Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа по изучению родного края для учащихся начальной школы

Программа по изучению родного края для детей 7-14 лет "Люби и знай свой край"

Автор: Калашникова Ольга Ивановна
Описание: данная программа будет полезна педагогам по истории, классным руководителям, педагогам дополнительного образования
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или TV с выходом для USB, для демонстрации презентаций, видеороликов, цветной принтер, бумага для печатания, цифровой фотоаппарат, папки с вкладышами, мультифоры; для детского творчества: цветная бумага, клей разных видов, цветной и белый картон, акварель, гуашь, кисти разных размеров, карандаши графические (2М и ТМ) и цветные, ластик, баночки для воды, салфетки, бумага для рисования формата А4, А3 и А1.
Актуальность:
Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Только вот им верить не приходится –
Все они изменчивы, как водится.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с вёснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И посёлки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного,
Сердцу только одному известного.
В.Баянов


У современных детей много проблем и много соблазнов. Когда вокруг наших детей бесчинствует беспредел и правовой и социальный, то велико их желание подстроиться под окружающую среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой, жизнь такая». Наша задача – не дать ребенку озлобиться в городских джунглях, не потерять себя, а вырасти в добрых, порядочных граждан своей страны, умеющих любить и защищать свою Родину, свой край. И помогает в этом такая наука, как краеведение.
Краеведение побуждает детей интересоваться своими корнями, историей возникновения своего края, воспитывает уважение к истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.
Краеведение – это школа познания, школа воспитания культурой.
Получение знаний по изучению родного края, способствует патриотическому воспитанию детей, бережному отношению к природному и культурному наследию родной земли. Ведь недаром говорится: «Дети – наше будущее», а какое будущее без преклонения к своим истокам, к каждому имени, давшему жизнь.
Данная программа разработана для детей школьного возраста, 7-14 лет.

Цель:
организовать просветильскую работу с воспитанниками приюта по изучению родного края.

Задачи:
развивать познавательную сферу деятельности к изучению родного края;
формировать у воспитанников любовь к родной земле, ее традициям, нравам, обычаям, культурным ценностям;
воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические, эстетические и трудовые представления у воспитанников;
развивать популяризацию краеведческих знаний;
способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств.

Методические приемы:
беседа-диалог, наглядно-демонстрационный метод, игровые (физкультминутки), продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Форма подведения итогов: экскурсии, викторины, оформление фотоальбомных папок, выставки, открытые занятия.

Конечный результат:
воспитанники должны знать историю возникновения своего родного края;
знать и чтить исторические события и памятники архитектуры своей земли;
знать и хранить историко-духовную память своих предков;
создание презентаций и видеороликов;
оформление шести фотоальбомных папок:
1. «История возникновения Кемеровской области»;
2. «Главные города Кузбасса»;
3. «Вклад главных городов Кузбасса»;
4. «Люди земли Кузнецкой»;
5. «Природа Кузбасса»;
6. «Семь чудес Кузбасса».


Реализация: Программа «Люби и знай, свой край» рассчитана на один год в количестве 104 часа, два раза в неделю по 40 минут.

Этапы: Программный материал подразделяется на восемь блоков. Каждый блок состоит из нескольких разделов, что позволит воспитанникам более детально изучить историю своего края. В заключении ознакомления с каждой темой и блоком, в целях подведения итогов, будут проводиться викторины, интеллектуальные игры, творческие мастерские, запланированы экскурсии. Такая методика способствует у детей формированию культурного наследия своих предков, повышает кругозор и самостоятельную познавательную деятельность в изучении истоков родной земли.

Содержание программы по изучению родного края «Люби и знай свой край»

1. Введение
Краткое описание программного материала.

2. История Кемеровской области от древних веков до нашего времени
Теория: историческая справка об образовании Кемеровской области, о ее первых поселенцах.
Практическая работа: экскурсии, интеллектуальные игры, озеленение территории Центра.

3. Главные города Кузбасса
Теория: знакомство с двадцатью городами Кузбасса, с их символикой, экономикой; подробное изучение семи городов Кузбасса, где численность населения превышает стотысячный рубеж.
Практическая работа: экскурсии, викторины.

4. Вклад главных городов в развитие Кузбасса
Теория: знакомство с экономикой этих городов, с залежами полезных ископаемых.
Практическая работа: викторины.

