Дистанционное консультирование как форма взаимодействия с родителями.
Автор: учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Выборгского района города Санкт-Петербурга Губина Ольга Владимировна.
Описание материала: Эта статья будет интересна специалистам, работающим в ногу со временем. В современном мире родители не всегда имеют возможность общаться с педагогами и интересоваться успехами и достижениями детей. Чтобы родители не были в стороне от коррекционно-развивающего процесса, мы используем дистанционное консультирование как форму взаимодействия с родителями.
Тема: Дистанционное консультирование как форма взаимодействия с родителями.
Современные образовательные технологии предполагают сочетание как очных, так и дистанционных форм обучения. В рамках коррекционно-образовательной деятельности одной из сфер применения дистанционной технологии является дистанционное консультирование.
Дистанционное консультирование, как и другие виды дистанционных услуг - это ответ специалистов на изменения условий жизни, на развитие революционных технологий в сфере информации и электронной техники. Поэтому данный вид помощи имеет ряд преимуществ по сравнению со своими традиционными методами:
прежде всего, дистанционное консультирование обеспечивает конфиденциальность.
данный вид консультирования удобен в чисто практической плоскости: клиенту не нужно выходить из дому. К тому же экономится время;
немаловажный фактор – оперативность связи: стороны связываются в удобное для них время и так часто, как это может быть целесообразно;
такой недостаток консультирования как пониженная скорость, если беседа ведется в виде переписки, компенсируется возможностью участников диалога в ходе набора текста более точно сформулировать свои мысли. Для консультанта появляется дополнительное время, чтобы подобрать соответствующие упражнения, тщательнее продумать свои последующие действия;
большим плюсом дистанционного консультирования является возможность специалистов работать одновременно с различными людьми, находящимися в различном отдалении от консультанта;
еще одно преимущество дистанционной помощи – ее относительная дешевизна, так как консультант не несет затрат на аренду офиса, коммунальные услуги и прочее.
При проведении групповых коррекционно-развивающих занятий существует ограничение в применении индивидуального подхода. Учитывая сложность нарушений у детей, дистанционное консультирование позволяет:
индивидуализировать помощь детям;
активизировать и включить родителей в коррекционно-развивающий процесс;
формировать положительную мотивацию к изменениям в детско-родительских отношениях и частично делегировать ответственность за развитие ребёнка на родителей;
повышение психолого-педагогической компетенции у родителей по проблеме ребёнка;
непрерывность прохождения программы;
Дистанционное консультирование – это технология организации взаимодействия консультируемого и консультирующего, находящихся на расстоянии друг от друга, без учета скорости обмена информацией друг с другом.
Мы рассматриваем дистанционное консультирование, как специфические отношения между людьми, позволяющие родителю увидеть проблемы речевого развития у своего ребёнка, прийти к более ясному пониманию проблемы, определить с помощью специалиста пути коррекции (развития) ребёнка и наравне со специалистом участвовать в процессе коррекции речевого развития ребёнка.
Целью дистанционного консультирования является создание благоприятных условий взаимодействия специалиста и родителей, способствующих преодолению у ребёнка недоразвития или нарушения (устной или письменной) речи. Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Задачи дистанционного консультирования:
Повышение качества информированности родителей об особенностях развития детей дошкольного и школьного возраста в соответствии с их запросами.
Обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса вне зависимости от присутствия ребёнка на занятиях у логопеда.
Обеспечение оперативного реагирования на запрос клиента.
Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса.
Развитие вариативных форм консультирования родителей детей с ОВЗ.
Субъекты, принимающие участие в дистанционном консультировании: учитель-логопед, семья ребёнка, педагогическая среда (логопедические занятия, помощь других специалистов).
Ребёнок является опосредованным участником данного процесса. Кроме того, все субъекты дистанционного консультирования – это потенциальные источники диагностической информации, позволяющей понять сущность возникшей у ребёнка проблемы и возможные пути её преодоления. Для обеспечения безопасности, другие специалисты включаются в работу только при согласии родителей ребёнка.
Объектом дистанционного консультирования является индивидуальный коррекционно-развивающий процесс.
Принципы дистанционного консультирования.
Доступность.
Индивидуально-личностный характер взаимодействия.
Реализуется за счет подборки материала в соответствии с запросом консультируемых.
Непрерывность взаимодействия родителей со специалистом. Осуществляется за счёт постоянного обмена информацией между родителями и учителем-логопедом.
Комплексность.
Дистанционное консультирование ведётся параллельно с посещениями детьми логопедических занятий, с личными беседами родителей и учителя-логопеда.
Гибкость взаимодействия.
Не критичность консультирования к расстоянию, временному графику.
Принцип стартовых знаний.
Наличие интернета, компьютера и навыков работы в сети.
Форма дистанционного консультирования.
В качестве основных организационных форм дистанционного консультирования могут использоваться: консультация индивидуальная посредством электронной почты, программы организации и конференцсвязи, программы мгновенного обмена сообщениями ISQ, чата, форума сайта ЦПМСС, персональных сайтов и блогов специалистов ЦПМСС.
Содержание дистанционного консультирования
Дистанционное консультирование позволяют учителю-логопеду осуществлять обмен сообщениями или документами без применения бумажных носителей. Кроме обычного текста существует возможность передать звуковые сообщения, изображения, документы.
При помощи дистанционного консультирования, учитель-логопед может взаимодействовать с родителями, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий.
Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: карточки с заданиями, наглядные средства обучения, медиа пособия и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать ОУ. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может происходить через интернет-общение. Таким образом, родители становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса.
Структура дистанционного консультирования.
1. Первичная очная диагностика речевого развития ребёнка.
2. Формулирование запроса родителем.
3. Зачисление на коррекционно-развивающую программу к учителю-логопеду ЦПМСС Выборгского района.
4. Получение согласия родителя на дистанционное консультирование.
5. Сопровождение коррекционно-развивающего процесса в дистанционной форме.
6. Итоговая диагностика.
7. Анализ результативности.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий физкультурного досуга для детей старшей группы
Вьетнамская игра головоломка для дошкольников своими руками
Развитие словаря у дошкольников в играх
Логопедическая сказка для дошкольников 5-6 лет