Описание: Конспект логопедического занятия предназначен для учителей-логопедов школьных логопунктов. Данная тематика занятия используется на начальном этапе работы учителя-логопеда с детьми. Гласные звуки являются базовым понятием фонетики, поэтому специалист свою работу с детьми начинает именно с актуализации знаний учащихся о гласных звуках.
Логопедическая тема
Уточнение артикуляции, фонематическое восприятие гласного звука [о] и его графическое обозначение.
Лексическая тема
Путешествие.
Грамматическая тема
Несклоняемые имена существительные.
Цель: Актуализировать знания учащихся о гласном звуке [о], букве О.
Задачи:
1.Уточнить артикуляцию гласного звука [о].
2.Учить детей правильному произношению звука [о] и серии гласных звуков.
3. Формировать навык правильного написания гласной буквы О.
4. Развивать умение дифференцировать понятия «звук» и «буква».
5. Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, сложные формы фонематического анализа
6. Развивать моторику и координацию движений.
7.Развивать пространственно-временные представления учащихся.
8. Развивать умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные.
9. Расширять словарный запас учащихся.
10. Формировать мотивацию успеха.
11. Формировать умение слушать ответы товарищей и выполнять учебные действия по инструкции логопеда.
12. Развивать память.
Оборудование: Карта путешествия, условный сигнал звука [о], числовые ряды, зеркала, поезда для фонематического анализа, верёвочки, шаблоны, иллюстрации, игрушка заяц, карточки с заданием на пространственное ориентирование, сундук.
1.
Организационый момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к занятию.
2.
Введение в тему занятия.
На доске располагается карта путешествия.
Логопед: Сегодня мы с вами путешествуем на корабле по океану звуков. Наш корабль попадает в сильный шторм. Судно разбивается о скалы. Что делать?
Логопед: Необходимо составить план.
Упражнение №1
Логопед: Нарисуй у себя в тетради направление предметов стрелочками. Дети работают по карточкам. (Приложение №1)
Логопед: Ура! Мы на острове «Гласного звука …» (беззвучное произнесение гласного и показ условного сигнала звука). Какой звук я произнесла?
Дети: Звук [о].
3.
Закрепление изученного материала.
Логопед: Возьмите зеркала. При произнесении гласных звуков двигаются только губы. Если губы двигаются вперёд, значит это звук [о]. Во рту голос не встречает преграды. Произнесите.
Артикуляция звука [о]:
Губы колечком вытянуты вперёд. Горлышко дрожит (рука на горлышке для контроля).
Логопед: Откройте тетради, запишите число. Гласный звук [о] обозначим кружочком со стрелочкой.
Упражнение №2.
Логопед: Я нашла сундук. А где сокровища? Кто-то их разбросал. Помогите их собрать. Ищем сокровища со звуком [о].
Дети ищут картинки, в названии которых есть звук [о]. Картинки прячутся в сундук.
Логопед: Что (кто) находится в сундуке, перечислите?
Вспоминают и называют картинки.
Упражнение№3 «Волшебный поезд».
Логопед: Я вижу поезд. Чтобы попасть в него надо повторить заклинание. Возьмите невидимый клубок и наматываем нитку:
О-о-о
А-о-у
И-о-а
Э-о-а
А-ы-о
Логопед: Какой звук повторялся? Сколько вагонов у поезда?
Дети: Три.
Логопед: Покажите начало, середину и конец поезда.
Логопед: Если в начале слова услышите звук [о], значит садитесь в первый вагон и т.п. С нами зайка-забывайка, он не понял, что сейчас нужно делать.
Задание:
• Назовите тёмное время суток.
Дети: Ночь.
Логопед: Где слышите звук [о]?
Дети: В середине.
Логопед: Садимся в средний вагон.
• После лета идёт какое время года? (осень)
• Шестой день недели. (суббота)
• Между понедельником и средой какой день недели? (вторник)
• Сер, но не волк,
Длинноух, но не заяц,
С копытами, а не лошадь. (ослик)
• Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывёт. (облако)
• Что может лопнуть у машины? (колесо)
• Что может разбиться? (стекло, окно)
Динамическая пауза
1.Рисование отдельных элементов двумя руками одновременно(линий, кругов, треугольников)
2.Курочка собирает зерно.
Пальчики ребёнка собраны в форме клюва. Задача ребёнка собрать фасоль подушечками пальцев этой же руки в клювик курочки.
Упражнение№4 «Игра на пианино»
На партах разложены числовые ряды.
Логопед: Вспомните и назовите что или кто у нас в сундуке?
Логопед: Поставьте свои руки на парте так, как будто мы играем на пианино (демонстрация). Каждый пальчик – это звук. Посчитайте, какой по счёту звук [о] в слове кольцо? Покажите на числовом ряду.
Аналогично остальные слова.
Упражнение №5 «Закончи предложение»
Логопед: Что это? (показ картинки – пальто). Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Логопед: Тане купили…
На Танином … пушистый воротник и красивые пуговицы.
Теперь Таня ходит в новом …
Она очень рада своему…
Логопед: Какое слово вы всё время называли?
Дети: пальто.
Логопед: Это слово заколдованное, никогда не изменяется.
Рассказ о букве О и воспроизведение буквы О разными способами.
Логопед: Однажды звук [о] задумался: «У людей есть дома, у зверей –у кого дупло, у кого нора, у птицы есть гнездо. Один я без дома!» Увидел звук [о] колесо и решил, что оно будет его домиком. А люди назвали этот домик буквой О. (Демонстрация буквы).
Воспроизведение буквы О разными способами:
• «Верёвочка»
Логопед: Возьмите верёвочку и у себя на парте выложите букву О.
• «Письмо локтём» в воздухе
Логопед: Согнули руку, которой пишите в локте и пишем букву О как я.
• Запись буквы О на листе бумаги.
Логопед: Взяли чистый лист бумаги. Нарисовали в верхней части листа две параллельные вертикальные линии. (показ)
Логопед: Раздели линии на 3 равные части. (показ). Поставили точку посередине на левой палочке. Пишем и говорим вместе со мной:
-О.
Упражнение №6 «Обведи по контуру».
Логопед: Возьмите шаблон и обведите его. Кто получился?
Дети: слон
Логопед: Украсьте его буквами О.
Обводят шаблон и заполняют его буквами О. Письмо с проговариванием.
После организуется выставка работ. Обсуждаются выполненная работа.
Выбирают лучшие работы.
4.
Итог.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня были? Что необходимо в путешествии?
Дети: Карта.
Логопед: Как назывался остров?
Дети: Остров гласного звука [о].
Логопед: Чем отличается звук от буквы?
Дети: Звуки слышим и произносим, а буквы можем писать.
Логопед: Почему звук [о] называют гласным?
Дети: Работает голос, двигаются только губы и нет преграды во рту.
Логопед: Какой буквой обозначается звук [о]?
Дети: Буквой О.
Логопед: Подарите мне слова со звуком [о].
Дети: Называют слова.
5.
Организация окончания занятия.
Логопед прощается с детьми. Дети убирают свои рабочие места и прощаются.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса
Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 3 уровня
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом
Конспект логопедического занятия в 1 классе С(К) ОУ VIII вида