Внеклассное мероприятие «Мой верный друг — пёс» (игровая программа)
Автор: Федотова Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ Лежневская СОШ №10
Описание работы: это игровая программа для внеклассного занятия о собаках для учащихся 4-5 классов. Материал будет полезен классным руководителям,а также учителям русского языка и литературы.
Цели занятия:
1. Воспитание бережного и ответственного отношения к животным.
2. Вспомнить произведения о собаках, узнать новые.
3. Прививать интерес к чтению.
4. Способствовать развитию интереса к жизни собак, учить не быть равнодушными к проявлениям жестокого отношения к животным.
Предварительная работа.
1. Оформление фотовыставки «Мой верный друг»
2. Оформление выставки рисунков «Собака — друг человека»
3. Подбор художественных произведений, в которых главными или второстепенными персонажами являются собаки. Оформление книжной выставки.
4. Написание сочинений о своих любимых питомцах.
5. Заучивание стихотворений о собаках наизусть.
6. В зале мягкие игрушки, поделки, изображающие собак.
Ход занятия
Звучит песня «Мой щенок», сл. П.Синявского, муз.Ю.Чичкова.
Ведущий.
Наверное, каждому ребенку в детстве хочется, чтобы родители подарили ему маленького щенка. Не правда ли? Это ласковое, дружелюбное и жизнерадостное существо способно подарить любящему хозяину беззаветную преданность и самоотверженность. Иметь такого друга — большое счастье. Но так ли мы много знаем о собаках?
Очень давно, много тысяч лет назад, к костру первобытного человека подошла собака и стала его преданным другом. Собака во всём помогала человеку, ради своего хозяина она готова на всё. Предателей среди собак нет. Хороший хозяин никогда не обидит своего пса.
Сегодня я вам предлагаю в игровой форме вспомнить всё, что вы знаете о собаках, а также обязательно узнать что-то новое. Итак, начнём.
Наше многоуважаемое жюри будет очень внимательно отслеживать правильность ваших ответов. Каждому верно ответившему ученику наши помощники-старшеклассники будут выдавать жетон в виде косточки. Победителем сегодняшней викторины станет тот, кто наберет таких «косточек» больше всех.
1 конкурс - «Познавательный»
Ответьте на вопросы.
1. Название какой породы так и переводится - «собака»? (дог)
2. Про какую собаку говорят, что она и сама не ест, и другим не дает? (собака на сене)
3. В названии какого созвездия упоминаются собаки? (созвездие Гончих псов)
4. Как называется общежитие для собак? (псарня)
5. В чём главное отличие зрения собаки от человека? (собаки различают только черный и белый)
6. Назовите фамилию владельцев собаки, которую боялись все, кроме Шерлока Холмса? (Баскервили)
7. Отчего собака бывает кусачей? ( от жизни собачьей)
8. Что означает слово «кинология»? (наука об изучении собак)
2 конкурс - «Породы собак»
Наиболее древними, как считают кинологи, были борзые, гончие, доги, таксы. Они, по сведениям учёных, существовали уже 4 или 5 тысяч лет назад. Их и изображения находят на египетских наскальных памятниках и на виллах римских императоров. В настоящее время известно 400 пород собак. И каждая имеет определенную профессию. Профессий у собак много — есть и сторожевые, и спасатели, и поводыри. Но самая главная — делать жизнь людей ярче, эмоциональнее. Чаще всего это обыкновенные дворняги, влюбленные в своего хозяина и преданные ему до конца жизни. А вот что вы знаете о породистых собаках, мы сейчас и выясним. Перед вами задача: ответить на вопрос и среди представленных картинок выбрать ту, на которой изображена, по вашему мнению, собака, о которой говорится в задании. «Косточка» выдается и за верный ответ, и за правильно выбранную картинку.
1. Какие собаки храпят во сне? (мопсы, у них укорочен нос)
2. За что боксер получил свое название? (голова похожа на боксерскую перчатку)
3. Какие собаки самые маленькие? (Чи-хуа-хуа, вес от 800 гр до 1,5кг)
4. Что такое «мёртвая хватка» бульдога? ( короткие и сильные челюсти и особое расположение зубов позволяет крепко удерживать добычу)
5. Какая кудрявая собачка названа по имени итальянского города? (болонка, город Болонья)
6. Еще в17 столетии монахи августинского монастыря святого Бернара в Швейцарских Альпах разводили огромных сторожевых собак. Эти собаки прославили себя и своих хозяев тем, что во время снежных бурь они находили и спасали заблудившихся, замерзающих, обессиленных путников. Собак стали называть по имени монастыря, где их разводили. Один из героев — собака Барри, жившая при монастыре в начале 19 века, за 10 лет спас от верной гибели 40 человек. Самое интересное, что эту благородную работу собаки выполняют и по сей день. Так же называют и один из перевалов в Альпах. Назовите эту породу собак. (сен-бернар)
7. Эта собака родом с Северо-восточного побережья Канады. Считается, что предками этой породы с одной стороны были корабельные собаки, которые попали на сушу с судов, проходивших с разными целями к этим берегам. С другой – местные рабочие собаки, возможные потомки индейских собак и баскских овчарок. И ясно одно: никакая из этих собак не страдала водобоязнью. Что это за порода, если предки были, как ещё известно, отнюдь не маленькими? (ньюфаундленд)
8. В переводе с немецкого название этой породы собак означает «лужица». Это объясняется тем, что предки этой породы охотились в воде. Что это за порода? (пудель)
3 конкурс «Литературный»
Узнайте, о каких собаках идет речь. Назовите автора и произведение.
