Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творческий проект к 70 летию Победы

Творческий проект «Детство, опаленное войной»
Автор проекта: Шайдурова Дарья, учащаяся МАОУ « СОШ № 16» города Перми.
Руководитель проекта: Ярославцева Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ « СОШ № 16» города Перми.
Описание материала: материал дает возможность познакомиться с жизнью детей во время Великой Отечественной войны, понять и почувствовать их радости и огорчения, узнать, какой вклад внесли дети в долгожданную Победу.
Введение
В преддверии праздника Великой Победы актуальным становятся события, факты из жизни тех людей, которые в разной степи, в силу объективных возможностей ковали Победу. Для одних – это непосредственные военные действия, фронт. Для других – немыслимый труд в тылу. Конечные претерпевания и лишения казались бесконечными. Среди всех наиболее уязвимыми оказались дети, которые не менее взрослых ощутили на себе весь ужас войны. Дети выросли, стали взрослыми, построили свои семьи, внесли вклад светлое будущее страны и будущих поколений. Сейчас, для моего поколения, они являются бабушками и дедушками. Нам очень хочется понять, прочувствовать их детскую жизнь в военные годы, ведь тех, кто участвовал напрямую в военных действиях, осталось очень мало. Это позволит нам приобщиться к значимому памятному событию нашей истории и нашего государства. Всколыхнуть патриотичные чувства. Еще больше ощутить сердцем любовь к нашей Родине. Почтить память о событиях семидесятилетней давности.
Цель проекта: провести исследование о детских военных годах жизни пожилых людей, находящихся в моем окружении.
Задачи:
1. Провести опрос, чтобы узнать, как дети жили во время войны.
2. Составить родовое дерево.
3. Составить вопросы для интервью.
4. Приобщить свою семью к исследованию.
4. Сделать вывод.
Объектом исследования является судьба людей.
Предмет исследования: особенности жизни детей во время войны.
Ключевым методом исследования, применявшимся в работе был социологический (опрос, интервьюирование). Так же применялся анализ и обобщение.
Исследование и опрос производился среди родственников и знакомых.
Родственники
Чтобы определить, кто во время войны был ребёнком, составим родовое дерево:
Вывод: Детьми во время войны были:
1.бабушка Аликина Анна Тимофеевна 1933 года рождения,
2.бабушка Шайдурова Маргарита Сергеевна 1938 года рождения
3.дедушка Шайдуров Александр Николаевич 1936 года рождения
4.двоюродный дедушка Шайдуров Николай Николаевич 1935 года рождения
5.двоюродная бабушка Шайдурова Валентина Николаевна 1938 года рождения

Для того чтобы узнать про их детство, были составлены вопросы:
1.Помните ли, вы, как началась война?
2.Помните ли, вы как объявили о победе?
3.Что помните, из своего детства во время войны?

Итак, можно брать интервью.
Родственники
С первыми с кем я говорила, это были дедушка Саша и бабушка Рита. Сейчас они проживают в селе Кыласово Ильинского района. Как всегда всей семьёй мы приехали к ним в гости. Все рады встречи и, конечно же, сели за стол и очень осторожно начали разговор о приближающей дате 70-летие Великой Победы. И не заметно перешли на воспоминания о детстве во время войны.
- Помните ли, вы, как началась война?
Говорит дед Саша: - Мне было пять лет. Жили мы в городе на улице Ленина. Я не понял, что началась война. Но вдруг всё вокруг стало тревожным, чёрным, что что-то случилось.
Говорит бабушка Рита: - Мне было три года. Я не поняла, что началась война, но видела как изменились взрослые, по поведению взрослых почувствовала, что что-то случилось.
И началась длинная долгая жизнь бабушки и дедушки в детском саду.
- Что помните, из своего детства во время войны?
Вспоминает дедушка Саша:
- У нашей мамы было восемь детей. Нас надо было кормить. А есть нечего. Мы все жили в детском саду, в который распределили нас от папиной работы. Он был связистом. Этот детский сад находился в военном городке на улице Плеханова. Вокруг были тополя, дома барачного типа, кирпичное здание – сам военкомат, наш детский сад – кирпичный. С одной стороны детский сад, с другой – склад, а напротив гараж. Помню, всё время хотелось есть и мёрзли ноги.
