Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методическая разработка конспекта урока по Всеобщей истории, 5 класс. Рим

План-конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс.
Тема урока: Рим становится господином Италии.
Планируемые образовательные результаты: Предметные Метапредметные Личностные
Цели урока по линиям развития личности:
1-2 линия. Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории научить выявлять цели в завоевательных войнах стран Древнего мира (в частности Рима) и сопоставлять их.
3 линия. Историческое мышление.
Научить выявлять причины и следствия удачных завоевательных войн Рима
Характеризовать особенности в организации и вооружении римского войска, используя понятия: легион, лагерь, дисциплина, триумф.
4 линия. Гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить доказательно, оценивать гражданские качествам римлян, обеспечившим им победу над врагами.
Научить определять и объяснять свои оценки поступкам таким историческим личностям как царь Пирр, Аппий Клавдий с нравственной и гуманистической точки зрения.
Научить понимать иносказательный смысл легенд, притч, исторических хроник и понимание их связи с эпохой их на появления, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Научить определять на карте направления военных походов римлян и других народов Апеннинского полуострова.
Регулятивные:
-научатся умению самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через понимание иносказательного смысла легенд, притч, исторических хроник;
-научатся корректировать план учебного занятия и способы его реализации при необходимости обсуждения всех завоевательных походов Рима с 4 по 3 век до н. э.
-научатся выделению и осознанию того учебного материала, который уже усвоен, поэтапно.
Познавательные:
-научатся определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии из всего объёма основной и дополнительной информации по истории завоевательных войн государств Древнего мира;
-научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение , делать выводы по вопросам организации римского войска и строительству знаменитых дорог, способствовавших расширению и укреплению Древнеримской державы;
-научатся работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, строить обороты речи, составленные на скрытом уподоблении, образном сближении слов («Гуси Рим спасли» и «пиррова победа»; «Горе побеждённым»);
Коммуникативные:
-научатся овладевать основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития исторического процесса, работая индивидуально, в парах, группах, а также в процессе дискуссии (анализируя последствия первых результатов завоевательных войн Рима);
-научатся владеть основами коммуникативной рефлексии в процессе оценивания результатов своей работы на уроке и работы других учащихся в различных формах.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, в процессе анализа причин становления Римом господином Италии.
Формирование целостного мировоззрения процесса становления Древнеримского государства, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование осознанного уважительного отношения к субъективному мнению другого уч-ся или учителя по дискуссионным вопросам к легендам о царе Пирре, готовности и способности вести диалог, достигать в нём взаимопонимания.
Решаемые учебные проблемы.
Обязательный минимум содержания: Завоевание Римом Италии (захватнические войны Рима с этрусками, галлами, латинами, самнитами, греческими городами-полисами, армией царя Пирра). Историческая карта, как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации).
ПЛАН УРОКА:
I Проблема урока: Выявление и анализ причин завоевание Римом Италии. Определение основной причины.
II Поиск решения проблемы:
1.Необходимость единения римского народа перед лицом опасности извне, на примере ранее изученных государств, Древнего мира (примерный вывод по проблеме: преодоление внутренних разногласий между патрициями и плебеями, отразившееся на результатах оборонительных и завоевательных войн, умелое разделение окружающих племён на врагов и союзников).
2. Уважение закона и республиканской формы правления обществом (примерный вывод по проблеме: формирование правовой системы, гражданской общины Древнего Рима и расширение прав плебеев).
3. Сильная армия и её выучка (примерный вывод по проблеме: строгая дисциплина, суровые правила, умелая тактика и стратегия ведения боевых действий).
4. Строительство знаменитых римских дорог (примерный вывод по проблеме: надёжное сообщение с завоёванными территориями, материал макси уровня , необязательный).
Основные понятия, изучаемые на уроке:Апеннинский полуостров, Италия, оборонительная война, захватническая война, римляне, легион, этруски, галлы, латины, самниты, Капитолий, «Гуси Рим спасли», Аппиева дорога, Аппий Клавдий, акведуки, колонии, Тарент, Эпир, Пирр, пиррова победа,триумф.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Образоватернеельные интт-ресурсы: http//www.hrono.ru/
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний.
Здравствуйте ребята! На данном уроке мы с вами продолжаем изучать историю Древнеримской цивилизации, о которой говорили на предыдущем занятии. Поскольку речь у нас пойдёт сегодня о завоевательных походах Рима, давайте подумаем, что такое есть «война» и чем захватнические войны отличаются от оборонительных войн?
