Логопедическое занятие в 1 классе С(К) ОУ VIII вида.
Тема. Звук и буква н . Лексическая тема «Зима».
НРК.
Цель. Чтение слогов и слов с буквой н; активизация словаря по лексической теме.
Образовательные задачи:
• совершенствовать навыки чтения слогов и слов; звукового и слогового анализа и синтеза; лексико-грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, употребление предлогов).
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать общую, мелкую моторики, координацию речи с движением, ориентировку в пространстве, фонематический слух, операции мышления, на основе упражнений в анализе, обобщении, классификации, зрительную память, связную речь
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.
Оборудование. Сюжетная картинка «Зима», контейнер с белой фасолью, пластмассовые снежинки с закрепленными на них предметными картинками, карточки для игры «Снегопад» и снежинки, конверты с плоскостными частями снеговика, клей, «Волшебный мешочек», буквы (объемные или плоскостные), круги красные и синие для составления схем, мяч, игра «Кормушка», бумажные снежинки, снежки с напечатанными на них слогами.
Ход занятия.
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Учитель. – Потрите ладони, почувствуйте тепло. А теперь поделимся друг с другом теплом: протяните соседу ладошки.
– Улыбнитесь!! Скажите добрые слова друг другу.
– Я наполнила этот контейнер «снегом», а среди него спрятались волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по волшебной снежинке (контейнер с рисом, внутри спрятаны пластмассовые снежинки).
Дети опускают руки в бассейн, достают и рассматривают картинки.
Учитель. – Назовите, что нарисовано на ваших снежинках.
Дети. – Шапка, пальто, платье, куртка.
Учитель. – А теперь давайте повторим их названия вместе.
Дети вместе с учителем повторяют все слова.
Учитель. – Как назвать одним словом эти предметы?
Дети. – Это одежда.
Учитель. – Посмотрите внимательно, что здесь лишнее? Почему?
Дети. – Платье. Его носят летом
Учитель. – А когда носят всю остальную одежду?
Дети. – Остальную одежду носят зимой.
Учитель. – Сегодня на уроке мы поговорим о зиме.
Учитель. – Давайте вспомним, какие изменения происходят зимой в неживой природе? Как зимой светит солнышко? Не забывайте давать полные ответы. (С опорой на любую сюжетную картинку о зиме).
Дети. – Зимой солнышко светит слабо и не греет.
Учитель. – Какое зимой небо?
Дети. – Небо хмурое, пасмурное.
Учитель. – Какой ветер дует зимой?
Дети. – Зимой дует холодный ветер, метут метели.
Учитель. – Чем зимой покрыта земля?
Дети. – Зимой вся земля покрыта пушистым снегом.
Учитель. – Как животные проводят зиму?
Дети. – Ёж, медведь спят, белка, заяц, лиса поменяли шубки.
Учитель. – Кто из этих животных не живет в нашей местности?
Дети. – В нашей местности водятся ежи, белки, зайцы, лисы.
Учитель. – Какую одежду и обувь люди надевают зимой?
Дети. – Зимой люди одеваются в тёплые вещи: шубы, шапки, шарфы, варежки, сапоги, валенки.
Учитель. – Во что любят дети играть зимой во дворе?
Дети. – Дети катаются на лыжах, на коньках, на санках, лепят снеговиков.
Учитель. – Да, много забав у детворы зимой: они катаются на лыжах, на коньках, на санках, делают снежные постройки, играют в снежки. Вот и мы с вами сегодня поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Летят снежинки».
Учитель. – Ладони-тучки — над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....
Дети каждым пальцем поочередно касаются крышки стола, при этом считают: одна снежинка, две снежинки....
Упражнение «Снегопад».
Раздать детям карточки.
Учитель. – А теперь поиграем в игру «Снегопад». Рассмотрите картинки у себя на карточке и за-кройте снежинками все картинки, не имеющие отношения к зиме.
- Назовите предметы, которые остались не закрытыми? Для чего они нужны?
Дети. – Лыжи, санки, коньки. Они нужны для игр детей.
Учитель. – А чем еще дети любят заниматься зимой?
Дети. – Лепить снеговиков.
Упражнение «Узнай-ка».
На столе конверты белого, красного, желтого и зеленого цвета (в них детали снеговика)
Учитель. – Выберите конверт. Какого цвета твой конверт? Что бывает в природе такого цвета?
Дети. – Белый снег. Зеленая трава. Желтое солнце. Красные цветы.
Учитель. – Давайте посмотрим, что там. Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?
Дети. – Снеговик.
Учитель. – Попробуйте сделать каждый своего снеговика.
Дети и собирают снеговиков, которые отличаются друг от друга размерами.
Учитель. – У вас получились одинаковые снеговики?
Дети. – Снеговики разные: большие и маленькие.
Упражнение «Большие и маленькие». Игра с мячом.
Учитель. – Давайте поговорим о снеговиках в игре с мячом. Во время выполнения упражнения я буду бросать вам мяч и говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете возвращать мне мяч и говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.
У большого снеговика черные глаза, оранжевый нос, полосатый шарф, красное ведро.
Дети. – У маленького снеговика черненькие глазки, оранжевенький носик, полосатенький шарфик, красненькое ведерко.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Учитель. – У меня «Волшебный мешочек», в нем спрятались буквы. Отгадайте их.
Дети на ощупь определяют буквы.
Дети. – Это буква а. Она гласная, потому что ее можно петь.
Учитель. – Давайте еще раз назовем буквы. Как вы думаете, какая буква «лишняя»? Почему?
Дети. – Буква н, потому что остальные гласные.
Упражнение «Снежки».
Учитель. – Я сейчас подброшу волшебные снежки, а вы возьмите каждый по одному. Раскройте каждый свой снежок и прочитайте слог внутри.
Дети читают слоги.
Учитель. – А теперь давайте составим чистоговорки с данными слогами.
На-на-на– на небе …. (луна).
Но-но-но – мы смотрим в …. (окно).
Ну-ну-ну – губы трубочкой …. (тяну).
Ны-ны-ны – в Африке живут … (слоны).
Дидактическая игра «Прятки».
Учитель. – Сейчас немного отдохнем и найдем «спрятавшиеся» буквы. Посмотрите, какая буква «спряталась» справа от вас, сзади, слева, впереди.
Дети находят буквы и приносят их учителю.
Учитель. – А теперь вспомните, какую букву вы нашли первой, второй, третьей, четвертой.
Дети называют буквы в том порядке, в котором их находили.
Учитель выкладывает буквы по порядку.
Учитель. – Давайте прочитаем полученное слово.
Дети читают полученное слово «носы».
Учитель. – Из чего делают нос снеговику?
Дети. – Нос снеговика делают из морковки.
Учитель. – Давайте выполним звукобуквенный анализ слова носы. Определите, сколько слогов в этом слове
Дети. – В этом слове 2 слога.
Учитель. – Произнесите 1 слог. Сколько в нём звуков?
Дети. – Но. В этом слоге 2 звука.
Учитель. – Назовите первый звук. Какой он: гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? Каким цветом обозначим на схеме?
Дети. – Н - согласный, твердый, синим.
Учитель. – Назовите второй звук. Какой он: гласный или согласный? Каким цветом обозначим на схеме?
Дети. – О – гласный, красным.
Аналогичная работа со вторым слогом.
Учитель. – Произнесём слово ещё раз, голосом выделяя ударный слог. На какой слог падает ударение?
Дети. – Ударение падает на 2 слог.
Игра «У кормушки».
Учитель. – Нос снеговика – морковка, а как называется он у птиц?
Дети. – У птиц – клюв.
Учитель. – Как называются птицы, которые зимой не улетают в теплые края?
Дети. – Зимующие птицы.
Учитель. – Как вы думаете, им нужна наша помощь? Почему? Какая?
Дети. – Птицам нужна наша помощь. Потому что зимой холодно, земля покрыта снегом. Мы должны подкармливать птиц зимой.
Дети составляют предложения: Сорока сидит на дереве. Синица вылетела из кормушки и т.п.
Окончание занятия.
Учитель. – О каком времени года мы говорили сегодня на уроке? Кому зимой нужна наша помощь? С какой буквой мы читали сегодня слоги, слова?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р
Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 3 уровня
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей-подготовительной группы