Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературного краеведения в 8 классе

Урок литературного краеведения в 8 классе
Конспект урока литературного краеведения на тему «Основные мотивы творчества Евгения Александровича Забываева"
Автор: Федотова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ Лежневская СОШ №10, пос. Лежнево, Ивановская область.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока литературного краеведения в 8 классе, который  проводится в рамках регионального компонента.  Данный урок  является первым в череде занятий по изучению  творчества местных  поэтов. Материал будет полезен учителям-словесникам, ведущим данный курс, а также людям, интересующимся поэзией и прозой самобытных писателей.

Конспект урока литературного краеведения на тему «Основные мотивы творчества Евгения Александровича Забываева»
Цель:   познакомить учащихся с системой нравственных ценностей в творчестве Е.А.Забываева.
Задачи:
1) Познакомить  учащихся с жизнью и творчеством нашего земляка – Забываева  Евгения Александровича, показать, как местный поэт  посредством своего творчества раскрывает тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ним.
2) Продолжить формирование коммуникативных навыков. Развивать монологическую речь, умение  слушать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
3) Воспитывать  любовь к слову, к природе, к родине, чувство уважения к поэтам- землякам, к их творчеству. 

Оборудование: компьютер, проектор.
Демонстрационный материал:  мультимедийная презентация, видеофрагмент, фотографии и материалы из личного архива поэта.
Раздаточный материал: тексты стихов и рассказов Е.А.Забываева, фотографии, ксерокопии газетных публикаций.
Методические приёмы: встреча с поэтом, беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, групповая работа, аналитическая работа с текстами стихотворений, исследовательская работа.


Ход урока.
Я люблю тебя, родина милая,
За леса и большие поля.
Я люблю тебя, богом хранимая,
  Дорогая, родная Земля.
      
1. Орг. момент.  Мотивация.
Учитель:
-Сегодняшнее путешествие к прекрасному русскому слову  мы  начнем   с прекрасных слов (чтение эпиграфа)  Вы узнали, чьи эти строки?  (Лены Андрияновой, одноклассницы) О Лене вам многое известно. Она ещё только начинает свой поэтический путь. И при прочтении  этих строчек вы ясно представляете себе человека, который их написал, её отношение к родному краю. А я вам предлагаю прослушать стихотворение, которое уже имеет признание  и стало гимном нашего поселка.

Чтение наизусть «Гимна  поселка Лежнево» (заранее подготовленный ученик).
(на экран проецируется фото поселка и герб)
Солнце, воздух, синь неба безбрежного,
Речка, горы, простор без конца,
Здесь раскинулось милое Лежнево
На витке Золотого кольца.
Посмотрите – просторы привольные
Этих мест ваше сердце пленят,
Где часы, как глаза, колокольные
На все стороны света глядят.
Мы достойная часть человечества.
Колокольня нам – символ Кремля.
Славься, Лежнево, - наше Отечество,
Наша Родина, наша  земля!
Пусть пока лишь района столица,
Но и впредь,
Как с прошедших годов,
Наше Лежнево будет стремиться
Быть достойным среди городов.
Расцветай, наше Лежнево славное,
Мы к тебе прикипели душой,
Ты для лежневцев Родина главная
В центре нашей России большой.
Мы достойная часть человечества
Колокольня нам – символ Кремля.
Славься, Лежнево, - наше Отечество,
Наша Родина, наша земля!


Учитель:  (в скобках приводятся предполагаемые ответы учеников)
-Какое впечатление у вас сложилось об авторе этих строк?
( искренно любит свою землю, свой народ,  гордится тем, что живет в Лежневе, человек наблюдательный, творческий.)