Дед встал, пошёл на второй этаж и стал искать фотографию 1941 года (Приложение 1). Нашёл и стал рассказывать дальше:
- Видишь, мы все были в одинаковой одежде. Очень хорошо помню, вчера мы гуляли с мальчиком, который спал возле меня, а сегодня его уже нет. Умер ночью. Я встал утром, а он не встаёт. Почему? Не понимал. Понял, когда через несколько дней умерла девочка, которая спала с другой стороны от меня. В тот день мы с ней играли вместе. (Дедушка вздыхает и говорит: - «Трудно было!»).
- Один раз я заболел. Меня привезли в больницу. Врач сказал, что ему не поможешь. Меня положили в дальний угол, спокойно умирать. Но на радость мою, в этой больнице работала врач педиатр Трынкина и она спасла мне жизнь. Она приносила бульоны из дома и насильно меня кормила. Благодаря её заботе я поправился.
Дедушка не помнит, как её зовут, а вот фамилию до сих пор помнит. Снова вздыхает, помешивает в печке дрова и приговаривает: - «Трудно было!»
Дом, в котором мы жили, был буквой т, флигелек был, слева и справа от нашей комнаты жили евреи. Окна были закрыты тёмной тканью и белыми полосками, виднелась рама окна. Ещё я помню, что прилетал самолёт и все его боялись.
- В 44 году я пошёл в первый класс школы № 37. Рядом был стадион «Энергетик», а напротив Слудская церковь. Мою учительницу звали Татьяна Николаевна. Очень терпеливая. Учеба давалась тяжело, плохо, с трудом понимал. Один раз нам неожиданно дали овсяную лепёшку. Так было вкусно и радостно. И мы на следующий день бежали в школу и ждали, что нам снова дадут лепёшку. И так каждый день. Но, увы.
- Однажды, Татьяна Николаевна оставила меня как-то после уроков и объяснила, как решать задачи. С тех пор у меня стало получаться учиться по математике.
Дед Саша получил среднее - техническое образование. Был начальником аэропорта города Чёрмоза с 1972 по 1974 годы. Работал слесарем в институте нефти. Пользовался уважением. Отзывчивый, всегда придёт на помощь. Сейчас пенсионер, активно участвует в устройстве и жизни села Кыласово Ильинского района.
Вспоминает бабушка Рита:
- Мы с сестрой жили всю войну в детском саду, так как отец работал, мама умерла в 40 году, у него на руках была наша младшая сестра, ей был один год. Во время войны она умерла. Помню, как я всё время смотрю в окно и жду чуда. И всё время испытывала чувства грусти и тоски. Отец очень редко забирал нас из детского сада, чтобы в бане помыть. Всё время брили на лысо, потому что было много вшей.
- Ещё помню праздник Новый год. Наряжали ёлочку в детском саду из фантиков, бантиков, конфет, пряников, орех. Пели песню на празднике:
Ёлочка зелёная
Золотые шишки.
К нам на ёлочку пришли
Маленькие мишки.
Мой мишутка славненький
попляши под ёлочкой
Толстенькие ножки
Топни, топни ножкой.
- Ещё помню подарки под ёлкой в самодельных коробках в виде барабана, морковки. Содержимое подарка не помню. Потом, когда я стала работать воспитателем в детском саду, сама делала такие коробки для новогодних подарков своим воспитанникам детского сада.
И сейчас иногда бабушка под Новый год наряжает ёлку из своего детства, разрешает нам внукам и правнукам угощаться вкусностями, какие найдём.
У бабушки сохранилась лишь только одна фотография 1946 года 1 сентября, когда бабушка пошла в первый класс.

- Помните ли, вы как объявили о победе?
Рассказывает дедушка Саша:
- Взрослые, уже спокойнее, всё больше радости и улыбок на лице. Нас всех собрали, и мы пошли на площадь Окулова, радио рупор был только там. А народу много, как бы тебя не задавили. Сказали, что победа, война окончилась. И что тут началось: все вокруг закричали: - «Ура!» Шапки вверх летят, обнимают друг друга, плачут, целуются и главное был салют.
Рассказывает бабушка:
- Только помню радость. И чаще стала бывать дома. 9 мая 1945 года нас всех нарядили, нам из бумаги сделали большие красные маки. Мы маршировали и читали стихи:
Маки красные цвели
На парад ребята шли.
Бабушка Рита тридцать лет проработала в детском саду воспитателем. За честный и добросовестный труд бабушка награждена значком «Почётный работник образования» и значком «Ветеран труда». Пользуется огромной любовью своих внуков и правнуков.