1. Какой кличкой, созвучной названию дерева, наградил собаку А.П.Чехов? (Каштанка, А.П.Чехов «Каштанка»)
2. Какая собака стала жертвой самодурства помещицы? (Муму, И.С.Тургнев «Муму»)
3. В какой известной сказке три собаки спасли жизнь солдату? (рнс «Огниво»)
4. Какой пёс носил на лапе часы? (Артемон, А.Н.Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик»)
5. У какой собаки была кличка, состоящая из четырёх слов? (Белый Бим Чёрное Ухо, Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»)
6. Какая собачка сильна тем, «что лает на слона»? (Моська, И.А.Крылов «Слон и Моська»)
7. В каком произведении хищник не смог съесть беззащитного пёсика? («Лев и собачка» Л.Н.Толстой)
4 конкурс - «Объяснялки»
Необходимо объяснить смысл «крылатых выражений»
1. Ходить на задних лапках (выслуживаться, подлизываться)
2. Вот где собака зарыта (докопаться до сути, узнать истину)
3. Слюнки текут (ждать чего-то вкусного, приятного)
4. Идти по следу (быть на правильном пути, догонять)
5. Гладить против шерсти (говорить гадости, разозлить)
6. Спустить всех собак (быть чем-то недовольным, ругаться)
7. Держать нос по ветру (контролировать ситуацию)
8. Собачья преданность (быть очень верным)
9. Держать ухо востро (быть осторожным, насторожиться)
10. Собаку съесть (быть асом в чем-либо, хорошо разбираться)
11. Спать без задних ног (очень устать, ничего не слышать)
5 конкурс - «Пантомима»
Участникам предлагается изобразить ситуацию, описанную на карточке. «Косточку» зарабатывают те конкурсанты, которые сделали это более убедительно. (вариант проведения конкурса — ситуация не зачитывается — зрители должны угадать, какой поступок собаки изображает участник)
1. Молодая лохматая дворняга аппетитно гложет кость.
2. Охотничья собака учуяла кабана.
3. Преданный Рекс увидел в окно идущего домой хозяина.
4. Немного трусоватый пинчер увидел большого пса и пытается проскользнуть незаметно.
5. Собака стянула пирожки со стола и чувствует себя ужастно виноватой.
6. Пес наступил на стекляшку и повредил подушечку на лапе.
7. До пёсьего носа доносится аппетитный запах жареной курочки, и он пытается определить, откуда этот аромат.
6 конкурс «Народно-поэтический»
Участникам предлагается вспомнить и восстановить пословицу.
1. Для какой собаки семь вёрст не крюк? (бешеной)
2. Что делает собака не для сытости, а для хитрости? (кусает)
3. Чья дружба до первой кости? (Собачья)
4. Чего не знают пёсьи глаза? (стыда)
5. Какая собака даже на небо лает? (глупая)
6. Без чего не живёт пес, потому что у него служба такая? (без лая)
7. Кто спит при верном псе? (сторож)
8. И собака помнит, кто бьет, а кто... (кормит)
7 конкурс «Конкурс чтецов»
Дети читают стихи о собаках, которые они приготовили дома. Учитывается правильность чтения, выразительность, артистичность. Члены жюри оценивают.
Подведение итогов.
Итак, наша познавательно- игровая программа подошла к концу. Грамотами и призами награждаются дети за победу в конкурсах чтецов, рисунков, фото-работ и сочинений (итоги конкурса сочинений необходимо подвести заранее, а лучшие сочинения по возможности зачитать)
Главный приз присуждается самому эрудированному.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра «Хочу всё знать» для 4 класса
Классный час в 5 классе
Сценарий спортивно – познавательной программы для 5-7 классов
Посвящение в пятиклассники. Идеи по проведению праздника
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса
Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России
Классный час на тему животные для 5, 6 класса