Учащиеся рассуждают и выдвигают предположения, заполняя таблицу.
Захватнические войны Оборонительные войны
1.
2.
3.
Деятельность учителя:
Давайте вспомним ранее изученные государства, которые вели захватнические войны.
Правильно, а теперь обратите внимание на слайд, вот некоторые из этих государств. Как выдумаете, каковы были причины для начала ими захватнических войн?
Попробуем выделить предпосылки, сложившиеся в 4-3 веке до н.э. для завоевания Римом Италии.
Есть ещё одна очень важная предпосылка, она касается такого понятия, как «республика». Что это значит и каковы были взаимоотношения между патрициями и плебеями?
Предпосылки завоеваний налицо, что нам надо сделать, чтобы решить проблему, поставленную на уроке?
Деятельность учащихся:
Называют государства.
Выявляют причины: расширение территории, увеличение численности зависимого населения, рост доходов в казну, увеличение численности армии, повышение международного авторитета государства или этноса, желание личной славы правителями.
Выделяют предпосылки: выгодное географическое положение Рима, в Средней Италии, в устье Тибра, тёплый климат, недостаточно воинственные по соседству с римлянами племена, находящиеся, как на более высоком, так и на более низком уровне развития.
Вспоминают и выявляют ещё одну предпосылку: в 3-м веке до н. э. сложилась гражданская община в Риме, в 5-м веке правовая система и рациональная практичная религия, плебеи стали полноправными гражданами Рима.
Делают вывод: на этапе ранней республики Рим перешёл от оборонительных войн к захватническим, поэтому необходимо с помощью учебника и дополнительных информационных ресурсов, выявить причины, благодаря которым Рим становится господином Италии.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя:
Давайте сравним две точки зрения. Определите: противоречат ли они друг другу или друг друга повторяют?
ПЕРВАЯ: «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной…» (пророчество Ромула, основателя Рима);
ВТОРАЯ: «Сыт ты, страшно сыт от кровавой бойни,
Любишь клич войны и сверканье шлемов,
Любишь грозный взгляд на врагов убитых
Римской пехоты». (Квинт Гораций Флакк)
Деятельность учащихся:
Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие, озвучивают его и осознают, что причин завоевания Римом Италии несколько и выявить их сразу, а тем более главную причину, не представляется возможным.
Делают вывод: предлагают методы, с помощью которых можно выявить искомые причины, в т. ч. используя заранее подготовленный учащимися информационный материал.

3. ЭТАП целеполагания.
Предлагаю, перед тем, как перейти к постановке практической задачи на нашем уроке, продемонстрировать образовательную информацию, которой мы располагаем (учащиеся проговаривают, сложившиеся в 4-3 веках до н. э. предпосылки, благодаря которым Рим становится господином Италии).
Теперь предлагаю выявить ту информацию, которой мы не располагаем, для разрешения проблемы нашего урока (учащиеся анализируют накопленный объём информации на данном этапе и делают предположения).
Деятельность учителя:
Как видите ваших знаний пока не достаточно для ответа на наш главный вопрос.
Ваши предложения?
Деятельность учащихся:
Учащиеся выдвигают необходимость предоставления им различных форм работы с дополнительной учебной информацией (индивидуально; в парах; в группах, чтобы в итоге, коллективно, разрешить данную задачу).

Мы активно работаем, пришло время физкультминутки! Прошу всех стать в круг, я подойду к каждому и скажу: «Ты будешь собакой, ты кошкой, ты коровой, ты гусем…». Затем предложу вам издавать те звуки, которые издают эти животные, выбрать тех учащихся, которые издают такие же звуки и объединиться с ними». Заранее вам было предложено прочитать легенду. Скажите, никаких героев легенды, эти животные вам не напоминают?
Хорошо, что вы вспомнили легенду «Как гуси Рим спасли».


4. ЭТАП планирования.
На данном этапе предлагаю самостоятельно, взвесив свои силы, выбрать форму работы на уроке. Разделимся на три группы:
1. Визуалы: в процессе продуктивного чтения, используя также заранее подготовленную информацию, работают с картой, исследуя военные походы римлян.
2. Аудиалы: по материалу предыдущего урока составляют рассказ о гражданских войнах в Риме и как результате этого - единении общества и формировании гражданской общины в 3-м веке до н. э.
3. Кинестетики: работая с иллюстрациями, текстами исторических источников, легендами, составляют коллаж, с последующим комментарием.
