Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по краеведению с презентацией для 8 класса

Методическая разработка урока по краеведению «Формирование климата Алтайского края»
Автор: учитель географии МБОУ СОШ № 96 г.Барнаул, Алтайский край
Описание работы: данный урок для учащихся 8- 9 классов по учебнику В.С. Ревякин «География Алтайского края». Возможно его использование на уроках по краеведению в 9 классах, на уроках географии в 8 классах при изучении темы «Климат Южной Сибири» . Урок сопровождается презентацией.
Цели:
• познакомить с климатическими условиями родного края;
• причинами их изменения и использования в сельском хозяйстве .
Задачи:
• развивать географическое мышление , устную речь; расширять кругозор, развивать умения делать выводы.
• воспитывать чувство гордости за родной край, страну; умение работать самостоятельно, повышать интерес к предмету ; воспитывать экологическое сознание.
Этапы урока:
I. Организация урока
II. Мотивация и целепологание
III. Основной
IV. Рефлексивно- оценочный этап
V. Домашнее задание
Оборудование:
Физическая карта Алтайского края,климатическая карта, учебник, компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
I.Этап – Организационный.
Учитель приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к работе, устанавливая расположения учащихся в кабинете и наличие необходимого оборудования, при необходимости корректирует ситуацию при помощи лаборантов, обеспечивает положительный эмоциональный, комфортный настрой, что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания.

II.Этап - Мотивационный
Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся используя стих:
Утром у всего народа
На устах один вопрос:
Как на улице погода?
Что там: дождь или мороз?
Снег иль зной невыносимый?
Тучи или солнца свет?
Многим из вас тоже интересно знать какие климатические условия в данный момент на улице. Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Учащиеся называют тему урока. На экране появляется слайд№1с темой урока.
Что мы должны узнать на уроке?
Каждый ученик определяет цель своей работе на уроке, осмысливая ее.
1 Получить представление о климатических условиях Алтайского края.
2.Выяснить от чего они зависит, и как изменяются.
3. Как используются климатические ресурсы в сельском хозяйстве.
Эти цели прописаны в слайд№2

III Этап- Основной
Давайте вспомним материал географии 8 класса . Какие климатообразующие факторы вы знаете?
Учащиеся слушают учителя , вспоминают, отвечают на вопрос:
1.Солнечная радиация
2.Циркуляция воздушных масс.
3.Подстилающая поверхность.
Эти климатообразующие факторы прописаны в слайде №3.
Презентация составлена так, что рассматривать климатообразующие факторы можно в любой последовательности.

Начнем рассматривать климатообразующие факторы с солнечной радиации.
1.Солнечная радиация – это излучение солнцем тепла и света. Ее величина зависит от высоты солнца над горизонтом.
(Учащиеся записывают определение солнечной радиации со слайда № 4)
Учитель по карте суммарной солнечной радиации предлагает учащимся:
• Определить какое количество суммарной солнечной радиации получает территория Южной Сибири?
• Сравнить количество суммарной солнечной радиации территории Алтайского края и других территорий России.
• Объяснить сходства и различия.
Учащиеся :
- определяют суммарную солнечную радиацию Алтайского края и других регионов России используя карту слайда №.5

- объясняют причины сходства и различия. (В течение года тепло и свет на территорию края поступают неравномерно. Минимальное количество солнечной радиации зимой при низком положении Солнца над горизонтом (для Барнаула 13°). Максимальное количество тепла наши широты получают летом, когда солнце стоит высоко к горизонту (в Барнаул 60°).

2.Циркуляция воздушных масс.
Учитель предлагает по климатической карте России на слайде №6 определить какие воздушные массы циркулируют по территории страны.

