Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс

Конспект познавательного занятия по теме "Мой дом - Кузбасс" для детей 4-5 классов
Материалы и оборудование: Видеопроектор или телевизор с выходом для USB; сетка кроссворда формата A2.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, мы подведем итог виртуального путешествия по нашей области. В этом путешествии вы узнали много интересного о нашем регионе, познакомились с национальным составом Кемеровской области, с традициями, праздниками, обычаями.
- А кстати, сколько основных народностей населяют Кузбасс?
Реакция детей.
- Правильно – восемь. Это русские, украинцы, шорцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, телеуты.  Вот сколько народностей населяют наш регион. Конечно, все мы разные, у всех у нас своя культура. Но есть такие качества, которые нас объединяют. Прежде всего, это толерантность, т.е. дружба, согласие. А еще любовь к своей земле.
- А кто же из этих народов является по-настоящему коренными жителями Кузбасса?
Реакция детей.
- Конечно, это телеуты, шорцы и сибирские татары.
На экран проецируется фото 1.
  
- А кто мне скажет, почему наш край носит название Кузбасс?
Реакция детей.
- Молодцы, ребята! Конечно,  Кузбасс – это Кузнецкий каменноугольный  бассейн, занимающий первое место в России. А «Кузнецкий» произошло от ремесла наших предков, а именно от занятия кузнечным делом.  
- А сколько городов и районов в нашей области?
Реакция детей.
- Правильно 20 городов и 19 районов. Со своей историей развития, со своими достопримечательностями.
- А как вы хорошо знаете свой край, мы сейчас и проверим.
- Я предлагаю вам поучаствовать в разгадывании кроссворда «Мой край»
Рисунок 2 – сетка кроссворда «Мой край».
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1. Как называют коренных жителей Кузнецкой степи? (телеуты)
2. «Кружевной город Кузбасса». (Мариинск)
7. Город металлургов. (Новокузнецк)
8. Памятник какому корнеплоду, завезенному Петром Ι в Россию, установлен в Мариинске? (картошка)
10. Город, названный, как непроходимый лес. (Тайга)
12. «Золото» Кузбасса. (уголь)
14. Какая пещера в Кузбассе считается обитателем йети (снежного человека)? (Азасская)
15. Специальность под землей. (шахтер)
16. Город, чье имя обозначает название маленького пушного зверька с ценным мехом. (Калтан)
17. Город, в котором по преданию, на месте гибели священника, образовался святой источник. (Салаир)
20. Ленинск-Кузнецкая святыня. (Троеручица)
По вертикали:
2. Город с молнией на гербе. (Мыски)
3. Угольный город в прямом смысле этого слова. (Кемерово)
4. Что заложили предки-комсомольцы своим потомкам в г.Белово? (капсула)
5. Километр, означающий начало всей нашей области. (нулевой)
6. Название нашего края. (Кузбасс)
9. Город, который называют «вратами Кузбасса». (Топки)
13. Город Новокузнецк в простонародье. (Кузня)
15. «Комната» в глубинах земли. (штольня)
16. Наука, занимающаяся изучением родного края. (краеведение)
18. Река, сыгравшая роль в названии Кузбасского города. (Уса)
19. В каком городе стоит скульптура женщины, сидящей на лосе? (Таштагол)
- Молодцы, вы замечательно справились с заданием.
- Вы, наверное, немного устали. И я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка.
- Дружненько мы все встаем,
В удивительный поход идем.
Не забудем взять с собой
Рюкзачок наш расписной.
Мы поедем на машине,
Поплывем на катерке.
Мы поднимемся к вершинам
Наших гор в густой тайге.
Горным воздухом подышим,
Плечи разом распрямим,
И по пройденному маршруту
Мы домой все прибежим.
- Наш край поистине богатый край. Ведь недаром кузнецкую землю облюбовали первые поселенцы. Наша земля дарит нам и железо, и золото. Но самое настоящее богатство нашего края – это неисчерпаемые залежи каменного угля.