Рекомендую, работающим в парах и группе, выбрать лидеров, чтобы они распределили задание между учащимися по своему усмотрению с учётом мнения учащихся.
Деятельность учителя:
Для визуалов возможна работа в группе или в парах с картой по нашествию галлов, военным походам против латинов, самнитов, греков, сражениям с армией царя Пирра. (4 пары)
Для аудиалов возможна работа в группе или индивидуально. (4-5 уч-ся)
Для кинестетиков возможна работа в группе или в более мелких группах. (8 уч-ся, 2 гр. по 4 уч.)
Деятельность учащихся:
Работа в группах, парах, индивидуально.
Обобщение результатов наблюдения, размышления, выбора лидеров групп, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
В процессе работы возможен переход уч-ся из одной группы в другую, при отсутствии возражений членов группы.

5 ЭТАП "Открытие" нового знания.
Ребята, если вы активно выполняли практическую работу и провели анализ накопленной в процессе этой работы информации, то должны продемонстрировать вновь приобретённое знание. В какой форме вы это сделаете? Какие методы будете применять? Будет ли кто-то один показывать результат работы или все члены каждой группы вместе?
Учащиеся рассказывают и показывают, как они собираются демонстрировать вновь приобретённое знание, и кто это будет делать.
Деятельность учителя:
Группа визуалов, работая с картой, дополнительным материалом(Прилож.1) и материалом учебника, на стр. 200-203, выяснила, что…
Можно ли на основе этой информации выявить причины, благодаря которым Рим становится господином Италии?

Группа аудиалов, работая по материалам предыдущего параграфа, который был задан на дом, и дополнительным материалом (Прилож.2), выяснила, что…
Можно ли на основе этой информации выявить причины, благодаря которым Рим становится господином Италии?

Группа кинестетиков, работая с иллюстрациями, текстами исторических источников и легендами (Прилож.3), выяснила, что…
Можно ли на основе этой информации выявить причины, благодаря которым Рим становится господином Италии? Деятельность учащихся:(эвристическая беседа)
Рим географически был удобно расположен.
Другие народы, проживающие на Апеннинском полуострове, были соперниками римлян и представляли угрозу для их благополучного развития.
Римляне были заинтересованы в расширении территории в экономическом, политическом и социальном плане.
Единение римского народа перед лицом опасности.
Высокоорганизованная армия и её сплочённые действия в оборонительных и захватнических войнах.
Кровопролитные гражданские войны в Риме, продолжавшиеся 6 по 3 век до н.э., привели к формированию гражданской общины, в которой плебеи были уравнены в правах с патрициями.
Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество - сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или осуждение.
В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Их постановления имели силу закона.
Создание римских колоний на территории всей Италии (наделение землёй неимущих римлян и удержание в повиновении местного населения).
Практичная римская религия охотно принимала чужих богов в сонм своих небожителей.
Преодоление внутренних разногласий и получение возможности уделить больше внимания внешним проблемам.
Римляне умели разделять врагов, одних награждали союзом (в 6 веке до н. э. Рим возглавил Латинский союз, в который входили 47 племён), других наказывали и уничтожали, используя знаменитый принцип: «Разделяй и властвуй!»
Чтобы держать завоёванные италийские народы в повиновении, римляне умело натравливали их друг на друга, предоставляли больше прав то одним, то другим, возбуждали взаимную зависть и недоверие, утверждая свою власть.
У Рима на Апеннинском полуострове было огромное количество врагов (легенда о подвиге Муция по рассказу Тита Ливия, легенда процаря Пирра и мудреца по рассказу Плутарха, легенда «Как гуси Рим спасли», (стр.201 учебника), легенда «Горе побеждённым!», описание традиции чествования гусей и распятие собаки на кресте).
В годы республики плебеи активно начинают бороться за свои права. Они добились права избирать народных трибунов, избирать одного консула из числа плебеев, решения земельного вопроса, отмены долгового рабства, начала процесса формирования правовой системы.
Усовершенствование организации войска:
Уплата жалованья, выдача продовольственного пайка, единообразное вооружение.
Способность к выживанию римлян оказалась равной жажде наживы.
Расширение прав плебеев стабилизировало общественные отношения, позволило вести активную внешнюю политику.
Ни один народ на Апеннинском полуострове не мог противостоять силе римского оружия.
За военными победами Рима стояли высшие силы.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Деятельность учителя:
Мы провели серьёзную работу. На данном этапе давайте закрепим новое знание, на основе сделанных вами выводов. Одновременно все учащиеся получают задания на новое знание по группам, с выделением задания для слабых учащихся.