Учитель:
-А насколько важно рассматривать творчество именно местных поэтов?
( любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю)

Учитель:
-А  что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(кто автор этого стихотворения, его жизнь и творчество, чем увлекается этот человек….)
Учитель:
-Вы знаете, ребята, у вас есть удивительная возможность увидеть воочию и пообщаться с автором гимна. Он сегодня у нас в гостях. Это Забываев Евгений Александрович. ( Провожаем поэта  на спец. отведенное ему место.)
Запись темы урока в тетрадь. «Основные мотивы  творчества Е.А.Забываева.»

2. Изучение нового материала. Биографические сведения.
Что же мы знаем о его жизненном пути?
Учитель коротко знакомит с фактами из жизни. На экране проецируются фотографии из личного архива поэта, соответствующие этапам его жизни.
Родился в 1939  году в п. Лежнево. В 1956 году закончил школу № 5   (ныне школа № 10). Поступил в Ивановский  хлопчато- бумажный техникум. Затем учился в Ивановском педагогическом  институте на филологическом факультете. С 1974 по 1979 в Лежневском СПТУ  преподавал русский язык и литературу, был  заместителем директора по учебно- воспитательной работе. Долгие годы работал на Лежневской  прядильно-ткацкой фабрике. 12 лет   возглавлял ветеранскую организацию этого  предприятия. Сейчас является членом поэтического  объединения «Воскресение».
Учитель:
-Может быть, вас что-то интересует еще?
(Дети  задают вопросы, которые их интересуют. Например. Когда и где начал писать? О чем его произведения?  Легко ли писать стихи?  Кто является литературным кумиром?)

Учитель:
-Хорошие вопросы. В течение урока мы попытаемся на них ответить. Это и будут наши цели и задачи. Обратимся к 1  вопросу. Что нам ответит  сам  Е.А. о начале своей творческой деятельности?
(Поэт предлагает детям взять эту информацию из  газеты, в которой опубликован его первый опыт.)  (копии лежат на столах)
Дети знакомятся с газетой, находят выходные данные, делают вывод о том, когда, где и что именно напечатал Е.А.
Учитель: «Евгений Александрович, мы знаем Вас как поэта, о чем Ваши стихи?»
( любовь к родному краю, близким, о военном детстве, о долге и чести, философские вопросы…)
Постепенно  на доске и в тетрадях появляется запись

Темы творчества
1. Красота родной природы
2. Любовь к близким
3.  «Вечные истины» (добро,  человечность, сострадание…)
4.   Уважение к труду
5.   Тайна рождения стиха      
6.    Тема дружбы
7.    Тема войны, преклонения перед   подвигом солдат                  
              
                                              
Учитель
-Давайте проверим, так ли это. Чтение стихов  (детьми) на фоне тихой мелодии.

Край ты мой,    
я не видал по свету
Уголка,
чтоб был тебя милей.
Ну и что ж,
что ничего здесь нету
Кроме речки да седых полей,
Кроме речки
в  ивовых ресницах
И в траве,
как  косы у невест,
Речки,
что не может не присниться
В час, когда чужбина надоест,
Да берёз, как девушек красивых,
Да лесов, темнеющих окрест,
Да могучих зарослей крапивы,
Да пригорков.
Нет.
Без этих мест
С их неприхотливою красою,
Что зовут средней полосою,
Жизнь была б без  смысла и пуста,
Вроде Божьей церкви без креста.

Учитель  проводит беседу по  содержанию стихотворения.
- Какие образы в этом стих-и вас удивили? (седые поля, речка в ивовых ресницах, травы, как косы у невест)

-Найдите строчки, выражающие авторское отношение к родным местам.( Нет.Без этих мест   С их неприхотливою красою, Что зовут средней полосою,  Жизнь была б без  смысла и пуста,  Вроде Божьей церкви без креста.)

--К какому тематическому блоку можно отнести это стихотворение?(дополняем схему названием стихотворения)

-Стихи Е.А. учат нас любить и уважать природу и относиться к ней заботливо и душевно. А что может быть возвышеннее трепетнее и чище, чем признание в любви к родному поселку. Послушаем стихотворение. (читает заранее подготовленный ученик)

*  *  *
Берёзка моя!
Пышнокудрая, белая.
Стыдливо подолом
шумишь на ветру.
Стекают дождинки
По листьям и стеблям
И ручейками бегут по бедру.

