Автор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 «Северная сказка», г.Петрозаводск
Описание материала: Материал может быть интересен для музыкальных руководителей.
Цель:дать общее представление о кластерном пении, познакомить с его собенностями
Интересной, новой формой работы по распеванию детей является
кластерное пение. Эта форма работы предложена Т.Боровик.
КЛАСТЕР ( с англ.
Tone claster –
«гроздь звуков») получил свое развитие в музыке 20 века.
Кластерное пение – это творческий процесс, при котором ребенок осваивает звуковое пространство, имеет возможность пользоваться голосом как инструментом, без знания нот. Это и раскрепощение ребенка. Ведь не секрет, что многие дети закомплексованы, скованы и теряются, когда им предлагается что-либо выполнить индивидуально.
Данный прием можно обозначить как
«рисование голосом». Этот прием идет под девизом «я могу» - рисовать мерцание звезд, шум волн, шелест листвы, а также любой предмет (елочку, радугу, солнышко, горку и тому подобное).
Ребенок осваивает звуковое пространство голосом и получает удовольствие от процесса творения.
Кластерное пение – это и сброс невостребованных эмоций, снятие напряжения. Причудливые, непривычные уху созвучия, их сочетания обогащают слуховые представления. Новые ощущения, возникающие в процессе такого творения, сравнимы с композиторскими. Конечно, эти пробы робки и несовершенны, а поиски всегда интуитивны, но главное заключается в том, что ребенок активен, он действует вместе со всеми, чувствует себя защищенным и причастным к деятельности. Дети играют и не подозревают, что сочиняют музыку. «Я могу», «я творю», «я сочиняю» и любой результат принимается, так как не может быть в этом виде творчества только одно решение, оно всегда разное. Это рождение импровизации.
Особенно важно то, что педагог не дает готовых формул решения (что так часто встречается на практике), а предоставляет ребенку возможность исследовать звуковое пространство.
В качестве творческих упражнений применяю следующие:
1. «рисование голосом голосовых партитур» (типы линий), сопровождая движением руки (пальца или ладошки):
скользить голосом - глиссандо
В основе такого приема лежит методика Хана де Врайса.
2. раскладывание ниток (коротких. Длинных) тянуть звук (на «а», «у»), разматывая нитку клубка.
3. передавать голосом звуки природы (шум ветра, воды, капли дождя), звукоподражания животным (мяуканье кошки, лай собаки, рычание медведя), другие образы (тиканье часов, рокот мотоцикла).
Психологами давно доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произнесением слов (работа гортани).
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников
Как заниматься музыкой с дошкольниками