- А кто же нашел это черное сокровище, кто мне ответит?
На экран проецируется иллюстрация экспедиции М.Волкова.
Реакция детей.
- Да, это Михайло Волков. Памятник знаменитому рудознатцу поставлен в нашем областном центре, на площади, которая носит его имя.
На экран проецируется фото 2.
- Кузбасс богат не только своими полезными ископаемыми, но и своей природой. Есть здесь и грациозные животные, такие, как косули, олени, кабарги. В реках и озерах водится много различной рыбы – осетры, стерляди, щуки, хариусы. А леса привлекают своими загадочными растениями. А желающим отдохнуть и подышать настоящим горным воздухом, совсем необязательно отправляться на швейцарский курорт. А просто посетить г.Междуреченск, а именно Поднебесные зубья, которые называют Сибирскими Альпами. Ведь не зря они стали одним из Семи чудес Кузбасса.
- Кстати, а какие еще есть чудеса в нашей области?
Реакция детей.
- Правильно, это Азасская пещера и скульптура «Золотая Шория» в Таштагольском районе, Томская писаница и монумент «Память шахтерам» в г. Кемерово, Кузнецкая крепость в г. Новокузнецке – архитектурное сооружение 19 века, которое является памятником федерального значения и г. Мариинск – музей под открытым небом.
- Есть на нашей территории  и заповедные места. А что такое заповедники и сколько их в Кузбассе?
Реакция детей.
- Правильно, это места, которые охраняются государством и изъяты из хозяйственного пользования. Посещение заповедников самовольно запрещено, т.к. эти объекты строго охраняются. В нашей области таких мест три. Это Шорский национальный парк,  государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» и природный музей-заповедник «Томская писаница». Есть в нашей области такой природный памятник, как Липовый остров, расположенный в Новокузнецком районе недалеко от поселка Кузедеево. Он, как отголосок доледникового периода, эпохи динозавров. Этому острову более 60 миллионов лет. Этот памятник также охраняется государством. Цель создания таких мест – это сохранность природы.
- Некоторых видов животных и растений на Земле осталось очень мало, поэтому они занесены в специальную книгу с разноцветными страницами. А как же называется эта замечательная книга?
Реакция детей.
- Молодцы, ребята! Да, это «Красная книга». А почему же ее так назвали?
Реакция детей.
- Да потому, что она подобна красному сигналу светофора и должна предупреждать людей, что наша природа в опасности. Красные, белые и зеленые страницы этой книги, означают уровень флоры и фауны. А именно:
Красная страница – уровень повышенной опасности, т.е. виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.
Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше.
Зеленая страница — это страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым, благодаря заботам людей, больше не угрожает исчезновение.
- В нашей области тоже есть Красная книга, состоящая из двух частей. В основную часть включены те представители флоры и фауны Кемеровской области, которые нуждаются в особой охране и без специальных мер защиты им грозит реальное вымирание. Вторая часть – Приложение. В нее входят кандидаты в Красную книгу, т.е. те виды растений и животных, популяция которых находится в критическом состоянии.  На сегодняшний день, в список редких и исчезающих животных Кемеровской области включено 124 вида и 30 видов в Приложение.
- А теперь, я хочу вам предложить освежить свои знания в интеллектуальной викторине «По страницам Красной книги». Ну что готовы?
Реакция детей.