Ах, белое, нежное
берёзкино бёдрышко.
К тебе припадаю,
целую опять.
Ах, Родина-мать!
Без берёзки под солнышком
Тебя за родную
вряд  ли смог я признать.

Вот она шелестит
еле слышно листочками
Спокой на душе,
тишина и уют
Век её воспевают
распрекрасными строчками
И сколько прекрасных ещё
пропоют.

Учитель:
-Чувствуется мастерство поэта, умеющего не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видит и чувствует он сам. Проникнув в мир поэтических образов, мы начинаем ощущать   истинную любовь  поэта  к родной природе.

-- - Какими словами обозначена  основная мысль  стихотворения? (Ах, Родина-мать!Без берёзки под солнышком Тебя за родную вряд  ли смог я признать. – берёза символ России) запись в тетрадь
--Образ родной земли, природа родного края, становятся главным источником  вдохновения поэта.
Какими выразительными средствами и приемами пользуется при этом автор?         ( яркие  метафоры, словотворчество) Приведите примеры.
Ребята, как вы считаете, достаточно ли любить только родные леса и поля, речку и березку? Может быть, есть что-то такое, с чего  начинается любовь к родине вообще?   (Любовь к малой родине всегда  невозможна и без любви к своему  родительскому дому, который каждому  очень дорог.)

Стих читает автор.

Родительский дом
Просыпается день,
                  Солнце щедрою краской
Рассыпает лучи по волнам серебром.
Над рекой на горе,
                   Рядом с фабрикой ткацкой
Мой родительский дом,
                  Мой родительский дом.

В нем я много обрёл,
                 В нём я много оставил.
В нём ночами читал,
                 Жаждал больше узнать.
И такая родная,
                  Такая простая
Легкой бранью под утро
                  Спать гнала меня мать.

Перед школой кормила,
                   Пожуривши маленько,
Чтоб не спал на уроке
                  И был поскромней,
Называла меня кратко,
                  Ласково – «Енька».
Это имя как память,
                  как песня во мне.

Жизнь как с норовом конь,
                   Седока искалечить
Всё ловчит. Или вдруг
                   Побольней укусить.
А родительский дом
                   Душу манит облегчить,
Отдохнуть, помягчеть,
                    И чуть-чуть погрустить.

Мать уже отошла (в край замучила хворость)
В мир, где все завершают пути.
«Енька»,- вдруг позовёт
её  ласковый голос…
Сердце разом сожмёт
и глаза замутит.

День расцвёл и окреп.
Шум, движение, гомон.
Вёс бежит, всё кипит,
всё торопится жить.
По пути на работу
я здороваюсь домом,
Ну а после – к отцу захожу погостить.
Как отец, дом седой -
                            краска слезла местами.
Я за ручку калитки
друга старого жму.
В нём я счастье обрел,
в нём я сердце оставил,
В нём молчу, в нём пою,
в нём грущу, в нём живу.

Учитель:
-Как называет автор свой дом? (другом) Зачитайте.  Тексты у вас на столах. Какими словами автор показывает особую значимость  отчего дома в своей жизни? (Душу манит облегчить, Отдохнуть, помягчеть, И чуть-чуть погрустить)    (Я за ручку калитки  друга старого жму.  В нём я счастье обрел,  в нём я сердце оставил,  В нём молчу, в нём пою,  в нём грущу, в нём живу.)

3. Физкультминутка    (релаксация) Предлагаю прогулку к родительскому дому поэта.  Идем по знакомым тропинкам, вглядываемся в родные места, вслушиваемся в пение птиц, поднимаемся на гору, ищем отчий дом поэта (всё это происходит под неторопливое журчание ручейка в удобной для ребенка позе, обязательно с закрытыми глазами)

4. Исследовательская (групповая работа)
Учитель:
-Попробуйте по характерным словам стихотворения «Родительский дом» определить, на какой фотографии изображен отчий дом Е.А.