5. Люди земли Кузнецкой
Теория: воспоминания о героях Кузбасса - защитников Родины в годы ВОВ; о людях разных профессий, об их судьбах, о роли в развитии Кузбасса.
Практическая работа: экскурсии, трудовая деятельность, творческая деятельность.

6. Природа Кузбасса
Теория: знакомство с Красной книгой Кузбасса, с заповедными местами.
Практическая работа: экскурсии, заучивание стихотворений о природе кузбасских поэтов.

7. Кузбасс – шахтерский край
Теория: значение Кузбасса для России.
Практическая работа: экскурсии, трудовая деятельность (благоустройство территории Центра).

8. «Каждый из нас любит Кузбасс»
Практическая работа: познавательно-развлекательное мероприятие.

9. Семь чудес Кузбасса
Теория: знакомство с достопримечательностями Кузбасса, историческая справка.
Практическая работа: экскурсии, выставка рисунков.

Тематическое планирование программы по изучению родного края «Люби и знай свой край»
Январь
1. Введение (1 час)
2. История Кемеровской области от древних веков до нашего времени (1 час)
2.1. Образование Кемеровской области (1 час)
2.2. Творческая мастерская. Конкурс творческих работ из цикла «Моя Родина» - «Моя малая Родина» (1 час)
2.3. Интеллектуальная викторина «От прошлого к настоящему» (1 час)
2.4. Первые поселенцы (2 часа)
2.5. «Мой край, мой город». Экскурсия в городской Краеведческий музей (1 час)


2.6. «У коренных жителей в гостях» - интеллектуальная игра (1 час)
Итого: 8 часов

Февраль - март
3. Главные города Кузбасса (1 час)
3.1. Кемерово (1 час)
3.2. Прокопьевск (1 час)
3.3. Новокузнецк (1 час)
3.4. «Столица Кузбасса» - экскурсия в Краеведческий музей г.Кемерово (1 час)
3.5. Творческая мастерская. Конкурс творческих работ из цикла «Моя Родина» - «Кузбасские просторы» (1 час)
3.6. Лениск-Кузнецкий (1 час)
3.7. Междуреченск (1 час)
3.8. Интеллектуальная викторина «Городские пейзажи» (1 час)
3.9. Киселевск (1 час)
3.10. Юрга (1 час)
3.11. Анжеро-Судженск (1 час)
3.12. Белово (1 час)
3.13. Березовский (1 час)
3.14. Интеллектуальная викторина «Каждый город – своя история» (1 час)

3.15. Осинники (1 час)
3.16. Мыски (1 час)
3.17. Мариинск (1 час)
3.18. Топки (1 час)
3.18.1. Экскурсии по городу (1 час)
Творческая мастерская. Конкурс творческих работ из цикла «Моя Родина» - «Я здесь живу» (1 час)


3.18.2. «Знаешь ли ты свой город» - викторина (1 час)
3.19. Интеллектуальная игра «Достопримечательности Кузбасских городов» (1 час)
3.20. Полысаево (1 час)
3.21. Гурьевск (1 час)
3.22. Калтан (1 час)
3.23. Тайга (1 час)
3.24. Таштагол (1 час)
3.25. Салаир (1 час)
3.26. Интеллектуальная викторина «По родной земле шагая…» (1 час)
4. Вклад главных городов в развитие Кузбасса (1 час)
4.1. «Что ты знаешь о главных городах Кузбасса» - викторина
4.2. Творческая мастерская. Конкурс творческих работ из цикла «Моя Родина» - «Мой дом - Кузбасс» (1 час)
Итого: 18 часов

Апрель - май
5. Люди земли Кузнецкой (2 часа)
5.1. Люди разных профессий и их роль в развитии Кузбасса (2 час)
5.1.2. Беседа – рассказ о космонавте А.Леонове (1 час)
5.2. Кузбассовцы – защитники Родины (4 часа)
5.2.1. Беседа о В.Волошиной (1 час)
5.3. Беседа о героях-топкинцах (4 часа)

5.3.1. Экскурсия в Парк Победы г.Топки (1 час)
5.3.2. Экскурсия в музей школы № 6 г.Топки (1 час)
5.4. Творческая мастерская. Концертная программа «В гости к ветеранам» (1 час)
Итого: 17 часов

Июнь - июль - август
6. Природа Кузбасса (3 часа)
6.1. Знакомство с Красной Книгой Кузбасса (8 часов)
6.2. «Экология. Где живут кузбассовцы?» - беседа (1 час)
6.3. «Времена года». Чтение стихотворений о природе кузбасских поэтов (2 час)
6.4. «Путешествие по Красной Книге Кузбасса» - кроссворды, ребусы, шарады (6 часов)
6.5. «Наедине с природой». Экскурсия в лес (6 часов)
6.6. Экскурсия в ботанический сад г.Кемерово (1 час)
Итого: 27 часов