- Итак, первый вопрос:
1. Какое животное является отличным лесорубом? (Бобер)
2. Какое животное называют «сохатый»? (Лося)
3. Какую рыбу называют речным волком? (Щуку)
4. Любимая героиня народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. И в сказках, как известно, есть доля истины. Кто это? (Лиса)
5. Назовите животное из представителей оленей, у которых клыки выполняют защитную функцию, как рога у собратьев. (Кабарга)
6. Название цветка, который вырос, как гласит легенда, на месте потерянной обуви одной из богинь. (Венерин башмачок)
7. Назовите животное, чье имя послужило нарицанием  вредному, несговорчивому человеку.  (Выдра)
8. Этот герой сказок отличается своей изворотливостью, умением запутывать свои следы. (Заяц)
9. Хищник с ценным мехом. (Норка)
10. Растение, которое называют «ключ – травой», под которым, по народным поверьям, нужно искать клад в ночь на Ивана Купалы. (Гроздовник полулунный)
11. Животное с мифологическим образом «ткачихи» или «невесты», любящая делать прически лошадям. (Ласка)
12. По-другому, это животное называют вепрь. Кто это? (Кабан)
13. Название этому хищному животному дали его действия, а именно «волочить», «уволакивать». (Волк)
14. Изящный маленький олень. (Косуля)
15. Подслеповатый обитатель подземных туннелей. (Крот)
16. По народному поверью, эта птица принесет счастье в дом, если поселится на его крыше. (Аист)
17. Это животное называют таежным хозяином. (Медведь)
18. Животное, обладающее уникальным слухом и способностью спать вниз головой. (Летучая мышь)
19. Назовите птицу, которая с легкостью заменит охотничью собаку. (Сокол  сапсан)
20. Эту рыбу в народе называют «царской», т.к. ею трапезничали только представители царских семей. (Осетр)
21. Бабочка, названная в честь греческого бога мужской красоты и силы. (Аполлон)
22. Этот герой в разных народных сказках ведет себя по-разному. Несмотря на свой маленький рост, зверек этот очень юркий и быстрый. В одних сказках он любит делать пакости, в других — помогать. (Мышь)
23. Этого маленького храброго зверька называют «пожирателем змей». Вы узнали его? Кто это? (Еж)
- Молодцы ребята! Вы хорошо знаете животный и растительный мир нашего региона.
- Как быстро бежит время. Вот и наше занятие подходит к концу.
- Итак, как называется наш край? (Кузбасс)
- Сколько городов и регионов в нашей области? (20 городов и 19 районов)
- Какие заповедники есть в нашей области? (Томская писаница, «Кузнецкий Алатау» и Шорский национальный парк).
- Умнички!
- А теперь подведем итог нашего занятия и отметим самых активных.
(Награждение).
-Но это не последнее занятие. Впереди у нас, еще много интересных встреч и путешествий.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного краеведения в 8 классе Мой город – город трудовой славы. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней груп Исследовательский проект для начальной школы. Мой дом - Кузбасс Программа по изучению родного края для учащихся начальной школы

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Пасхальная композиция своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3946 дней назад (1 февраля 2014)
Просмотров: 12098
+8
Голосов: 8
Гузенко Ирина # 13 февраля 2014 в 15:30 +2
Очень познавательное мероприятие. Четко прослеживается истоки становления Кузбасса. От народностей до природы,богатств земли-матушки. Особо понравились вопросы про фауну, кроссворд. Творческих успехов Ольга Ивановна! Буду рада новой публикации.
Елена Кустова # 16 марта 2014 в 14:46 +2
Понравился Ваш урок! Сама очень люблю Кузбасс!
Елена Викторовна Шестакова # 16 марта 2014 в 15:13 +2
Хорошее занятие, воспитывающее уважение, любовь к земле к природе, к родине.
Ольга Ивановна Марченко # 22 марта 2014 в 15:31 +2
Хороший конспект внеклассного урока. Я с интересом прочитала о достопримечательностях вашего региона. Успехов в вашей работе!
Татьяна Анатольевна Лаврентьева # 23 марта 2014 в 17:43 +2
отличные цветы! Цветы вообще моя слабость!
Елена Александровна Фоминская # 20 февраля 2016 в 12:02 -1
По последним данным, уголь в Кузбассе не Михайло Волков первым обнаружил. Детям нужно давать достоверную информацию.
Елена Александровна Фоминская # 25 февраля 2016 в 08:52 0
Можно минусить, а можно прислушаться к информации.