Учащиеся смотрят слайд презентации и отвечают: «Над Россией перемещаются арктические, умеренные и тропические и континентальные воздушные массы.»
Учащиеся делают выводы о том, какие воздушные массы могут оказывать влияние на климатические условия края и записывают их в тетрадь
Арктический воздух проникает в переходные сезоны года — весной и осенью. Наблюдаются похолодания и заморозки. Температуры ниже нуля весной возможны до первой половины июня.
Зимой усиливается приток арктического воздуха, что приводит к резкому снижению температур. Поверхность края остывает и от Азиатского максимума на запад по 50 ° с.ш. отходит отрог высокого давления. В край проникают холодные континентальные воздушные массы. Устанавливается морозная погода, осадков выпадает мало.
Из Средней Азии на территорию края проникают континентально-тропические воздушные массы. С ними приходит ранняя теплая весна и засушливое жаркое лето.
Континентально-умеренный воздух является основным. Движется из Центральной Азии. Имеет резко выраженные свойства; летом сухой и жаркий, зимой - холодный.
Морской умеренный воздух движется от Атлантического океана и приносит основные атмосферные осадки.
Учитель предлагает учащимся определить какие воздушные массы являются преобладающими ?
Юг Сибири окружен большой площадью суши, поэтому здесь преобладают континентальный воздух умеренных широт (КУ) около 50%, арктический воздух (А) – 33%. Другие воздушные массы приходят реже: континентальный тропический (КТ)- 5%, морской арктический- 8%, морской умеренный – 4%
(Слайд № 6-а)

3. Подстилающая поверхность.
Учитель спрашивает как формы рельефа оказывают влияние на циркуляцию воздушных масс?
Приблизительный ответ ученика: «Равнины не препятствует свободному перемещению воздуха, дойдя до подножий гор, он должен подниматься вверх по склонам. Поднятие сопровождается увеличением количества выпадающих осадков. Поэтому горный климат отличается от равнинного.»
Ответ учащихся подтверждает анимация на слайде № 7

По карте слайда № 8

нужно определить регионы:
• с наибольшей и наименьшей летней и зимней температурой.
• С наибольшим и наименьшим увлажнением
• Объясните причины этого.

Из-за поступления на территорию Алтая в разное время разных воздушных масс в крае четко выражены времена года.
Рассмотрим более подробно погоду в разные сезоны года.
Слайд №9 позволяет рассмотреть погоду независимо с любого сезона.

Зима — самое продолжительное время года (130- 160 дней). В течение декабря температура устанавливается ниже -10, -140С , абсолютные минимумы в отдельные годы бывают до -500С.Январь и февраль –центральные месяцы зимы. Преобладает ясная, малооблачная морозная погода. Устойчивый снежный покров образуется в начале зимы.
Учащиеся смотрят фотографии слайда № 10, и добавляют по ходу объяснения учителем.

Лето- время года без заморозков, когда средняя температура выше 100 . Самый жаркий месяц года — июль, нередки температуры 30 и выше градусов тепла. Лето в горах и на равнинах имеет разную продолжительность и длится до середины сентября. Учащиеся смотрят фотографии слайда № 11, и добавляют по ходу объяснения учителем.

Весна начинается с юго-запада края в течение марта-апреля, а в мае поднимается в горы. Тогда же и начинается обильное таяние снега. В конце весны обычно господствуют юго-западные ветры, приносящие засушливую погоду. Учащиеся смотрят фотографии слайда № 12, и добавляют по ходу объяснения учителем.

Осень наступает с первыми заморозками. Это время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха. После первых заморозков, во второй половине сентября устанавливается сухая солнечная погода ( «бабье лето»). Октябрь — дождливый осенний месяц с холодными ветрами и стабильными заморозками. В это время появляется неустойчивый снежный покров.
Учащиеся смотрят фотографии слайда № 13, слушают учителя и добавляют по ходу объяснения учителем.

Нужно оценить климатические условия для развития сельского хозяйства.
Как показал анализ климатической карты, в крае наблюдается частая смена воздушных масс, что приводит к неустойчивости погодных условий. Это сопровождается опасными для сельского хозяйства явлениями: засухой, пыльными бурями, суховеями, метелями, гололедом, градом и заморозками.

IV Эта - Рефлексивно- оценочный:
Что для вас было наиболее трудным на уроке ,что вы считаете наиболее полезным для себя? Какой вывод сделал каждый из вас для себя из урока
Определяют результативность своей деятельности
У. Этап - Домашнее задание на слайде № 14
1. §7 прочитать
2.Запишите в тетрадь по три народные приметы по теме «Климат»
Презентация на тему: Формирование климата Алтайского края