Индивидуальное задание для слабых учащихся: прочитать 4 пункт материала учебника на стр. 202-203 «Пиррова победа»и легенду об объявлении царём Пирром Риму войны (Прилож.4). Ответить на вопрос на стр. 203 № 5. Можно ли на основе этой легенды
выявить причину побед Рима над другими над вражескими армиями?
Группе визуалов обозначить этапы завоевания Римом Италии и показать на карте, используя материал учебника, дополнительные материалы, карту.

Группе аудиалов проанализировать данные таблиц: «Этапы расширения прав плебеев»,
«Становление римского права» (Прилож.5). И ответить на вопросы: «Как эти результаты повлияли на становление гражданского общества в Древнем Риме, что, в свою очередь явилось одной из причин завоевания Римом Италии?»

Группе кинестетиков предлагается вырезать из текста дополнительного материала (Прилож.6) все позиции и примеры, рассказывающие о строжайшей дисциплине в римской армии. Самые интересные озвучить и сделать вывод: насколько важна была роль армии в победах римлян над соседними народами?
Деятельность учащихся:
Озвученные учащиеся занимаются продуктивным чтением. Делают предположение, что в Данном случае причиной побед римлян над армией Пирра можно считать силу и опыт римского оружия.
Ожидаемый результат:
1. Война с Этрурией и создание Римско-Латинского союза (5 в. до н. э.).
2. Война с галлами (4 в. до н. э.).
3.Война с самнитами и латинами (4-3 в. до н. э.).
4. Война с армией царя Пирра (3 в. до н.э.).
5. Римско-Италийский союз (3 в. до н. э.).
Ожидаемый ответ:
Уравнивание в правах патрициев и плебеев, закрепление этого законодательным путём, позволило римлянам проводить активную завоевательную политику.
(Необходимо дать кинестетикам возможность выступить последними).
Ожидаемая информация:
При такой дисциплине римская армия была непобедима, - что, возможно, явилось решающим фактором в процессе становления Рима господином Италии.
Итак, подведём итог урока. Давайте все вместе сформулируем причины по которым Рим становится господином Италии и попробуем выявить из них главную причину.
Учащиеся подводят итог:
1. Единение римского народа перед лицом внешней опасности, преодоление разногласий между патрициями и плебеями.
2.Умелое разделение римлянами окружающих племён на врагов и союзников, натравливание врагов друг на друга.
3. Расширение прав плебеев, формирование правовой системы и становление на основе этого гражданской общины в Древнем Риме.
4.Высокоорганизованная римская армия, умелая тактика и стратегия ведения боевых действий.
5. Дисциплина и долг, мужество и доблесть - неотъемлемые качества римского воина.
(Если позволяет время, можно обсудить материал макси уровня, стр. учебника201-202 «Римские дороги» и выявить причину №6: строительство римлянами дорог и крепостей на завоёванных территориях).
Теперь, когда комплексно проработан весь учебный материал, можно выделить главную причину завоевания Римом Италии.
(Ожидаемый итог: сила римского оружия).
(Предлагается учащимся записать данные причины в тетрадь).

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
В конце урока мы проведём рефлексию содержания учебного материала, которая используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. (Если получится реализовать весь запланированный объём работы на уроке, на проведение рефлексии устно не останется времени).
Деятельность учителя:
Давайте вспомним тему и цели урока, соотнесём с планом работы, записанным на доске, и оценим меру своего личного продвижения к цели, свои успехи, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы, внесём предложения.
Предлагаю каждому заполнить следующую таблицу в тетради.
Деятельность учащихся:
(Учащиеся заполняют таблицу и сдают учителю тетради для оценивания рефлексии).
1.тема урока
2.что понрав.на уроке?
3.что не понрав.на уроке?
4.моя активность
5.эффективность работы класса
6.самооценка
7.предложения

8 ЭТАП Домашнее задание. Параграф № 47.
Оцените смысл стихов римского поэта Публия Вергилия Марона, эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку, (письменное задание для сильных учащихся):
«Выкуют тоньше другие пусть оживлённые меди,
Лучше они создадут живые из мрамора лица,
Будут в судах говорить прекрасней, движения неба
Циркулем определят, назовут восходящие звёзды,
Ты же народами править властительно, римлянин, должен!
Вот искусства твои: условья накладывать мира,
Ниспроверженных щадить и ниспровергать горделивых!
Ответьте на вопрос № 6 к параграфу 47. (письменное задание для слабых учащихся).