Кузбасский уголь первым нашёл немец Даниэль Мессершмид
По данным кемеровских учёных Михайло Волков не является первооткрывателем кузбасского угля
Кемеровские ученые «уточнили» первооткрывателя кузбасского угля. Так, по их данным первым кузбасский уголь открыл не рудознатец Михайло Волков, как принято считать, а немецкий ботаник и картограф Даниэль Мессершмидт. Такое открытие сделали ученые Кемеровского Института экологии человека Сибирского Отделения РАН.
Как сообщили СибДеПо в пресс-службе обладминистрации, открытие сделано на основе документов полученных в Архиве Санкт-Петербургского отделения РАН и Российском Государственном Архиве Древних Актов (Москва), заявил заведующий лабораторией Института, доктор исторических наук Игорь Ковтун.
По утверждению Ковтуна, 10 августа 1721 года, в 25 км от Кузнецка (сегодня Новокузнецк) близ устья реки Абашевая, Даниэль Мессершмидт обнаружил горящий пласт угля – местные жители называли её «Огнедышащая гора». По словам Ковтуна, это было первое открытие кузбасского угля, сделанное на месяц раньше открытия Михайло Волкова.
Однако, в современных учебниках истории сообщается, что именно Михайло Волков нашел уголь на Красной горе в сентябре 1721 года (территория современного Кемерово). Казачьего сына Михайло Волкова «назначили» по политическим соображениям быть первооткрывателем кузбасского угля как раз после Великой Отечественной войны, примерно в 1947 году.
При этом все споры ученых приказано было прекратить. «Это было политическое решение, поскольку, сами понимаете, человек по фамилии Мессершмидт не мог быть в то время первооткрывателем, — отметил Игорь Ковтун. — По нашим данным, Михайло Волков в Сибири искал, прежде всего, серебряную руду, а уголь он нашел совершенно случайно».
В свое очередь, Даниэль Мессершмидт очень хорошо понимал, что нашел. Это был один самых образованных людей того времени», — подчеркнул Ковтун.
«Мы не призываем сносить памятник Михайло Волкову в Кемерове. Однако для восстановления исторической справедливости в Новокузнецке следовало бы поставить аналогичный памятник Мессершмидту. В любом случае Михайло Волков как был одним из символов Кемеровской области, так им и останется,- считает ученый.
«Наше открытие важно и в том смысле, что 2011 году в Кузбассе будут отмечать 290-летие открытия угля», — добавил он.
Даниэль Мессершмидт был немцем, но отдал России всю свою жизнь и был почти совершенно неизвестен у себя на родине. Его работы не были закончены и никогда не увидели света в полном виде. В 1716 он был приглашен Петром I в Петербург, в 1720-27 по его заданию путешествовал по Сибири. Вёл исследования местных народов, их языков, памятников письменности и древности. Собрал значительные естественноисторические, этнографические коллекции, а также местные картографические материалы.
ольга ивановна калашникова # 25 февраля 2016 в 12:19 0
Во-первых, здравствуйте, уважаемая Елена Александровна! Если Вы такая ярая защитница исторической справедливости, тогда Вы должны знать, что Даниэль Готлиб Мессершмидт, прибыл по приглашению Петра первого в Россию не в 1716 году, а весной 1718 года «для изыскания всяких раритетов». Во-вторых, я не сказала, что у подножия Красной горы ("Горелая гора", "Огнедышащая гора"), именно казачий сын, Михайло Волков, первым обнаружил каменный уголь, он искал руду, а наткнулся на черное золото. (Внимательнее читайте материал)А в третьих, Диниэль Мессершмидт, не сразу понял, что у подножия горы есть залежи угля, он принял Красную гору за вулкан. Конечно, я не отрицаю того факта, что Д.Г.Мессершмидт, был великим человеком того времени, доктором медицины, выдающимся ботаником, первым руководителем экспедиции в Сибирь... Но для меня, как и для моего родного и любимого края, Михайло Волков, останется человеком, который первым нашел залежи каменного угля, пусть даже и спустя месяц. И, наконец, в четвертых, детям я, всегда, даю достоверную информацию.