-К какому выводу вы пришли? Почему выбрали фотографию именно этого  дома? Подтвердите строчками из стих-я. (у меня они подчёркнуты)

5. Работа в парах.
-У Е.А. много интересных, бередящих  душу стихотворений. Их вы будете изучать дома. А сейчас прочитайте стих «Догорела сигарета…) и подумайте, легко ли быть поэтом, легко ли даются ему слова, какими должны быть слова?
Догорела сигарета.
Пальцы обожгла.
Над бессонницей поэта
дымовая мгла.
Неужель в  мильонах нету
Слова,
           чтоб в строку вошло,
Чтоб кому-то,
может, где-то
Душу обожгло?
Чтобы пело,
чтоб сверкало,
чтоб грустило,
чтоб ласкало,
  Чтоб вело, звало, манило,
  Чтоб рвало, метало, било
   Иль журило бы незло.
   Где-то ж это слово было
   В миллионе наших слов.
   Загорелась сигарета
огонёчком злым,
Над бессонницей поэта
      вечный спутник-дым


6. Знакомство с Е.А.Забываевым-прозаиком.
Учитель:
-У меня к вам вопрос. Мы говорим о Е.А.  как о поэте.  Но в то же время его первой опубликованной работой, как нам теперь известно из газеты, был рассказ. И он не единственный. Какое понятие будем использовать в нашей речи  теперь?  (прозаик)

-Его рассказы  трогают   душу  своей глубиной, искренностью, нравственными выводами. Многие рассказы автора  автобиографичны, у многих героев есть прототипы.
- Дома вы знакомились с  двумя  рассказами «А это и есть служба»  и  «Цветок».  Теперь вы знаете, кто их автор. Что в этих  рассказах общего? ( затрагивают  проблемы человечности, нравственности, повествуют о событиях, оставивших память в сердце автора на долгие годы)
-Какие нравственные ценности провозглашает Е.А. в своем рассказе «Цветок»? (уважение к  людям, их подвигам…) Подтвердим цитатами из текста.

( я твёрдо уверен, что из этого  маленького человечка вырос мужчина доброй, щедрой, мужественной души, любящий жизнь и умеющий её ценить. …………….Для меня  он до сих пор – мальчишка, застывший в благородном порыве высочайшей человеческой нравственности. )

- О каких нравственных понятиях речь идет в рассказе «Служба идет» ? ( долг, честное служение родине, …

-Еще одним  домашним заданием будет рассказ о знакомом вам человеке, беззаветно преданном своему делу, служению на благо своей родины. Вы можете выбрать один из вариантов работы (или работа со стихами, или творческая работа по описанию знакомого человека и его истории)

-Ребята, на все ли ваши вопросы мы ответили? Смогли ли справиться с поставленными задачами?  Подвести итог нашему сегодняшнему занятию я попрошу самого Евгения Александровича, с чьим творчеством мы сегодня знакомились.
«Живое слово» поэта. Напутствие молодежи.

7.ИТОГ
- Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией  Е.А., какой след оставила в вашем сердце?(Дети, наверное, говорят, что творчество  Е.А.  вдохновлено любовью к людям и к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.)