Разговор с Шайдуровой Валентиной Николаевной
Валентина Николаевна Шайдурова четвёртый ребёнок в семье деда Саши. Она родилась 16 января 1938 году. Когда началась война, Валентине было 3 года. А свои воспоминания начинает с возраста 5 лет.
Вспоминает Валентина Николаевна:
- Очень голодное было детство. Всё время хотелось есть. Основной едой были очистки картофельные, жмых. Старший брат Володя ходил по помойкам, что там съестного найдёт, всё нам несет. Это варили и ели. Мама не работала, у неё на тот момент нас было шестеро (двое родились после войны). Давали ей паёк за отца. Но что было, не помню.
- Помню, как в детском саду давали чищеную морковку. Мы её грызли, и говорили: - «Витаминки!»
- Помните ли, вы как объявили о победе?
Говорит Валентина Николаевна:
- Мне было семь лет. Хорошо помню, как сейчас. Сижу на окошке и кричу: - «Победа! Победа! Победа!»
Сейчас Валентина Николаевна живёт в Рязани. Растит внуков и правнуков.

Разговор с Николаем Николаевичем Шайдуровым
Николай Николаевич Шайдуров родился 5 мая 1935 года. Когда началась война, ему было 6 лет. Разговор со мной начал осторожно и стыдится своих воспоминаний.
-Помните ли, вы, как началась война?
Говорит Николай Николаевич:
- Конечно, помню, ничего хорошего. Я же пацан, радовался, что воевать пойду (улыбается). Но ничего подобного не произошло. Только беды да страдания.
- Что помните, из своего детства во время войны?
Вспоминает Николай Николаевич:
- Помню, что есть всё время хотелось. Был сорвиголова. Доставалось от материи, лупила розгами. Но я её понимаю, нас шестеро. Мы с Сашкой без присмотра, чего-нибудь, да и вытворим. Ходил тоже в сад, как и Александр. Пошёл в первый класс в 1943 году в школу 37. Учительница у нас была строгая, Александра, не помню её отчества, а фамилию помню хорошо Порошина. Тогда мальчики учились отдельно от девочек. В классе 40 мальчишек сорванцов. Разве с нами легко. Мы её ласково называли Порошиха. Надоест сидеть в классе, возьмём да с второго этажа выпрыгнем да бежать. Гуляем, гуляем, а дома – розги.
Николай Николаевич обладает чувством юмора. Все вставляет в свой рассказ какую-нибудь шутку. Продолжает:
- Как младших братьев повеселить? Вот говорю своему младшему брату Женьке, ему было 3 года: - «Хочешь, покажу Москву?» Тот соглашается, и вот сажу я его в санки и везу на Пермь II. Привожу и говорю: - «Вот это Москва!» У Жени глаза круглые, рот открыт от удивления. Радостные мы едем домой. А Женька счастливый, счастливый.
- Помню, в 43 году пленных немцев вели. Колонна длинная, минут сорок шли. Мы, же пацаны, кидали в них камнями. (Сейчас стыдно, люди же всё-таки). Их привели в Черняевский лес. Там они жили, кто кормил и как не знаю. Умирали, друг другу могилы копали в этом же лесу. Сейчас конкретно эти места не смогу показать.
- Однажды летал самолёт. Видимо разведчик. Фотографировал стратегические заводы.
- Помню, на Новый год в детском саду подарили маленькую конфетку-подушечку. А в день рождения? Например, у Сашки день рождения. Мы все пьём кисель. А Сашка на один стакан больше, не один, а два.
- Знаю, наш отец готовил радистов. Подготовил 236 радистов, которые были отправлены на разные задания: кто в партизанский отряд, кто для разведки. В живых остались всего 6, 230 – погибли.
- Помните ли, вы как объявили о победе?
- Конечно, так радовались. Нас вех собрали, пошли на площадь, слушать. Народ веселиться, плачет, ликует. Мы тоже скачем, прыгаем, радуемся.
После окончания войны Николай Николаевич получил среднетехническое образование, ездил по скважинам Пермской области и брал пробы из скважин, для определения качества нефти. Проработал в институте нефти мастером. Еще занимался педагогической деятельностью - готовил на курсах себе замену.