Приложение №1.
Древние римляне и их соседи.
Площадь Италии составляет свыше 300 000 кв. км. Природные условия Апеннинского полуострова более благоприятны для развития человеческого общества, чем многие из соседних областей Средиземноморья.
Древняя Италия обладала значительными водными ресурсами. Разнообразно и богато была представлена растительность в древней Италии. Полезных ископаемых в древней Италии было известно немного; в Альпах — медь и золото, в Этрурии — железо, медь, олово и сланцы, на острове Ильва — железо, в Бруттии — железо, медь и серебро, в Апеннинах — строительный камень и мрамор. Богатством была соль, которая издревле добывалась в устье Тибра. В разных местах имелась глина, особенно высокого качества — в Кампании. Этническая карта Италии середины I тысячелетия до н. э. чрезвычайно пестра, но к этому времени уже обозначились племенные территории. На крайнем северо-западе оби-. тали лигуры, в долине По с V в. до н. э. обосновались кельты, которых римляне называли галлами; этот район получил название Галлии Цизальпинской. В Средней Италии выделилась область этрусков — Этрурия, умбры занимали Умбрию, пицены — Пицен. Лаций был заселен латинами; его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говоривших на италийских языках. Самний заселяли самниты и близкие им сабелльские племена марсов, марруцинов. Население Кампании произошло от смешения осков с остатками родственных латинам авзонов. В Южной Италии — Лукании и Бруттии — кроме греков жили племена оскского корня; в Апулии и Калабрии — япиги, родственные иллирийцам.
Племена древней Италии стояли на разных уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. К I в. до н. э. в результате завоевания Италии Римом и ее романизации из всех разнородных компонентов сложилась единая италийская народность.
Приложение № 2
Война патрициев и плебеев в Древнем Риме.
Восстание местного населения Рима в конце VI в. (около 510 г. до н. э.) ликвидировало царскую власть; было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма правления (V-I вв. до н. э.). Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть. В Риме собирались три вида народных собраний - комиций (от лат. слова comitia - сходка). В связи с тем, что в V- IV вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение комиций сильно упало и решающее значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.
Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными — эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации.
Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые захватили право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю из «общественного поля». Плебеи требовали отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н. э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору, и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждены новые народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных органов власти, налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности.
Таким образом, все органы власти оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э. Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической деятельности.
На территории Римской империи было возведено большое количество разного рода оборонительных сооружений. По мере роста империи во вновь присоединенных областях создавались укрепленные пункты с чисто римским населением, основным назначением которых была охрана дорог. Особенно широко было развито у римлян укрепление границ от вторжения диких пограничных племен Столь масштабное фортификационное строительство было возможным благодаря широкому применению труда рабов и военнопленных.
Приложение № 3.
Легенда о подвиге Муция (по рассказу Тита Ливия).
Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scaevola - «левша»).
Вторая версия несколько иная: после того как Сцевола убил человека,одетого в пурпур, будучи схвачен и приведен к царю, он положил руку на пылающий алтарь, как бы в наказание за то, что ошибся в момент убийства. Когда царь, сжалившись над юношей, отвел его от огня, тот, в благодарность за такую милость, сказал ему, что 300 подобных ему (римлян) составили заговор против него. Царь, испугавшись этого, приняв заложников, прекратил войну. Муцию были даны луга за Тибром, названные в связи с этим Муциевыми. Кроме того, ему была поставлена почетная статуя.
Легенда о царе Пирре и мудреце по рассказу Плутарха.
Пирр любил беседовать с мудрецом Кинем. Видя, что царь готов выступить в поход на Италию, мудрец спросил: «Что мы будем делать, когда завладеем ею?» Пирр отвечал: «Рядом лежит остров Сицилия, взять его ничего не стоит», - «Значит, взяв Сицилию, - продолжал Киней, - мы закончим поход?» Но Пирр возразил: «Нет, мы пойдём на Африку и Карфаген. А если мы ими овладеем, никто не в силах будет нам сопротивляться, не так ли?» - «Так, - отвечал Киней, - но когда всё это сбудется, что мы тогда станем делать?» И Пирр сказал с улыбкой: «Будут у нас ежедневные пиры и приятные беседы». Тут Киней спросил: «Что же мешает нам теперь пировать и беседовать друг с другом? Ведь мы и так уже можем делать то, чего стараемся достичь ценой кровопролития».
Легенда о том, как гуси Рим спасли. Легенда «Горе побеждённым!»