-Повторяю  домашнее задание.  Запишите его. Оно вариативное.
1Прочитать любые стихи Е.Забываева, остановиться на стихотворении о трудности поэтического дела («Догорела сигарета…), составить письменное рассуждение на эту тему.
2. Письменный рассказ о человеке, беззаветно преданном своему делу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс Мой город – город трудовой славы. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней груп Конспект урока по краеведению с презентацией для 8 класса Конкурс по краеведению для школьников «Ими славится Брянская земля»
Игровая программа для учащихся 4-5 классов. Сценарий
Опубликовано: 3955 дней назад (23 февраля 2014)
Просмотров: 6545
+10
Голосов: 10
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 23 февраля 2014 в 14:03 +2
Наталья Сергеевна, какую замечательную встречу Вы подготовили для своих учеников! Встреча с поэтом и прозаиком на уроке! Беседа с Евгением Александровичем Забываевым, уверена, никого не оставила равнодушным, школьники с интересом будут готовить домашнее задание, ведь у них после урока масса положительных впечатлений! Очень тронула меня релаксация - прогулка к родительскому дому поэта. Думаю, Ваши ученики были предельно внимательны, слушая стихотворение "Родительский дом", увлеченно работали в группах, чтобы найти фотографию отчего дома Е.А. Забываева.
Спасибо Вам за возможность открыть нового поэта!
Наталья Сергеевна Федотова # 23 февраля 2014 в 14:11 +2
Спасибо, Ирина Геннадьевна, за приятные слова! Действительно, ребятам занятие понравилось. Считаю, что воспитывать подрастающее поколение необходимо не только на ставших классическими произведениях, но и организовывать для них такие вот встречи с творческими людьми. Тем более, что такая возможность есть. А стихи Евгения Александровича звучали проникновенно, ведь они о родных, знакомых нам всем с детства местах.
Валентина Анатольевна Бронская # 23 февраля 2014 в 14:29 +3
Наталья Сергеевна! Через урок я познакомилась  с системой нравственных ценностей в творчестве Е. А. Забываева.
Наталья Сергеевна Федотова # 23 февраля 2014 в 14:32 0
Надеюсь, Валентина Анатольевна, материал встречи был Вам интересен и полезен.
Александр Семенович Жбанов # 23 февраля 2014 в 16:10 +2
Спасибо за знакомство с замечательным Вашим земляком - поэтом и прозаиком Е.А. Забываевым! Очень трогательные стихи о матери, о Родине, о русской березе, воспитывают чувство патриотизма , гордости , любви к родному краю. У Вас замечательный. незабываемый урок краеведения, Наталья Сергеевна!+
Наталья Сергеевна Федотова # 23 февраля 2014 в 16:21 +1
Спасибо за отзыв, рада, что Вам понравилось!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 23 февраля 2014 в 17:13 +1
Наталья Сергеевна, вы проделали огромную работу. Знаю, как порой сложно найти материал о поэтах-земляках. А пригласить поэта в школу - это прикоснуться к творчеству не просто на страницах книг, а так сказать "в живую". Здорово! Вы молодец!
Наталья Сергеевна Федотова # 23 февраля 2014 в 18:58 0
Спасибо, Татьяна Анатольевна, за поддержку!
Маргарита Александровна Гришина # 23 февраля 2014 в 19:47 +3
Наталья Сергеевна,просмотрела ваш конспект урока литературного краеведения.
Очень нужный урок по литературе.Дети на примере разборки основных мотивов
творчества поэта и прозаика,своего земляка,лучше начинают понимать тонкие и важные понятия как любовь к своему  родному краю,к своему дому.Любовь к Большой родине начинается с любви к своей малой родине.На уроке идет разборка стихов и прозы,где писатель раскрывает свою любовь к родным местам,раскрывает вопросы
вечной мстины.Детям предлогается дома прочитать другие произведения,где писатель раскрывает темы:уважения к труду,тема дружбы,любви к близким.Интересна тема,которая раскрывается в стихотворении,посвященному тайне рождения стиха.Правильно,что вы детям даете задание подумать дома над проблемой