В молодости собрал для себя из отбросов лодку и бороздил по ней по просторам реки Камы. Также сумел собрать москвич 412, который долго ему отслужил. В 2016 году Николай Николаевич отметит юбилей 80 лет. И сейчас у него дома лежит мотор мотоцикла, старые радиоприёмники, разные отвёртки и огромная лупа. Продолжает собирать и изобретать.

Разговор с бабушкой Аней
Анна Тимофеевна Аликина родилась 10 марта 1933 года в Кировской области в семье крестьянина. Перед войной семья бабушки переехала в Верещагино. А когда началась война переехали в деревню Грязная Пермского района. В семье было пятеро детей. Самый старший Александр Тимофеевич, затем Рая, Лена, потом моя бабушка и младшая Полина. Сегодня из всех детей жива только моя бабушка Аликина Анна Тимофеевна.
- Бабушка, помнишь ли ты, как началась война?
Бабушка Аня:
- Брата Сашу не забрали на войну, так как он был единственным мужчиной в семье, кормил нас. Отец Тимофей ушёл на фронт. Мама работала в колхозе, мы дети ей помогали, выполняли тот же труд, что и взрослые. Взрослые собирали картошку, и мы - тоже, нам давали только вёдра поменьше.
- В 1943 году отец был ранен, лежал в госпитале в Перми у рынка. Мы его ездили проведать. Полина была маленькой. Отец взял её бережно на руки и дал самое большое яблоко, оно нам таким казалось. После госпиталя недолго пожил дома и снова уехал на фронт. А в 1944 году мы получили похоронку, где наш отец Тимофей Иванович 27 июня был убит, проявив геройство и мужество. (Приложение 3)
- Во время войны всем было трудно. У нас была корова, только кормила она не нас. Всё молоко надо было каждый день сдавать, носили по очереди за 8 км. Овощи, которые выращивали на огороде, тоже сдавались, и нам оставалось очень мало. Не хватало, чтобы прокормиться. Собирали гнилую картошку на полях, сушили. Из сухой гнилой картошки делали муку и добавляли молоко, которое редко доставалось, и тогда стряпали лепёшки. И эти лепёшки казались такими вкусными. Так же ели пеканы, лепёшки из лебеды, варили суп из крапивы.
- В 1944 году мама устроилась прясть шерсть и вязать носки для солдат. Брат Саша устроился на железную дорогу и с этого момента мы стали каждый день есть хлеб. Брату давали карточки на него и на нас. 300 грамм хлеба мы съедали в день. Одеть было нечего, донашивали старьё, всё время мёрзли.
- Помните ли, вы как объявили о победе?
Приехала я на электричке в Лёвшино в магазин за хлебом. Стою в очереди, и вдруг по радио объявляют победу. Что тут началось. Мужики стали кидать шапки, женщины друг друга обнимали, стояли слёзы радости, все радовались. Возвращалась домой на электричке, радовались и сообщали друг другу радостную новость.
- Мы долго бегали встречать поезда с солдатами, которые возвращались с войны и надеялись, что отец вернётся. Вернулся дядя, брат отца. И рассказывал, только одно, что война – это так страшно, и помнит свист пуль, погибнешь, или останешься жив.
Бабушка Аня проработала больше 40 лет на заводе имени Я.М. Свердлова. За честный и доблестный труд получила значок ветеран труда. В годы СССР среди рабочих были социалистические соревнования, и моя бабушка пять раз была победителем этих соревнований и имеет медали. В 1966 г. её портрет можно было увидеть на доске почёта, которая была на Комсомольском проспекте. И несколько раз, была на доске почета в цехе. Мы все её любим и гордимся.
Дальние родственники
Мои исследования продолжаются, когда я всё выяснила о своих родственниках, решила продолжить. И это стали родственники друга моей сестры. Его зовут Николай Маслов, а проживает он с бабушкой Раей, сейчас ей 81 год. Значит, она родилась в 1933 г. Оправляюсь к ним в гости. И вот, что я узнала.
Раиса Павловна Сошина (в девичестве Жернакова) родилась 2 декабря 1933 года в городе Ленинграде в семье моряка. Глава семьи, отец Павел Егорович (с 1902 года рождения) до войны служил на крейсере «Аврора», а во время войны руководство г. Кронштадта перевел его на службу на «ЛИНКОР Октябрьская революция», а «Аврора» стала музеем.
Клавдия Семеновна Бутяйкина, мама Раисы Павловны была из многодетной семьи питерских революционеров, умерла, когда Раисе было 1,5 года. Особых впечатлений о маме нет.
