Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 3 уровня. Тема: Образование относительных прилагательных «Мебель»
Цели
1.Расширять словарь существительных, обозначающих мебель: шифоньер, сервант, буфет.
2.Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
3.Учить правильно, употреблять глаголы настоящего времени в единственном и множественном числе.
4.Составлять предложения с союзом «а».
5.Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.
Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи. Совершенствовать словарь существительных по теме: «Мебель». Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, употреблять глаголы настоящего времени, и составлять предложения. Развивать психические процессы.
Предварительная работа: Потренировать детей в группе продленного дня в сборе мебели из конструктора Лего.
Оборудование. Предметные картинки. Макет квартиры (из картонной коробки), модели мебели из конструктора Лего.
Ход занятия.
I часть - вводная.
Организационный момент. Упражнение «Что лишнее?»
Логопед называет ряд слов: стол, кровать, стена; труба, кресло, тумбочка; чердак, зеркало, тахта;...
- Вспомните, какие слова были лишние? (Стена, труба, чердак,...) Что это?
Вариант 1.
-Дети, назовите лишние слова.
Чердак, фундамент, стол; подвал, диван, дверь; кресло, труба, подоконник; пол, потолок, кровать.
Вариант 2.
Логопед предлагает назвать мебель, на которой:
а) сидят, б) лежат, в) лежат и сидят.
Ответ в виде картинок выставляется на доске. Картинки хором называются и обобщаются в понятии «мебель».
- Какую мебель вы еще знаете?
- Как называется магазин, где продают мебель?
II часть - основная.
1. Образование относительных прилагательных.
Логопед:
- В мебельном магазине сегодня распродажа. Я, продавец - консультант этого магазина, приглашаю вас выбрать, себе мебель. Наш магазин предлагает большой ассортимент столов и шкафов. Предлагаю вам посмотреть столы.
На доску выставляются картинки с изображением столов. Логопед указывает на отличия столов. Дети образуют названия столов от места расположения в квартире (кухонный стол) и назначения столов (письменный, журнальный, обеденный).
- Какой стол вы желаете приобрести?
Ребенок:
- Я хочу купить письменный стол.
(Картинка выдается «покупателю»).
Затем тоже самое проделывается со шкафами - бельевой, плательный шкаф – шифоньер, книжный, посудный – сервант, буфет.
2. Физкультминутка «Мебель».
Один, два, три, четыре Загибают пальцы
Много мебели в квартире Сжимают и разжимают пальцы
В шкаф повесим мы рубашку, Встают на носочки, руки вверх
А в буфет поставим чашку, Руки вперед
Чтобы ножки отдохнули
Посидим чуть-чуть на стуле. Приседают
А когда мы крепко спим,
На кровати мы лежим, Складывают ладошки и кладут под щеку
А потом мы с котом
Посидим за столом. Приседают
Чай с вареньем дружно пили Сжимают и разжимают пальцы
Много мебели в квартире. Разводят руки в стороны
3. Закрепление материала.
Вариант 1. Упражнение «Расставь мебель в квартире».
Выставляется макет квартиры. Детям предлагается смастерить мебель для квартиры и расставить по комнатам. Дети собирают мебель и расставляют в макете. Действия оречествляются:
- Я поставлю кухонный стол на кухне.
- Я поставлю журнальный столик в зале около кресла.
- Я поставлю плательный (бельевой) шкаф-шифоньер в спальне.
Логопед:
- Молодцы! Давайте, посмотрим, какая квартира у нас получилась?
Вариант 2.
Упражнение: «Где что стоит?»
Работа проводится по макету уже обставленной квартиры.
Логопед:
- Где стоит кухонный стол?
- Где стоит книжный шкаф? Ответы детей.
4. Работа с предложением.
а) Логопед обращается к детям:
- Где стоит кухонный стол и сервант?
Ребенок:
- Кухонный стол стоит на кухне, а сервант в зале.
- Кровать стоит в спальне, а вешалка в прихожей...
Предложения повторяются несколькими детьми.
б) Логопед:
- В квартиру вернулись хозяева. Выставляет фигурки людей: мама - дети.
- Мама сказала: «Сейчас мы будем пить чай. Надо постелить скатерть на стол. Это может сделать мама и дети. Как скажем про маму (про детей)?
Ответ детей:
- Мама стелет на стол скатерть.
- Дети стелют на стол скатерть.
Логопед:
-Надо расставить посуду. Как скажем про маму (про детей)?
-Семья пьет чай.
-Попили чаю, теперь надо убрать посуду. Как скажем про маму (про детей)?
-И посуду надо вымыть. Как скажем про маму (про детей)?
-Посуду надо поставить в сервант. Как скажем про маму (про детей).
III часть - заключительная.
-В каком магазине мы были? Что купили?
Ответы детей.
IV. Рефлексия.
- Ребята ответьте мне на вопросы:
- Сегодня на уроке я научился…….
- На уроке было интересно…….
- На уроке было трудно …….
Рекомендуем посмотреть:
Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р
Конспект логоритмики для детского сада
Развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Логопедический досуг в подготовительной группе