Сказка как средство развития речи детей
Автор: Наумова Наталья Викторовна. Учитель-логопед МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа».
Описание: Данный материал предназначен для учителей-логопедов. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, родителям.
Цель: использование эффективных приёмов, направленных на личностное развитие ребёнка, коррекцию речевых нарушений и сохранение его здоровья.
Задачи: 1) Познакомить с возможностями сказки в обучении детей. 2) Познакомить с видами логосказок. 3) Познакомить с принципами составления собственных сказок.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности к школьному обучению. Речевое развитие представляет собой умение понимать и пользоваться языком.
С каждым годом растёт количество детей не готовых к школьному обучению с точки зрения речевого развития. Это обусловлено недоразвитием основных структурных компонентов речи: звукового состава, словаря и грамматического строя. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и зачастую препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют освоение чтения, письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Для успешной коррекционной – развивающей работы необходим комплексный и творческий подход. Учитель – логопед в ходе урока должен использовать не только различные средства, формы, приёмы и методы обучения, но также сделать сам процесс учения интересным и увлекательным. Только интересные занятия приносят пользу ребёнку и повышают её результаты. К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Применение сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере. Сказка сильнее других средств развивает мышление и речь.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значительны, что позволяют проводить «сказочные» занятия для детей самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка помогает решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи, влияет на развитие речевых и психических функций. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребёнка выше, чем к необыгранным упражнениям. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Цель таких сказок всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психологических процессов. При использовании сказки в
системе логопедических занятий преследуются такие цели:
• Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка.
• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи.
• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
• Создание на занятии благоприятной психологической обстановки, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Выделяют несколько видов логосказок:
o артикуляционные, направлены на развитие дыхания, артикуляционной моторики;
o пальчиковые, направлены на развитие мелкой моторики, графических навыков;
o фонетические, направлены на уточнение артикуляции заданного звука, автоматизацию, дифференциацию звуков;
o лексико-грамматические, направлены на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий;
o сказки, способствующие развитию связной речи;
o сказки по обучению грамоте (сказки о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров: пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы-Бибабо, куклы на палочках.
Особый интерес представляют «
Сказки о Веселом Язычке». Основной задачей таких сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые выполняет ребёнок каждый день в течение длительного промежутка времени, быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей и разнообразить занятия, артикуляционные упражнения можно проводить в форме сказки. Например, сказка для постановки звука Р. В маленьком домике, за забором жил-был язычок (упражнение «Забор»). Был он страшный озорник, то на забор вскочит, то в яму спрыгнет (язык за верхние зубы, на верхнюю губу, потом за нижние зубы, на нижнюю губу). Он хоть и озорник был, но ужасно трудолюбивый. Поэтому решил порядок навести в доме: вымыл потолок (упражнение «Маляр»), подмёл пол (упражнение «Чистые зубки»). Выглянул в окошко (упражнение «Лопатка»), а по дороге лошадка скачет (упражнение «Лошадка»), оседлал её и поскакал в сказочный лес. В волшебном лесу под каждым деревом грибы растут (упражнение «Грибок»). Язычок срывает их и в корзину кладёт (упражнение «Вкусное варенье»). Собирал язычок грибы, собирал и вышел на поляну. А там дятлы трудятся, молоточком стучат (упражнение «Дятел»). Вернулся язычок домой радостный и усталый. Лёг он на кровать и уснул (язык лежит за нижними зубами).
К каждой фонеме русского языка концентрирует внимание ребёнка сказка-игра «Буквоград». Дети гуляют по улицам и переулкам «Буквограда» и знакомятся с его жителями. В Весёлом переулке живут жители с улыбчивыми лицами Ы, И, З, С, в Сердитом - с сердитыми лицами О, Е, Ё. На Громкой улице живут громкие, звонкие жители Б,Г,В,Д; на Тихой – жители с тихими, глухими голосами П, Т, К и т.д.
На занятиях можно использовать готовые логосказки, а можно сочинять свои. Придуманные сказки особенно нравятся детям.
Важно помнить несколько правил при их составлении:
1.Выбрать главного героя. Можно дать ему имя, наделить индивидуальными чертами характера или внешности. 2. Определиться с местом действия. Если главный герой – домашнее животное, то и проживать ему надлежит на скотном дворе или в доме. Лесной зверь обитает в лесу. 3. Происходит конфликт или развертывается определенная ситуация. Герой во время кульминации сказки попадает в непривычные условия. Он может столкнуться с другим персонажем, отправиться в путешествие или гости, найти что-либо особенное на своем пути. Именно здесь, в непривычной ситуации, проявляются сильнее черты характера героя сказки. Если был злым, станет лучше; если изначально был положительным героем, то придёт на помощь. 4. Финал сказки – подведение итогов. Изменение главного героя. Ссора заканчивается примирением, зарождением дружбы. Путешествие заканчивается получением новых знаний и подарками для друзей.
Не бойтесь экспериментировать, придумывать постоянно что-то новое. Создавайте красивые сказки для детей, пользуясь свободой своей фантазии. С её помощью вы не только будете развивать речь, но и воспитаете чуткого и отзывчивого человека.
Литература:
1. Быстрова, Г.А, Сизова Э.А, Шуйская Т.А.. Логопедия в диалогах. СПб., 2004
2. Выготский Л. С. / Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
3. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.
4. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок.//Журнал «Логопед». – 2008 - №4. – с.32
5. Яничев П. И. / Психологические функции волшебной сказки. Журнал практического психолога, № 10–11, 1999.
Рекомендуем посмотреть:
Расстройства аутистического спектра
Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Метод наглядного моделирования для развития речи дошкольников
Коррекционная работа в режимные моменты с детьми в детском саду.
Использование пазлов и мозаики на индивидуальных логопедических занятий с детьми