Зато была старшая родная сестра у Раисы Павловны, Валентина. По воспоминаниям Раисы, ее называли Валентинкой. Разница в возрасте у сестричек была в 4 года. Валентина заботилась о младшей сестре: учила писать и читать.
Заветным уголком в комнате, где жила семья на проспекте Майорова, (сейчас Вознесенский), являлось местечко под кроватью. Сестры играли в парикмахерскую. Раиса Павловна вспоминает: - «Валентинка, могла подстричь меня, как ей вздумается! Она у нас была затейницей, всегда выдумывала что-то новое».
В начале июня 1941 года папе дали отпуск с «Линкора», во время которого он увез нас из Ленинграда к дедушке Егору Ивановичу в Пермь. Приехали, Валентине не понравилось, она сказала: «Я в этой деревне не останусь, уеду обратно в собачьем ящике». Валентина уехала, началась Великая Отечественная. Объявили об эвакуации жителей Ленинграда в восточную часть нашей страны. Валентина не эвакуировалась. Посчитали, что мачеха выдворяет из родного дома ребенка.
В 1942-м году пришло от Валентины письмо. Письма проходили цензуру. В нем сообщалось, что хлеба давали по 125 граммов в день. И эта надпись была зачеркнута.
В 1944-м году обессилевших жителей Ленинграда стали отправлять через дорогу «Жизни» Ладожского озера, среди которых была и Валентина. Переправившись на другой берег озера кормили. Многие после длительного голодания Валентина и другие люди попали в больницу. Там, Валентина и скончалась.
Есть рассказ советской писательницы (не помнит фамилии писательницы) под названием «Валентинка», в котором повествуется о трагической судьбе ленинградской девочки Валентинки, жившей во время войны. Читая его, Раиса проливает слезы, и говорит этот рассказ о моей сестре. О том, что сестра Валентина умерла, Раиса узнала уже после войны.
Отец Раисы Павловны, Павел Егорович дважды был в концлагерях в Прибалтике, дважды сбежал. На третий раз он попал в концлагерь «Оберхаузен» в западной Германии, из которого его освободили 1947 году. Эшелон заключенных в 1947 году направился в Челябинск. Проезжая через Пермь, отец узнал город и в районе поселка Камский выкинул письмо для Раисы, на котором был указан адрес. Письмо подобрали и принесли адресату. Так получили первую весть от отца.
Во время войны Раиса жила с бабой Паней, женой старшего брата дедушки, к которому привез отец в июне 1941 г. Голодной жизни с бабой Паней не было, держали козу, всегда занимались огородом, выращивали в основном овощи. Излишки продавали на местном рынке. Жили они в избушке на станции сортировочной поселка Камский.
Света не было. Выход нашелся. Однажды на станции разлилась цистерна с каким-то маслом. Набрали в жестяную банку этого масла, опустили фитиль – свет готов!
Избушка была размером 3х3 метра, у окна стоял сундук, который служил столом, по левую сторону стояла кровать, по правую еще один сундук, на котором можно было поспать, а в серединке дверь в подполье.
Муж бабы Пани подготавливал бойцов на фронт, подписывал им аттестаты. Аттестаты выписал и на Раису и на бабу Паню. Унесли их в военкомат и стали получать денежное довольствие. А когда американская сторона вмешалась в войну, стали выдавать американскую сгущенку, консервированную колбасу, одежду.
Баба Паня умела шить, у нее была швейная машина. Летом она ездила в свою деревню, обшивала местных жителей. Взамен привозила мешок зерна, мед, ягоды.
В школу № 41 пошла Раиса в декабре 1941 года, баба Паня устроила ее по знакомству. Первым учителем была Миланья Поликарповна Тарарина, от которой даже Раисе досталось однажды по рукам линейкой. Баба Паня доставала для учёбы Раисы все: и карандаш, и бумагу.
Раиса Павловна в школе получила первую пятёрку, за это её одноклассники на перемене полупили. С тех пор она решила учиться, не выделятся.
В школе изредка давали сахар и даже одежду. Однажды, девочкам раздавали пальто и платья. Кому, что достанется. Раисе Павловне досталась платье, какое-то серое, неприглядное по ее словам. Ох, и обидно же было до слез, что досталась пальто подружке.
Дважды в неделю к учителю приходил офицер и всегда приносил гостинцы. Мы уже знали – будет печенька или сухарик. Так и учились.