Положение осажденных галлами римлян на Капитолии становилось все труднее. У них почти не осталось запасов провизии. Галлы же, увидев к своему удивлению следы человека, поднимавшегося по недоступному склону на Капитолий, решили, что там, где прошел один, могут пройти и многие. Однажды ночью они тоже решили подняться по отвесному берегу. В этом месте был выставлен небольшой отряд, но часовой, смена которого пришлась на это время, заснул, так что галлы беспрепятственно поднялись почти к вершине. Еще немного, и они ворвались бы на Капитолий, и у измученных римлян не было бы никакой надежды на спасение. Но как раз недалеко от этого места находился храм Юноны Монеты, т. е. советчицы, а за его оградой жил и священные гуси, ей посвященные. Хотя осажденных и мучил голод, никто не поднял руку на птиц богини. Услышав шорох шагов поднимающихся галлов, гуси подняли крик, который разбудил римских воинов. Первым проснулся Манлий. Он сразу же схватился за оружие и ударом щита сбросив в пропасть поднявшегося галла, призвал к оружию всех своих товарищей. Римляне накинулись на галлов и стали сбрасывать их с тропы. Побросав оружие, цепляясь за выступы скалы, те пытались хоть как-то задержаться , чтобы не свалиться в смертельную пропасть. Таким образом, попытка галлов овладеть последним оплотом Рима провалилась. Все прославили Манлия , и каждый воин принес ему по пол фунта полбы и по кварте вина. В условиях наступившего голода это была царская награда. Не была забыта и заслуга гусей Юноны. С тех пор стали говорить, что гуси Рим спасли. А часовой, который проспал нападение галлов, был казнен.
Голод все сильнее мучил осажденных. Но и галлы тоже начали страдать от недостатка пищи, к тому же им досаждал и непривычный климат. И в это непростое время один предсказатель на Капитолии предложил римлянам, как это ни покажется парадоксальным, собрать весь оставшийся у них хлеб и бросать испеченные ковриги по одной штуке в галльские караулы. Бренн, военоначальник галлов, ничего не мог понять. Он, как и все галлы, был уверен, что припасы римлян уже давно кончились, и голод вот-вот принудит их к сдаче. Теперь же осажденные вдруг начали метать хлебом в его часовых. Значит, рассудил галльский вождь, хлеба на Капитолии достаточно и взять осажденных измором не удастся, приступом овладеть укрепленным холмом он уже не решался, а тут еще и римская армия во главе с Камиллом готова напасть на них из Вей. И Бренн сам предложил римлянам заключить перемирие. Те согласились. Начались переговоры об условиях мира. В конце концов галлы согласились уйти из Рима за соответствующий выкуп. Договорились о тысяче фунтов золота.
Это была не очень-то большая сумма, но в разоренном городе и ее найти было крайне трудно. Казна была разграблена, и ее остатки никак такой суммы составить не могли. Тогда римские матроны (матери семейств) начали снимать с себя золотые украшения и жертвовать их для выкупа. Наконец наступил день, когда римские послы принесли золото галлам. Те положили его на весы и принялись взвешивать. Вдруг один из римлян заметил, что гири у галлов неверные, и сделал им замечание. Бренн, рассвирепев, бросил на чашу весов свой тяжелый железный меч и потребовал уплатить еще и этот вес. На робкие возражения римлян он ответил кратко: «Горе побежденным!» Римлянам пришлось согласиться.
Традиция в Древнем Риме.
По праздникам в Риме с Капитолийского холма спускалась процессия, над которой высился крест с распятой собакой и нарядно украшенная клетка с гусем. При виде собаки толпа негодовала и громко приветствовала клетку с гусем.
Приложение № 4
Из истории происхождения крылатого выражения «пиррова победа» по рассказу Плутарха.
По словам древнегреческого историка Плутарха, царь Эпира Пирр в 279 до н. э., после своей победы над римлянами под Аскулумом, воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибли». Известен другой вариант той же фразы: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска».
В этой битве Пирр одержал победу благодаря наличию в его армии боевых слонов, против которых в то время римляне еще не умели сражаться и потому были бессильны перед ними, «словно перед прибывающей водой или разрушительным землетрясением», как писал тот же Плутарх. Римлянам пришлось тогда оставить поле битвы и отойти всвой лагерь, что, по обычаям тех времен, значило полную победу Пирра. Но римляне сражались мужественно, поэтому победитель в тот день потерял столько же воинов, сколько и побежденные — 15 тысяч человек. Отсюда и это горькое признание Пирра.
