Развитие музыкальных способностей дошкольников
Автор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 «Северная сказка», г.Петрозаводск
Описание материала: Материал может быть интересен для музыкальных руководителей,воспитателей, родителей
Цель:познакомить с основными особенностями слуха и голоса детей дошкольного возраста
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.
В
младших группах детского сада внимание детей привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки. Построенные на 2-3х нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение взрослого и звучание хорошо настроенного инструмента.
У детей
3-4х лет голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань в 2,5 раза меньше гортани взрослого. Звук очень слабый, усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта и носа),голос ребенка несильный, дыхание слабое, поверхностное.
На
пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.
У детей расширяется словарный запас, они активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и квинты, слышат направление мелодии вверх и вниз, могут выделить вступление, петь после вступления вместе со взрослым, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Общее развитие ребенка на
6-ом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты, связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами (грудной слабее, чем головной), поэтому голос у детей
5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.
Дети могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому надо использовать песни с удобной тесситурой (больше высоких звуков).
В решении задач подготовки детей
6-7 лет к школе усиливается воспитательное значение пения, различных его форм, более активное приобщение к музыкальной грамоте, развитие музыкально-слуховых представлений.
Музыка занимает важное место в жизни дошкольников. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перейти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования.
Рекомендуем посмотреть:
Биография Гнесиной
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Кластерное пение