Победа пришла 9 мая, Раиса как обычно пошла в школу. Идет, на пути встречаются люди, спрашивают: «Куда пошла? Война-то кончилась!». Раиса отвечает: «Как куда?! В школу! Учеба-то не кончилась!».
В школе все прыгают. Кричат Ура! Ура! Всех собрали и пошли в химзавод. Зашли на территорию, люди выступают, говорят какие-то слова. Дети хулиганят. Сходили, пришли в школу и дальше стали учиться. (Приложение № 4).
Сейчас Раиса Павловна на заслуженном отдыхе. Отработала на химическом заводе имени Орджоникидзе на вредном производстве, затем продавала книги, и до 75 лет работала в ремонте обуви, принимала обувь. Очень добрая, интеллигентная, спокойная. Растит внуков и правнуков.
Я нашла рассказ про Валентинку. Автор Любовь Воронкова «Девочка из города». И представила сестру Раисы Павловны:
Девочка с характером, одинокая, одна вовремя войны в блокадном Ленинграде, но самоотверженная, не пожалуется на трудности и страх, наоборот становится сильнее. Любознательная и открытая, удивляется всему миру и радуется, как героиня рассказа. Начитанная, много знает и может поделиться своим знаниями, фантазёрка и выдумщица приключений. Вот мы и познакомились.
Соседи и знакомые
Мария Григорьевна Таскаева
Исследования моей работы продолжаются и сейчас объектами стали мои соседи и окружающие нас люди. Это оказалась наша соседка по даче Мария Григорьевна Таскаева, которая родилась 15 марта 1941 года в деревне Силино Верхнее-Иньвенского поселения Кудымкарского района Пермской области. Мама Марии Григорьевны – инвалид, папе - 58 лет, 9 лет воевал в рядах Красной Армии против Колчака. Поэтому отец не был призван на войну. Как началась война, она не может помнить, только родилась. Но два ярких эпизода из военного детства помнит.
Из воспоминаний Марии Григорьевны:
- Мне было три года. Мама заболела, лежала на печи и вот уже третий месяц не ходит. Мы жили вчетвером: мама, папа, я и маленький брат. Хлеб всегда был, даже оставался, не успевали съедать. И вот на столе лежит две буханки хлеба. К нам в дом пришли беженцы. И покажись мне, что она хочет взять у нас хлеб. Я как закричу: - «Мама, тётя у нас хлеб ворует!!!!» Женщина испугалась и говорит: - «Девочка. Нет. Нет. Я хочу его поменять на ткань». Мама, лёжа на печи, выменяла этот хлеб на сукно и саржу. Из сукна мне мама шила пальто и я в нём четыре года проходила в училище. Из саржи сшила платье на школьный выпускной. Вот первая история.
- А вторая история такая. Примерно тот же возраст три или четыре года. К нам в дом пришли с описью составить, что есть из продуктов и скотины. Мама в голбец спрятала курочку и петуха, овцу. Спрашивают у неё депутаты: - «Сколько у вас куриц и т.д.?» Мама ответила. Тут я подхожу и говорю: - «Мама, у нас же ещё в голбце сидят курица, петух и овца». Вот так я её и выдала. Чем закончилось дело, не помню.
Мария Григорьевна Таскаева сорок лет проработала в школе учителем начальных классов в Старых Лядах. Сейчас ветеран труда, инвалид. Очень весёлая, жизнерадостная, добрая, отзывчивая старушка.
Валентина Константиновна Пермякова (в девичестве Колегова)
В школе у нас на втором этаже моет полы маленькая неприметная женщина. Каждый день борется она с пылью и грязью, делая жизнь школьников здоровой и чистой. Зовут её Валентиной Константиновной. Я узнала, что она родилась в 1939 году и решила с ней поговорить. Валентина Константиновна легко согласилась. Сначала разговор были ни о чём, а затем плавно перешёл о войне. И вот, что она мне рассказала:
Я родилась 31 мая 1939 году на станции Янаул Башкирской АССР. В семье была одиннадцатой. Отец был кузнецом, на долго не задерживались на одном месте, переезжали часто. Мать не работала, воспитывала нас детей. Когда началась война, отец ушёл воевать, а через два месяца получили похоронку, пропал без вести. Мать сразу ослепла. Самый старший брат, ему было 12 лет, собрал всех нас маленьких и перевёз к бабушке. Как было трудно. Вечный голод. Бабушка стряпала из гнилой картошки, которую собирали на полях после уборки основного урожая, лепёшки, также из лебеды и из каких-то чёрных семян. Лепёшка такая твёрдая, не жуётся, а есть хочется. (Валентина Константиновна плачет)
- Однажды исследовали всю деревню, взяли кровь и оказалось, что у всех низкий гемоглобин, и каждый день нам стали давать маленький кусочек хлеба (проводит по уголку стола 2 см на 2 см) и маленький кусочек сахара. Помню, что от голода вечно кружилась голова. Сижу, а голову ведёт куда-то. Долго было такое состояние и после войны тоже.