Приложение № 5.
Из истории римского права.
Законы Двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum) 451— 450г. до н, э. — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат.decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писанный источник права Древнего Рима.
Законы Двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов.
Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.
Структура
• Таблица I — «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).
• Таблица II — «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).
• Таблица III — «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).
• Таблица IV — «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).
• Таблица V — «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).
• Таблица VI — «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).
• Таблица VII—VIII — «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).
• Таблица IX — публичное право, об общественных делах (равных).
• Таблица Х — погребальное (церемониальное) право.
• Таблица XI — божественное право (религиозные обряды).
• Таблица XII — брачное право (мужа).
Приложение № 6.
Римская армия.
Окончание VI века до нашей эры. Это время ознаменовалось возникновением Римской республики и наличием у нее самой сильной армии мира.
Верховную власть в Риме осуществляли два консула, избираемые на один год. В стенах города власть этих консулов была ограничена народным собранием. А за чертой города власть консулов не имела ограничений.
Одним ярких из атрибутов власти консула было присутствие в его свите 12-ти ликторов, они носили пучки розог. При выезде за город пучок розог втыкали в топор, это означало то, что власть консула была безграничной — вплоть до того, чтобы выносить любому гражданину республики (и вообще любому человеку) смертного приговора.
В то время на службу в войска Римской республики принимались только граждане республики. Мужчины, находящиеся в возрасте от 17 до 45 лет направлялись в подразделения полевой армии. Мужчины от 45 до 60 лет – на службу в тылу. Вначале от военной службы освобождались неимущие граждане, но позже из них формировали легкую пехоту. Пехотинец имел тогда право вернуться домой после участия в 20-ти походах, а конный боец мог освободиться от службы раньше — после 10 походов.
Также в римской армии служили так называемые «союзники» – мужчины, которые вербовались из разных мест Италии и из покоренных народов.
Главнокомандующими войсками были консулы. У них были помощники — легаты и командиры легионов — военные трибуны. А если государству угрожала серьезная опасность, то консулов на посту главнокомандующего заменял диктатор. И самой низшей единицей в командном составе был центурион.
У центуриона было право наказывать своих подчиненных за проступки. В чаще всего это были различные телесные наказания. Принять же решение о смертной казни для совершившего проступок воина могли консул и диктатор.
Было бы неверно утверждать, что дисциплина в армии Римской республики поддерживалась всегда карательными методами. Основой армии являлись свободные граждане, они были кровно заинтересованными в победе, особенно, если боролись за свои города, за увеличение своих земель, необходимых им под пастбища для скота и под пашни.
Большое значение римляне придавали сознательной дисциплине. Полководцы перед каждым сражением обращались к своим воинам с речью, в ней напоминали о воинском долге перед Родиной, воинам объясняли стратегию сражения, ободряли бойцов. Воины знали, что захваченные ими в бою земли справедливо разделят: одна часть будет отправлена на продажу, вторая отойдет государству, третью передадут неимущим людям. Часто воины, уходившие в отставку, получали земли и немалые денежные средства.
Римские солдаты, участвуя в сражениях, приобретали военный опыт и пользовались признание в обществе, это впоследствии способствовало получению ими более высокого поста.
С точки зрения психологии, в бою, в каждом воине происходит борьба двух сил – самосохранения и долга. А если в эту борьбу еще вмешивалась и третья сила – дисциплина, то долг побеждал в этой внутренней битве.
Внедрение обязательной дисциплины в мозг каждого воина – это результат важного процесса обучения повиновению. Часто для того, чтобы поддерживать дисциплину, особенно в военное время, требовалось применение суровых мер наказания.
Однажды во время военных действий между восставшими латинскими союзниками и римлянами сын римского консула, которого посылали в разведку, вступил в борьбу с начальником вражеского отряда (без приказа командира!) и одержал победу. Консул перед строем воинов осудил вернувшегося сына на смерть, все воины умоляли пощадить юношу, но приговор сразу привели в исполнение.
За нарушение приказов командиров, за дезертирство, за трусость воины карались немедленно: их секли розгами, а потом лишали головы.
Очень жестоко наказывали целые подразделения, если они проявляли трусость в бою: тогда применялась либо децимация (казнили каждого десятого), либо вицезимация (каждого двадцатого), либо центезимация (каждого сотого).Лишить жизни могли и за менее значительные проступки: оставление караула, потеря оружия, ложное свидетельство, воровство, трусость. Существовали и позорящие наказания: например, стояние перед всем строем без боевого пояса, в одной тунике.
В истории отмечен случай, когда римский воин-всадник изувечил руки сыновей, чтобы освободить их от военной службы. Император Август приказал за этот проступок лишить воина имущества, а затем продать его в рабство с торгов.
За то, что начальник легиона послал своих солдат охранять на охоте вольноотпущенного, император Римской республики Тиберий применил к этому начальнику легиона наказание бесчестием.
В римской армии применяли и менее суровые наказания: разжалование, выговоры, направление на тяжелые работы, телесные наказания, уменьшение жалованья, лишение прав римского гражданина.
Но, судя по записям Аммиана Марцелина, древнеримского историка, в позднем периоде Римской империи состояние дисциплины значительно ухудшилось. Часто в злоупотреблениях, правонарушениях преступлениях, были замечен высший командный состав, а не только солдаты. Было много причины такого ухудшения дисциплины в позднеримской армии.
Из-за недостатка добровольцев из римской армии исключили центурионов, а на них лежала основная нагрузка по обучению и поддержанию порядка в воинских подразделениях. введенные Впоследствии в командный состав были введены кампидокторы и центенарии, но они выполняли только функцию по обучению воинов. Поэтому нишу центурионов ими заполнить не смогли.Марцелин не исключал, что падение дисциплины было также связано с нерешенностью этнических проблем среди воинов.
Командиры присваивали себе денежные средства, провиант,
обмундирование, часто заставляли воинов работать на себя. Все это вызывало ответную реакцию у простых воинов: они стали грабить гражданское население, заниматься поборами и вымогательством. Все это приобрело такой размах, что императоры вынуждены были своими указами грозить телесными наказаниями не только в отношении простых воинов, но и в отношении командиров.
Чтобы как-то справиться с дезертирством из армии император Констанций издал закон, запрещающий давать солдатам отпуска. За нарушение этого закона полагалось лишение привилегий, пожизненная ссылка, даже и смертная казнь.Чтобы лишить дезертиров возможности найти убежище, по закону Валентиниана I укрывателям из простых граждан полагалась казнь, а гражданам из высших сословий – ссылка.А если дезертир, перешел на сторону врага и участвовал в грабеже своей страны, то он подлежал сожжению заживо.
Несмотря на очень жесткие меры по поддерживанию дисциплины, воины понимали свою необходимость и свою незаменимость, поэтому командному составу часто приходилось смещать акценты в сторону психологических воздействий. Так, провинившиеся части ставили в унизительное положение, делали из них предмет насмешек всей армии: лишали знамени, заставляли ходить в женской одежде, размещали рядом с животными или с пленными на привалах. И к командному составу применялись унижающие меры воздействия: например, порочащая их отставка, перевод на более низкую должность или в худшее подразделение, понижение в звании.
Падение дисциплины в римской армии сразу же сказалось на результатах сражений. Например, поражение в боях с сарматами и с варварами связано с тем, что командиры подразделений армии Римской империи не смогли договориться о совместных действиях.
История показывает, что положение в армиях любых государств, в концентрированном виде, отражает состояние самого общества. Основными факторами падения дисциплины являются неэффективность громоздкой системы управления, плохо продуманный налоговый гнет, коррупция, отсутствие реальной борьбы с ней, низкий социальный статуса солдат и командиров, маленькое денежного довольствия воина, нежелание власти поддерживать армии в состоянии, которое необходимо для обеспечения безопасности государства.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция Викторина с ответами для 5 класса. Своя игра. Древняя Греция Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспекты уроков истории 5 класс

Викторина по истории Древнего Востока с ответами, 5 класс

Опубликовано: 2799 дней назад (19 августа 2016)
Просмотров: 5336
+1
Голосов: 1
Светлана Олеговна Бралина # 22 августа 2016 в 20:17 0
Добрый день1!спасибо за преложенный материал. Разработка урока соответствует требованиям ФГОС.Интересное развивающее домашнее задание. Мой голос!
Лада Геннадьевна Попова # 22 августа 2016 в 20:30 0
Спасибо!
Олег Камильевич Аминов # 13 августа 2018 в 12:49 0
Здравствуйте, Лада Геннадьевна. Мне понравилась ваша разработка урока. Интересная, насыщенная. Вот бы еще успеть все за 45 мин.) Урок проведен на современном уровне, в соответствии ФГОС. Бедные учителя. Такой конспект на каждый урок... Но это уже другая тема). А вашу разработку обязательно возьму на вооружение.