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного краеведения в 8 классе История 154 - й стрелковой дивизии Краеведческая викторина для 5 класса на тему: Птицы нашего края Сценарий краеведческой конференции на тему "40-летие БАМа" с презентацией
Участник №79 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Закладки для книг из фотопленки своими руками | Конспект урока географии в 5 классе по ФГОС с презентацией. Землетрясения и вулканы
Опубликовано: 3179 дней назад (9 марта 2016)
Просмотров: 4516
+14
Голосов: 14
Тамара Борисовна Вершинина # 10 марта 2016 в 09:39 +3
Лариса Анатольевна! Мне интересно было читать конспект вашего урока. Всё наглядно, одно вытекает из другого. Цели и задачи урока выполнены. Ребятам тема близка и понятна: в природе всё взаимосвязано. Я для себя узнала много интересного, вспомнила то, что изучалось в школе. С возрастом понимаешь, какой прекрасный предмет - география. Понравились стихи в начале урока. Примите мой голос.
Елена Григорьевна Полякова # 15 марта 2016 в 14:05 +2
Уважаемая Лариса Анатольевна, примите заслуженный голос!
Урок достойный, грамотно методически выстроенный. Материал
подаётся логично, с очень хорошей наглядностью - презентацией.
Жаль, что поздно подкорректировать текст: цель должна быть одна
и отвечать на вопрос "что?". В Вашем случае я бы сформулировала так:
"Знакомство с климатическими условиями родного края,причинами их
изменения". Задачи- "что делать?" для достижения цели - всё верно.
Желаю Вам новых творческих удач! С уважением, Е.Г.
Лариса Анатольевна Маслиенко # 16 марта 2016 в 10:32 +2
Спасибо, замечания учту в будущем.
Надежда Викторовна Новикова # 16 марта 2016 в 14:29 +1
Лариса Анатольевна, спасибо за приглашение! Вспомнились собственные школьные годы, как далеко до сегодняшних возможностей, большое подспорье - новые технологии, вы их с успехом используете! Материал подан красочно, живо. Правда, в тексте есть досадные опечатки. А в общем примите голос! Дерзайте!
Ирина Ивановна Гончарова # 18 марта 2016 в 22:23 +1
Здравствуйте, Лариса Анатольевна! Спасибо за приглашение на урок географии. Цель и задачи реализованы Вами в полной мере. Подача информации выстроена грамотно, логически верно. Чётко прослеживается структура урока. Созданы условия для актуализации опыта учеников. Примите голос.
Елена Дмитриевна Шадрина # 20 марта 2016 в 13:45 +1
Добрый день, Лариса Анатольевна! Спасибо за приглашение посетить ваш урок. Урок написан грамотно, все этапы урока выполнены. Цель и задачи реализованы. Вами выбрана интереснейшая тема урока. Представленные Вами картинки хорошего качества.Ребятам было интересно и увлекательно побывать у Вас на уроке.
Работа понравилась.
Желаю Вам творческий успехов!
Примите голос.
Нина Александровна Цырульникова # 21 марта 2016 в 17:00 +1
Спасибо за приглашение! Лариса Анатольевна, мне очень понравился Ваш урок. Много красочных фотографий - презентация. Интересные задания для самостоятельной работы детей. Вот только цели сформулированы не корректно. Голосую за.
Вера Анатольевна Варенцова # 23 марта 2016 в 10:44 +3
Здравствуйте, Лариса Анатольевна! Спасибо за приглашение. Мне урок понравился. Интересные проблемные задания подобраны для понимания новой темы. Учащиеся постоянно в познавательной деятельности. Прекрасная презентация, способствующая активности и усвоению материала. Всё понятно и логично выстроено. Я с удовольствием прошлась по этапам урока. Молодцы! Успехов Вам! Голосую.
Лариса Анатольевна Маслиенко # 23 марта 2016 в 12:18 0
Большое спасибо, коллеги, за ваши комментарии и голоса!
Мария Чукмарёва # 23 марта 2016 в 13:12 +1
Добрый день! Спасибо за приглашение! Предлагаемая тема урока с первого взгляда не простая, но чтобы дети усвоили тему и получили определенные знания используются карты, яркие иллюстрации, познавательная информация.
Примите голос! Удачи!
Анна Николаевна Книс # 23 марта 2016 в 18:37 +1
Здравствуйте,Лариса Анатольевна! Интересный, познавательный урок, грамотно методически выстроенный. Иллюстрации хорошего качества.Примите голос.
Алла Ивановна Ефимова # 23 марта 2016 в 22:17 +1
Материал интересный, яркий. Дополнением служит прекрасная презентация.
С удовольствием голосую.