Проект для подготовительной группы детского сада "Хоровод - круглый год"
Автор: Валитова Лариса Владимировна
Описание: проект может быть полезен педагогам, как дошкольных, так и школьных учреждений, а также педагогам дополнительного образования, так как решает в творческой форме многие задачи синтеза искусств.
Проект "Хоровод - круглый год".
Тип проекта: познавательный, творческий
Участники проекта: музыкальный руководитель и дети подготовительной к школе группы.
Длительность проекта: долгосрочный
Проблема: недостаточное эстетическое развитие детей
Причины:
• пониженный интерес к произведениям искусства;
• дети мало или совсем не посещают концерты, выставки и т.д.;
• отсутствие представления о "классическом произведении".
Актуальность проекта.
Именно в детстве формируется представление о прекрасном в жизни и искусстве. Комплексный метод в изучении искусств многими считается особенно оправданным. Для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыка, живопись, литература. Этого можно достичь, опираясь на способность ребенка воспринимать окружающий мир, как родственный человеку. О смене времен года, об изменениях в природе, которые происходят каждый месяц наиболее ярко и образно дети могут услышать и увидеть в произведениях музыкальных, литературных, в произведениях живописи. И, наоборот, с помощью таких знакомых нам природных явлений обогащается восприятие произведений живописи, литературы, музыки. Что способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представления о добре, красоте, духовных ценностях.
Цель:
• эстетическое развитие детей путем восприятия образа времени года через музыку, поэзию, живопись.
Задачи:
• формировать у детей представления о смене времен года в связи с музыкально-художественными и
литературными произведениями;
• показать связь времен года, месяцев с их символическим и обрядовым смыслом в народной культуре;
• дать детям возможность почувствовать себя сопричастными времени;
• путем сопереживания образам искусства, научить различать настроения, тем самым пополняя свои
представления о чувствах человека;
• развивать эмоциональную сферу ребенка, которая тесно связана с развитием воображения и творчества;
• воспитывать любовь к природе;
• развивать связную речь, различные виды памяти, логическое и ассоциативное мышление.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
- определить цель и задачи;
- изучить и создать информационную базу по теме проекта;
- составить план, подготовить конспекты и сценарии;
- вовлечь детей в процесс подготовки реализации проекта.
2. Основной.
- проведение занятий и репетиций (у детей формируются представления о смене времен года, об особенностях зимних, весенних, летних, осенних месяцев с опорой на чувственное восприятие (поэзия, музыка, живопись) и рациональное познание);
- разучивание и повторение песен, стихов, танцев, игр и оркестра;
- подбор костюмов для выступлений;
3. Заключительный этап.
- подготовка и показ концерта "Хоровод - круглый год" для детей младших групп детского сада (стимулировать желание детей активно участвовать в исполнении номеров концертной программы, в полной мере используя полученные умения и навыки, знания, а также эмоциональные переживания, приобретенные при работе над проектом;
- подготовка презентации проекта.
Ожидаемый результат:
• повысится интерес детей ко всем видам искусства;
• укрепится бережное отношение к природе;
• обогатятся знания по окружающему миру и в области искусства;
• раскроются творческие способности;
• расширится кругозор и обогатится словарь.
Продукт проекта: 1. Концерт "Хоровод - круглый год";
2. Презентация.
План осуществления проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
Любая методика по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями включает в себя:
1. Наблюдения в природе.
2. Восприятие искусства.
3. Детское творчество.
Игровая деятельность: разучивание игр - "Гори, гори ясно", "Осень, что в подарок принесла", "Снеговик Егорка", "Ходит матушка-Весна".
Коммуникативная: беседы о репродукциях картин по временам года; беседы о характере музыкальных произведений из цикла П. И. Чайковского "Времена года"; беседы о содержании разучиваемых детьми стихотворений; беседы по журналу "Дошкольное воспитание" 7/2007.
Восприятие художественной литературы: заучивание текстов песен, игр и хороводов; прослушивание стихов; прочтение и анализ сказки "Спор двенадцати месяцев".
Познавательно-исследовательская: наблюдения за изменениями в природе; беседы о роли изменений в природе в практической деятельности человека (сельское хозяйство, народные приметы и традиции).
Музыкально-двигательная: разучивание и повторение танцев, игр, хороводов; прослушивание музыкальных произведений.
Итоги проекта:
1. У детей сформировался интерес к искусству, которое ярко и образно раскрывает красоту природы.
2. У детей появились устойчивые предпосылки для развития творческого воображения и мышления, продуктивного творчества.
3. У детей обогатились знания и расширился кругозор.
Список литературы:
1. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Науч. рук. Ю.А. Лебедев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2001. – 288с. –(Здоровьесберегающая педагогика).
2. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников/ Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина – М.: ВАКО, 2006. – 160с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Дошкольное воспитание №7/ 2007/: Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии/ С. Фадеева.
4. Дошкольное воспитание №1/2009: Хоровод «Круглый год»/ Т. Рогаткина
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа