Фея: Несмеяна, ты сегодня от ребят узнала много о разных чувствах, настроении и эмоциях, а теперь послушай и отгадай загадки. А вы ребята, помогайте Несмеяне отгадывать.
Когда мы шутим, веселимся
И просто радостно резвимся
То звуки эти издаем,
Каким их словом назовем (смех).
…
Обида, ярость, раздраженье,
А рык стоит, ну словно лев.
И никакого нет сомненья,
Напал на человека … (гнев.)
…
Плохой советчик, говорят.
Парализует если, крах.
И отрицательный заряд
В себе несет дрожащий … (страх).
…
Таня мячик упустила,
И уплыл он по реке.
Что за капли покатились,
По девчоночьей щеке (слезы).
Несмеяна: Да ребята удивили, правда, ваша. Много разных чувств и эмоций у человека. А для себя поняла:
Если хочешь быть царицей
И счастливою девицей —
Научись владеть собой!
Фея: Молодец, Несмеяна.
Емеля: Хорошо Несмеянушка, сейчас еще веселее будет. Вставай-ка, вместе с малыми ребятами, петь и танцевать будем.
Исполняется танец и песня «Улыбка» (слова: М. Пляцковский, музыка: В. Шаинский).
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснётся
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз ещё вернётся...
Царь: Вот так чудеса! Сначала, какая Несмеяна была?
(ответы детей). А теперь, какая стала?
(ответы детей).
Несмеяна: Спасибо вам, ребята, спасибо, Емелюшка, больше я капризничать не буду!
Фея: Ребята, вы молодцы, и Емеля постарался. Научили Несмеяну со своей грустью-печалью справляться. Царь доволен. Указ издал.
Царь:
Слушайте ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Несмеяне помогли,
Исцелили от тоски!
Всем дарую я Медаль:
За умение играть,
И друг другу помогать.
Ну а нам пора прощаться.
В путь дорожку отправляться.
До свидания детишки.
Детям вручают Медали (Царь, Несмеяна, Емеля прощаются и уходят).
Фея: В заключение скажу вам:
Мир Эмоций, настроений,
Помогает в жизни нам:
Контролировать движенья,
Регулировать поведенье,
Никого не обижать.
И поэтому ребятки
Убегайте без оглядки,
От агрессии и гнева.
Пожелаю вам друзья
В мире жить с самим собой.
Чтобы был в душе покой.
Фея: Пора ребята и мне с вами прощаться, до новых встреч
(звенит колокольчик, фея делает поворот вокруг себя, снимает шляпу, и принимает опять роль ведущего).
Ведущий:Ребята, если вы хотите, чтобы положительные эмоции остались с нами надолго, передайте «улыбку» друг другу
(дети по цепочки передают улыбку и уходят из зала).
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий досуга в детском саду в старшей группе «День приветствий»
Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе
Интеллектуальная развлекательная игра в старшей группе
Сценарий зимнего развлечения в старшей группе «История новогодней елочки»
Похожие статьи:
Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»
Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе совместно с родителями
Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка
Конспект физкультурного развлечения в старшей группе