этого стихотворения.В таких доверительных стихах обычно раскрывается характер писателя,о его трудной миссии написания для людей стихов,которые смогут затронуть их тонкие чувства.Очень интересная тема,даже сама увлеклась,захотелось поучаствовать в обсуждении.Литература-это всегда прекрасно,она учит человека мыслить.Спасибо за урок.Я +1
Наталья Сергеевна Федотова # 23 февраля 2014 в 21:06 +2
Спасибо, Маргарита Александровна, за добрые слова! Действительно, на уроке дети много размышляли о вечных истинах, что так необходимо в настоящее время. Красивые, эмоциональные стихи поэта о родном крае помогли ребятам стать чуточку добрее, чище, ещё больше проникнуться чувством любви к родному краю, а прочитанные дома рассказы напомнили им о необходимости чтить такие понятия, как долг, честь, ответственность. Уверена, что такие встречи нужны. Приятно, Маргарита Александровна, что Вам захотелось поучаствовать в обсуждении поднятых проблем. Ещё раз спасибо за поддержку!
Лилия Масагутова # 25 февраля 2014 в 15:18 0
Замечательный конспект!Интересно!Познавательно!Красивые, трогательные стихи!Спасибо!
Наталия Генчева # 26 февраля 2014 в 15:07 0
Конспект урока методически грамотно построен. Полностью решает поставленные цели и задачи. Хорошо подобраны и продуманы формы , методы работы с детьми. Урок получился насыщенный, интересный, познавательный. Голосую.
Наталья Сергеевна Федотова # 26 февраля 2014 в 18:39 0
Спасибо!
Анна Бякова # 2 марта 2014 в 17:41 +2
Уважаемая Наталья Сергеевна! Была приятно удивлена, увидев урок литературного краеведения, посвящённый поэту-земляку. Вы оказали неоценимую помощь прежде всего педагогам Ивановской области: поверьте, такой материал, продуманный, эмоциональный, методически выстроенный, поможет учителям в проведении урока. Хорошо бы нам, педагогам одного региона, создать банк интересных разработок по литературе родного края, потому что провести урок литературного краеведения так, чтобы воспитать любовь и уважение к своей малой родине, сложно по причине недостатка материала. Как Вам такая идея?
Наталья Сергеевна Федотова # 3 марта 2014 в 23:05 +1
Отличная идея, Анна! Полностью с Вами согласна! Действительно, материл для таких уроков собираешь по крупинкам. Поделившись информацией, мы окажем друг другу неоценимую помощь. Подробнее - в личном сообщении. Спасибо за поддержку.
Оксана Ерина # 13 марта 2014 в 18:32 0
Просто замечательно
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 7 августа 2014 в 21:11 0
Наталья Сергеевна,внимательно прочитала ваш конспект урока литературного краеведения.
Очень нужный урок по литературе. Ваш материал полностью решает поставленные цели и задачи. Хорошо подобраны и продуманы формы , методы работы с детьми. Красивые, трогательные стихи!Спасибо!
Наталья Сергеевна Федотова # 8 августа 2014 в 08:20 0
Спасибо, Галина Евгеньевна за добрые слова!
Мария Юрьевна Воркуева # 27 октября 2014 в 02:43 0
Уважаемая Наталья Сергеевна!
Мы с Вами - историки и филологи - делаем общее дело, изучаем культуру родного края, пытаемся понять закономерности исторического развития, раскрыть особенности жизни людей нашего региона. Интересно было познакомиться с разработкой Вашего урока - подобранный материал может стать прекрасной иллюстрацией и к уроку исторического краеведения, лирическим его дополнением. Очень надеюсь увидеть на странице Вашего блога и другие материалы о выдающихся людях Ивановской области. Буду рада взаимному обсуждению особенностей преподавания краеведения в школе.
Лидия Витальевна Максимова # 20 декабря 2014 в 23:56 0
Присоединяюсь к мнению коллеги, уважаемая Наталья Сергеевна, о том, что ВСЕ педагоги должны заниматься изучением родного края, но у каждого своя специфика. Ваш урок заставил задуматься о том, как важно сохранить народную культуру, а мы, биологи, стараемся сохранить мир вокруг нас в первозданном виде. Спасибо за интересные стихи, обязательно использую их на одном из классных часов.