Сентябрь - октябрь
7. Кузбасс – шахтерский край (2 часа)
7.1. Значение Кузбасса для России (4 часа)
7.2. Творческая мастерская. Конкурс творческих работ из цикла «Моя Родина» - «Черное золото Кузбасса» (1 час)
7.3. Экскурсия по г.Кемерово (1 час)
7.4. Интеллектуальная викторина «Кузбасс – шахтерский край» (1 час)
7.5. «Тебе любимый город». Благоустройство территории Центра (7 часов)
Итого: 16 часов

Ноябрь - декабрь
8. Семь чудес Кузбасса ((1 час)
8.1. «Поднебесные зубья». Г.Междуреченск. Горный район Кузнецкого Алатау (2 часа)
8.3. Творческая мастерская. Конкурс творческих работ из цикла «Моя Родина» - «Кузбасские альпы» (1 час)
8.4. «Томская Писаница». Яшкинский район. Музей под открытым небом (2часа)
8.5. «Кузнецкая крепость». Г.Новокузнецк. Памятник истории и архитектуры федерального значения (2 часа)
8.6. «Азасская пещера». Таштагольский район. Считается обителем Снежного человека – йети (1 час)
8.7. «Золотая Шория». Скульптура. Г.Таштагол (1 час)
8.8. «Кузбасские кружева». г.Мариинск. Памятники архитектуры (2 часа)
8.9. Монумент «Память шахтерам Кузбасса» г.Кемерово (1 час)
8.10. Творческая мастерская. Конкурс творческих работ из цикла «Моя Родина» -«Кузбасские чудеса» (1 час)
8.11. «Памятники г.Кемерово». заочная экскурсия (2 часа)
8.12. Интеллектуальная викторина «Кузбасские просторы» (1 час)
8.13. «Моя малая Родина». Выставка рисунков (1 час)
Итого: 18 часов
Всего за год: 104 часа

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс Дошкольникам о родном крае Из опыта работы воспитателя ДОУ Экскурсия по городу Воронеж

Похожие статьи:

Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс

Краеведческий материал на уроках окружающего мира

Исследовательский проект для начальной школы. Мой дом - Кузбасс | Наглядно-демонстрационный материал на занятиях декоративно-прикладным творчеством, 1-5 класс
Опубликовано: 3190 дней назад (27 февраля 2016)
Просмотров: 4225
Рубрика: программы
+6
Голосов: 6
Елена Викторовна Багрова # 27 февраля 2016 в 14:49 +1
Здравствуйте, Ольга Ивановна!
Изучение истории своего родного края - важный момент патриотического и духовно - нравственного, экологического воспитания детей. Своей работой Вы затрагиваете главные направления педагогической деятельности и решаете много важных задач.
Спасибо за знакомство с Кузбассом! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
ольга ивановна калашникова # 28 февраля 2016 в 06:10 0
Спасибо за теплые слова!
Гузель Сагитовна Яхина # 27 февраля 2016 в 17:13 +1
Голосую с удовольствием! Очень интересно и познавательно!
ольга ивановна калашникова # 28 февраля 2016 в 06:11 0
Спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 28 февраля 2016 в 21:22 +1
Ольга Ивановна!
С интересом ознакомилась с программой по изучению родного края "Люби и знай свой край". Представленный Вами проект поэтапно позволяет решить поставленные задачи развития познавательной сферы деятельности к изучению родного края, формировать любовь к родной земле, ее традициям, нравам, обычаям, культурным ценностям, воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические представления у воспитанников, способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств. Подробно разработаны формы и методы для реализации данного проекта. думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
ольга ивановна калашникова # 29 февраля 2016 в 14:31 0
Огромное спасибо за такие теплые слова! И Вам всего доброго!
Ермакова Наталья Александровна # 3 марта 2016 в 00:59 +1
Ольга Ивановна! Рада увидеть продолжение по изучению родного края. Программа "Люби и знай свой край" очень интересная, прекрасно спланирована, последовательна, принимайте голос № 5
ольга ивановна калашникова # 15 марта 2016 в 19:10 0
Спасибо, что заглядываете на мою страничку. Благодарю, Вас, за комментарий к программе.