- Ещё помню, бабушка всё время вязала носки, варежки. К нам в дом приходили другие женщины и тоже вязали, пряли, ткали холсты для мешков и отправляли посылки на фронт.
- Много детей погибло. Из нас осталось только пятеро детей. Да и в селе детей умерло много. Слышала я, как одна бабушка успокаивала другую: - «Не горюй! Вспомни, какой хулиган был, не справлялись. Может и к лучшему!»
- Помните ли, вы как объявили о победе?
Не было ни света, ни радио. О победе узнали по сарафанному радио. У нас была площадь возле церкви. Собрался там народ. Все плакали, радовались, целовались, обнимались. Шум, гам радости. И мы дети прыгаем, кричим: - «Ура! Победа!» (Снова плачет).
Затем Валентина Константиновна мне признаётся, что никому не рассказывала о своём военном детстве. Даже своим детям. Мне первой.
Вывод
В ходе исследования из уст первоисточников я узнала, как жили дети во время войны. Такие разные условия жизни, но есть общее: голод и страдание, ходили в школу учиться.
Несмотря на трудности, голод и лишения все эти дети выросли порядочными, добрыми людьми, которые честно трудились на благо нашей Родины, чтобы мы, их внуки и правнуки жили в достатке. И наша главная задача научится ценить то, что мы имеем.
Ещё я поняла, что это скромные люди, с осторожностью рассказывают о своих военных детских годах. И я им благодарна за их воспоминания.
В результате своей работы я прониклась ещё большим уважением к своим родственникам и ко всем пожилым людям.

Рекомендуем посмотреть:

Проект ко Дню Победы в школе Творческий проект на День Победы - 9 мая для школьников, 9 класс Сочинения о войне 1941-1945, 5 класс Сочинения о Великой Отечественной войне 1941-1945, 10 класс
Участник №131 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией. Знаки препинания при деепричастном обороте
Опубликовано: 3528 дней назад (7 апреля 2015)
Просмотров: 2604
Рубрика: проекты
+4
Голосов: 6
Наталья Михайловна Сидлярова # 7 апреля 2015 в 11:26 +2
Добрый день! Готовлюсь к городскому мероприятию к 9 мая. Очень много литературы перечитала. Спасибо вам за вашу работу. Раньше в школе руководила музеем боевой славы. Очень трудно было некоторых ветеранов ВОв вывести на разговор. Но мы с детьми смогли это сделать.
Лариса Викторовна Ярославцева # 7 апреля 2015 в 11:36 +1
Спасибо, Наталья Михайловна.Я согласна с вами, что найти участников войны становится все сложнее.Мы эту работу по крупицам собирали.
Ольга Валерьевна Пахомова # 7 апреля 2015 в 16:51 +1
Замечательная работа! Это то, чего в наше время не хватает нашим детям в современное время! Напомнить о прошлом, о наших прадедах. К сожалению сейчас все меньше и меньше в наших семьях рассказывают о жизни наших предков. Спасибо Вам за воспоминания!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 7 апреля 2015 в 19:11 +1
Спасибо за Вашу работу. Обращение к военной истории своей семьи очень важно для нравственного воспитания ребенка.
Голосую.
Светлана Олеговна Часовских # 7 апреля 2015 в 21:21 +1
Такой замечательный проект! Сколько работы проделано! Но это очень важно. Успехов Вам!Голос
Ирина Владимировна Мамина # 19 апреля 2015 в 12:44 +1
Лариса Викторовна, спасибо за Ваш труд. Очень важно воспитывать у подрастающего поколения интерес к героическому прошлому нашей страны, уважительное отношение к тем, кто испытал трудности тяжёлых военных лет. Работа очень интересная! +1
Лариса Викторовна Ярославцева # 27 апреля 2015 в 17:20 0
Спасибо!