Особенности занятий музыкой с детьми дошкольного возраста
В современной музыкальной педагогике произошли изменения во взглядах на методы и формы начального обучения детей музыке. Одной из актуальных тенденций сегодняшнего дня является раннее «погружение» ребёнка в музыку. Чем раньше и активней сложится общение ребёнка с музыкой, тем интенсивнее будет происходить развитие его природных музыкальных и интеллектуальных способностей. Это позволит также создать основы воспитания художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости. Важно не упустить возможность научить ребёнка понимать музыкальную речь с раннего детства. Главное, что даёт раннее «погружение» ребёнка в музыку-это время для спокойного познания особенностей музыкального языка.
Учитывая возрастные, психологические особенности дошкольников, каждое занятие выстраивается с использованием разнообразных форм работы. Преподаватель оставляет за собой право выбора определённой комбинации форм работы на том или ином уроке, учитывая уровень музыкальных способностей ребёнка, общий уровень развития, личностные свойства, темперамент и организацию нервной системы. Использование различных форм работы способствует:
•накоплению музыкальных впечатлений ребёнка
•формированию музыкально – слуховых представлений
•познанию теоретических закономерностей
•организации пианистических движений
На уроках фортепиано с дошкольниками возможны следующие формы работы:
•гимнастика для рук
•изучение клавиатуры
•игра на фортепиано без нот
•изучение элементов нотной грамоты
•игра в ансамбле
•овладение пианистическими навыками через эмоциональное раскрепощение
•пальчиковая гимнастика
•игра пьесок на различные штрихи через образное восприятие звука
•игра мелодии с сопровождением
•транспонирование
•подбор по слуху
•чтение с листа
•работа с ритмическим рисунком
•пение любимых детских песен
•игры на сказочные сюжеты
Те формы работы, где это возможно, дополнять совместным пением преподавателя и ученика.
С первых уроков преподаватель должен взять установку на музыкальное воспитание ребёнка в самом широком смысле слова, используя следующие задания: «Послушай этот таинственный звук», «Сыграй этот звук сказочно», «Попробуй постучать как дятел» и многие другие.
«Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям». (Б.Теплов)
Поэтому элементы творчества – неотделимая часть каждой из форм работы.
Весь урок построен на творческих нотках. Преподаватель должен стараться избегать уроков «вообще», строить работу целенаправленно по принципу логически и художественно оправданной преемственности;
•находить подход к каждому ученику, учитывая его положительные и отрицательные стороны;
•использовать методы работы, постоянно вовлекая ребенка в творческий процесс.
Самое главное в работе с малышами – безграничная любовь преподавателя к детям.
Посещая такие уроки, дети учатся любить музыку
•занятия доставляют им радость
•формируются пианистические навыки
•развивается творческий потенциал ребёнка
•развиваются музыкально-слуховые представления
•ребенок свободен, раскован, имеет свою точку зрения
•наглядные пособия мотивируют ребенка к обучению и придают хорошее настроение
•создание «Музыкального альбома» пробуждает интерес к занятиям
Преподаватели и родители, не упустите возможность, как можно раньше научить детей понимать сложный язык музыки!
Рекомендуем посмотреть:
Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников