Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в открытых слогах и словах».
Автор: Наумова Наталья Викторовна, учитель-логопед МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа"
Описание: Конспект предназначен для детей от 5 до 7 лет, может быть полезен для учителей-логопедов детских садов и общеобразовательных школ.
Цель: Закрепление у ребёнка правильное произношение звука [р] в слогах и словах.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [р], продолжать учить правильно произносить звук [р] в открытых слогах и словах , учить определять наличие звука в словах, учить определять количество слогов, упражнять в сочетании числительных с существительными, упражнять в подборе родственных слов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Тип урока: закрепление.
Форма: индивидуальная.
Вид урока: беседа.
Оборудование: зеркала, предметные картинки.
Ход логопедического занятия:
1. Организационный момент. Повторим правило речи.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим.
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, из какого мультфильма этот сюжет?
Дети: Сюжет из мультфильма «Мадагаскар».
Логопед: Какой последний звук вы слышите в слове Мадагаскар?
Дети: Звук [р].
Логопед: Сегодня, герои мультфильма «Мадагаскар» будут предлагать различные задания на закрепление правильного произношения звука [р] в словах и слогах, а вы их должны правильно выполнять.
Но сначала назовите героев мультфильма «Мадагаскар».
Дети: Бегемотиха Глория, жираф Мелман, зебра Марти, лемур Король Джулиан, лев Алекс, пингвины.
3. Артикуляционная гимнастика.
Первое задание вам предлагает выполнить жираф Мелман.
Логопед: Выполним артикуляционную и дыхательную гимнастику: Лопатка. Вкусное варенье. Чищу зубы. Маляр. Индюк. Лошадки. Грибок. Фокус. Дятел.
4. Уточнение знаний о звуке [р].
Логопед: Ребята, дайте характеристику звуку [р].
Дети: Звук [р] согласный, твёрдый, звонкий, дрожащий.
Логопед: Расскажите об артикуляции звука [р].
Дети: Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит - это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка; средняя часть языка – спинка – опускается; боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
Логопед: Заведём мотор у самолёта (длительно произнесём звук [р])
5. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопните в ладоши, когда услышите звук р: к, д, ж, р, з, р, д, в, р, л, ф, р……..
Хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [р]:ра, му, за, ды, ру, пу,ро ….
Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [р]: морковь, лампа, крапива, скалка, рынок, вагон, весна,робот……
Задание жирафа Мелман выполнено.
6.Работа со слогами.
Логопед: Теперь задание предлагает вам зебра Марти. Прочитайте слоги индивидуально, хором.
ра-ры-рэ-ро-ру
ры-рэ-ро-ру-ра
рэ-ро-ру-ра-ры
ро-ру-ра-ры-рэ
ру-ра-ры-рэ-ро
Логопед: Прочитайте слоги, ударив голосом по слогу, который подчёркнут. Прочитать хором, индивидуально.
ра-
ры-рэ-ро-ру
ры-рэ-ро-ру-ра
рэ-ро-
ру-ра-ры
ро-ру-ра-ры-
рэ
ру-ра-ры-
рэ-ро
Задание зебры Марти выполнено.
8. Работа со словами.
Логопед: Теперь задание предлагает вам лемур Король Джулиан
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и назовите их.
Дети: Радуга, рак, ракета, рыба, рысь, роза, ранец, рама, ромашка, ручей, рука, рабочий.
Логопед: Определите место звука [р].
Дети: Звук слышится в начале слова.
Логопед: Разложите эти картинки в три стопки, по количеству слогов. (1 стопка – 1 слог, 2- 2 слога. 3- 3 слога.)
Дети: 1 слог – рак, рысь.2 слога – рама, рыба, ручей, роза, ранец, рука. 3 слога - радуга, ракета, ромашка, рабочий.
Логопед: Придумайте свои слова на звук [р].
Составим звуковую схему слова рак и соберём слово из букв.
Задание лемура Короля Джулиана выполнено.
8. Логопед: Следующее задание предлагает вам Бегемотиха Глория
Картинки: роза, рыба, рука, ракета, ромашка, рысь, рак, рабочий.
Логопед: посчитать предметы по образцу: одна ракета, две ракеты, пять ракет.
Логопед: Соберите семейку слов: рука, работа, рыба, родина.
Дети: рука- ручка, ручной, ручонка.
Работа – работник, работница, работяга, работать
Рыба- рыбак, рыбка, рыбий, рыбный, рыболов, рыбачить.
Родина – род, родовой, родовитый, родительский, родится, родня.
Задание Бегемотихи Глории выполнено.
9. Итог занятия.
Все задания вы выполнили. Ответьте на вопросы: Чему научились?
Что понравилось?
Что нового узнали?
Ресурсы:
Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада